ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА: СВЯЗЬ С МОТИВАЦИЕЙ И ПЕРЕЖИВАНИЯМИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Обоснование. Выбор педагогической карьеры выпускниками педвузов определяется разными факторами. Среди них большую роль играют внутренняя мотивация и переживания в учебной деятельности. Также высокую значимость имеет стремление приносить пользу обществу.
Цель. Изучить связь предпочтения педагогической карьеры у студентов педагогического вуза с академической мотивацией и переживаниями в учебной деятельности.
Метод и методология проведения работы. Эмпирические данные были собраны с использованием психологических опросников. Полученные данные обработаны с помощью корреляционного и регрессионного анализа.
Результаты. Получены положительные связи предпочтения педагогической карьеры с внутренней учебной мотивацией, удовольствием от учебной деятельности, прилагаемыми усилиями и стремлением приносить пользу обществу. Выявлено, что наиболее важную роль для выбора педагогической карьеры играет наличие у студентов смысла учебно-профессиональной деятельности и отсутствие амотивации к учебе.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере высшего педагогического образования в работе со студентами, а также в сфере среднего образования в работе с начинающими педагогами.
Скачивания
Литература
Список литературы
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Егоров В.А. Диагностика жизненных целей: краткая версия опросника “индекс стремлений” // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 4. С. 49-62.
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник “шкалы академической мотивации” // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96-107.
Коршунова О.В., Береснева Л.Н. Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 154-177. https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.11
Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов / Валеева Р.А., Парфилова Г.Г., Демакова И.Д., Адамян Е.И., Кремень Ф.М., Кремень С.А., Михайленко О.И., Багова Р.Х., Пак Л.Г., Иванищева Н.А., Лесев В.Н., Кочемасова Л.А., Еремина А.П., Юсупова Н.Г., Скударева Г.Н. // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 3. С. 169-186.
Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность / Клейн К.Г., Леонтьев Д.А., Костенко В.Ю., Осин Е.Н., Тараненко О.А., Кошелева Н.В. // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. C. 47-57. https://doi.org/10.17759/pse.2019240505
Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием / Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Досумова С.Ш., Рзаева Ф.Р., Бобров В.В. // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. C. 55-66. https://doi.org/10.17759/pse.2018230605
Преснякова Т.Н., Анкудинова С.А., Непочатых И.А. Проблема сознательного выбора профессии педагога // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №2. С. 209-216.
Brookhart S.M., Freeman D.J. Characteristics of Entering Teacher Candi-dates // Review of Educational Research. 1992. Vol. 62. № 1. P. 37-60. https://doi.org/10.3102/00346543062001037
Dróżka W., Madalińska-Michalak J. Prospective teachers’ motivations for choosing teaching as a career // Kwartalnik Pedagogiczny. 2016. Vol. 239. № 1. P. 83-101.
Htang L.K. Motivations for choosing teaching as a career: teacher trainees’ perspective from a Myanmar context // Journal of Education for Teaching. 2019. Vol. 45. № 5. P. 511-524. https://doi.org/10.1080/02607476.2019.1674561
Initial Motivations for Choosing Teaching as a Career / Alvariñas-Villaverde M., Domínguez-Alonso J., Pumares-Lavandeira L., Portela-Pino I. // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.842557
Kasser T., Ryan R.M. Be careful what you wish for: Optimal functioning and the relative attainment of intrinsic and extrinsic goals // Life goals and well-being: Towards a positive psychology of human striving / Eds. P. Schmuck, K.M. Sheldon. Hogrefe & Huber Publishers, 2001. P. 116-131.
Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61. P. 1-11. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860
Student motivation and associated outcomes: A meta-analysis from self-determination theory / Howard J.L., Bureau J., Guay F., Chong J.X.Y., Ryan R.M. // Perspectives on Psychological Science. 2021. Vol. 16. № 6. P. 1300-1323. https://doi.org/10.1177/1745691620966789
Watt H., Richardson P. Motivational Factors Influencing Teaching as a Career Choice: Development and Validation of the FIT-Choice Scale // Journal of Experimental Education. 2007. Vol. 75. P. 167-202. https://doi.org/10.3200/JEXE.75.3.167-202
References
Gordeeva T.O., Sychev O.A., Egorov V.A. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2023, vol. 44, no. 4, pp. 49-62.
Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2014, vol. 35, no. 4, pp. 96-107.
Korshunova O.V., Beresneva L.N. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Pro-spects for science and education], 2021, no. 5 (53), pp. 154-177. https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.11
Valeeva R.A., Parfilova G.G., Demakova I.D., Adamyan E.I., Kremen' F.M., Kremen' S.A., Mikhaylenko O.I., Bagova R.Kh., Pak L.G., Ivanishcheva N.A., Lesev V.N., Kochemasova L.A., Eremina A.P., Yusupova N.G., Skudareva G.N. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2022, vol. 17, no. 3, pp. 169-186.
Kleyn K.G., Leont'ev D.A., Kostenko V.Yu., Osin E.N., Taranenko O.A., Kosheleva N.V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2019, vol. 24, no. 5, pp. 47-57. https://doi.org/10.17759/pse.2019240505
Leont'ev D.A., Osin E.N., Dosumova S.Sh., Rzaeva F.R., Bobrov V.V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2018, vol. 23, no. 6, pp. 55-66. https://doi.org/10.17759/pse.2018230605
Presnyakova T.N., Ankudinova S.A., Nepochatykh I.A. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry [Education. The science. Scientific personnel], 2019, no. 2, pp. 209-216.
Brookhart S.M., Freeman D.J. Review of Educational Research [Review of Educational Research], 1992, vol. 62, no. 1, pp. 37-60. https://doi.org/10.3102/00346543062001037
Dróżka W., Madalińska-Michalak J. Kwartalnik Pedagogiczny [Kwartalnik Pedagogiczny], 2016, vol. 239, no. 1, pp. 83-101.
Htang L.K. Journal of Education for Teaching [Journal of Education for Teaching], 2019, vol. 45, no. 5, pp. 511-524. https://doi.org/10.1080/02607476.2019.1674561
Alvariñas-Villaverde M., Domínguez-Alonso J., Pumares-Lavandeira L., Portela-Pino I. Frontiers in Psychology [Frontiers in Psychology], 2022, vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.842557
Kasser T., Ryan R.M. Life goals and well-being: Towards a positive psy-chology of human striving [Life goals and well-being: Towards a positive psychology of human striving], Hogrefe & Huber Publishers, 2001, pp. 116-131.
Ryan R.M., Deci E.L. Contemporary Educational Psychology [Contemporary Educational Psychology], 2020, vol. 61, pp. 1-11. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860
Howard J.L., Bureau J., Guay F., Chong J.X.Y., Ryan R.M. Perspectives on Psychological Science [Perspectives on Psychological Science], 2021, vol. 16, no. 6, pp. 1300-1323. https://doi.org/10.1177/1745691620966789
Watt H., Richardson P. Journal of Experimental Education [Journal of Experimental Education], 2007, vol. 75, pp. 167-202. https://doi.org/10.3200/JEXE.75.3.167-202
Просмотров аннотации: 50 Загрузок PDF: 26
Copyright (c) 2024 Tat'yana А. Gur'yanova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.