ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
Обоснование. В статье обсуждаются техники современного профайлинга, интеграция которых в педагогическую коммуникацию повысит качество образовательного процесса в вузе. Актуальность исследования обусловлена определяющей ролью педагогического общения в деле образования и воспитания молодого поколения, необходимостью его обогащения новыми коммуникативными технологиями.
Цель статьи заключается в обосновании значимости конструирования технологии визуальной психодиагностики, способствующей оперативному восприятию, в том числе по невербальным, внешним проявлениям, индивидуальных особенностей обучающихся для установления эффективного взаимодействия с ними.
Задачи исследования: презентация профайлинга в контексте его становления как самостоятельной отрасли психологического знания; изучение характера представлений преподавателей о возможностях применения техник оперативного «чтения» в образовательном процессе вуза; конструирование технологии оперативной визуальной психодиагностики, определение ее структурных компонентов.
Методология. Для достижения поставленной цели применены системный, междисциплинарный и личностно-ориентированный подходы, позволившие систематизировать структурные компоненты технологии визуальной психодиагностики как обогащающие традиционные для педагогики способы взаимодействии с обучающимися.
Результаты исследования позволили сделать вывод об особой роли визуальной психодиагностики в оперативном восприятии и понимании обучающихся, ее востребованности преподавателями вуза, о чем свидетельствуют данные проведенного опроса. Обозначена прикладная ценность технологии, связанная с возможностью интерпретации внешних невербальных проявлений как отражающих внутренние состояния и намерения. Предложены концептуальный и содержательный основания конструирования технологии, определен ее формат как личностно-ориентированной.
Скачивания
Литература
Список литературы
Антюхова Е.А., Касаткин П.И. Цифровой вектор глобальной образовательной политики // Вестник МГИМО-Университета. 2020. № 13. С. 331-351. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-331-35
Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
Борисенков В. П., Гукаленко О. В. , Ильевич Т. П. Формирование социально-коммуникативной компетентности будущего педагога // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2020. № 3. С. 3-18. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2020-3-19-37
Ветрова Т. В., Статный В. М. Место профайлинга в системе наук о чело-веке. Виды и отрасли профайлинга // International Journal of Professional Sci-ence. 2019. № 12. С. 13-21.
Давыдова Т. Е., Попова А. И., Распопова А. Е. Цифровизация образовательного процесса в университете: взаимодействие преподавателей и студентов в нестандартных условиях // Цифровая и отраслевая экономика. 2020. № 2. С. 94-101.
Желтухина М. Р., Бусыгина М. В. Профайлинг как инновационная технология в подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Т. 76. № 3. С. 88-90.
Зеер Э. Ф., Ломцева Н.В., Третьякова В.С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования. // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26-39.
Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 18-21.
Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Москва: Издательство: Роспедагентство, 1995. 108 с.
Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. Москва: Издательство Московского университета, 1994. 228 с.
Наговицын Р. С., Голубева И. А. Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 1. С. 66–84. https://doi.org/10.15507/1991-9468.094.023.201901.066-084
Пиз Ал. Язык телодвижений: самое авторитетное руководство по «чтению мыслей». Москва: Эксмо, 2022. 496 с.
Стрекалова Н.Б. Коммуникационная деятельность преподавателя цифрового общества // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 4. С. 289-294. http://doi.org/10.17816/snv2021104309
Шишлова Е.Э. Обновление социокультурного аспекта содержания высшего образования // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, No 5. С. 34-48 https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-5-34-48
Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 336 с.
Dutton D.L. The cold reading technique // Experientia. 1988. Vol. 44. № 4. P. 326-331. https://doi.org/10.1007/BF01961271
Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education // Journal of Educational Technology Systems. 2017. Vol. 45, № 4. P. 520-545. https://doi.org/10.1177/0047239516670994
Hyman R. Cold Reading: How to Convince Strangers That You Know All About Them // University of Oregon (source: Skeptical Inquirer). 1977. Vol. 01, № 2. P. 18-37. URL: https://skepticalinquirer.org/1977/04/cold-reading-how-to-convince-strangers-that-you-know-all-about-them/ (дата обращения: 13.11.2023)
Morreale S.P., Valenzano J.M., Bauer J.A. Why communication education is important: A third study on the centrality of the discipline’s content and pedagogy // Communication Education. 2017. Vol. 66, № 4. P. 402-422. https://doi.org/10.1080/03634523.2016.1265136
Troth A. C., Jordan P. J., Lawrence S. A. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion // Journal of Psychoeducational Assessment. 2012. Vol. 30, № 4. P. 414-424. https://doi.org/10.1177/0734282912449447
References
Antyukhova E.A., Kasatkin P.I. MGIMO Review of International, 2020, no. 13(5), рр. 331-351. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-331-351
Bodalev, A.A. Psikhologiya obshcheniya : izbrannye psikhologicheskie trudy. [Psychology of communication : selected psychological works]. Moscow: Institute of Practical Psychology; Voronezh: Research and Production Association «MODEK», 1996, 256 p.
Borisenkov V. P., Gukalenko O. V., Ilyevich T. P. Moscow University Bulletin. Series 20. Teacher education, 2020, no. 3, pp. 3-18. http://doi.org/10.51314/2073-2635-2020-3-3-18
Vetrova T. V., Statny V. M. International Journal of Professional Science, 2019, no. 12, pp. 13-21.
Davydova T. E., Popova A. I., Raspopova A. E. Digital and industrial economy, 2020, no. 2 (19), рр. 94-101.
Zheltukhina M. R., Busygina M. V. Problems of modern pedagogical education, 2022, vol. 76, no. 3, рр. 88-90.
Zeer E.F., Lomtseva N.V., Tretyakova V.S. Pedagogical education in Russia, 2022, no. 3, pp. 26-39.
Zimnyaya I.A. Professional Education, 2006, no. 2, pp. 18-21.
Kan-Kalik V. A. Grammatika obshcheniya. [Grammar of communication]. Moscow: Publishing house Rospedagenstvo, 1995, 108 p.
Leontyev A.N. Filosofiya psikhologii: Iz nauchnogo naslediya. [Philosophy of psychology: From the scientific heritage]. Moscow: Moscow University Publishing House, 1994, 228 p.
Nagovitsin, R. S., Golubeva, I. A. Integration of education, 2019, vol. 23, no. 1, рр. 66-84. https://doi.org/10.15507/1991-9468.094.023.201901.066-084
Pease, Al. The Definitive Book of Body Language. Publishing house: Pease International, 2004, 386 р.
Strekalova N.B. Samara Scientific Bulletin, 2021, vol. 10, no. 4, рр. 289-294. https://doi.org/10.17816/snv2021104309
Shishlova E.E. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 6, pp. 70-79. https://doi.org/: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-70-79
Ekman P. Emotions Revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life. Publishing house: Holtzbrink (MPS)/MPS, 2007, 290 р.
Dutton D. L. Experientia, 1988, vol. 44, no. 4, рр. 326-332. https://doi.org/10.1007/BF01961271
Elboubekri A. Journal of Educational Technology Systems, 2017, vol. 45, no. 4, рр. 520-545. https://doi.org/10.1177/0047239516670994
Hyman R. University of Oregon (source: Skeptical Inquirer), 1977, vol. 01, no. 2, pp. 18-37. https://skepticalinquirer.org/1977/04/cold-reading-how-to-convince-strangers-that-you-know-all-about-them/
Morreale S.P., Valenzano J.M., Bauer J.A. Communication Education, 2017, vol. 66, no. 4, рр. 402-422. https://doi.org/10.1080/03634523.2016.1265136
Troth A.C., Jordan P.J., Lawrence S.A. Journal of Psychoeducational Assessment, 2012, vol. 30, no. 4, рр. 414-424. https://doi.org/10.1177/0734282912449447
Просмотров аннотации: 49 Загрузок PDF: 11
Copyright (c) 2024 Ekaterina E. Shishlova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.