СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В БОЛГАРИИ И РОССИИ)
Аннотация
Обоснование. В статье анализируются способы диагностики социально-психологических ресурсов детей с особыми потребностями. Авторы предлагают изучить возможности диагностики социализации детей с особыми потребностями как уникальный интегративный инструмент в работе специалистов, работающих с детьми с особыми потребностями (инклюзивное образование, специальное образование). Рассматриваются два аспекта диагностики социализации дошкольников с особыми потребностями в Болгарии и России, которым в соответствии с официальными процедурами предоставляется инклюзивное образование.
В качестве исследовательской гипотезы выступает предположение о включенности множества характеристик социализации детей дошкольного возраста, которые могут служить ресурсами для успешной социальной адаптации детей с особыми потребностями.
Цель исследования – структурирование обзора на основе группировки параметров, связанных с характеристиками адаптивных ресурсов социализации в условиях удовлетворения особых потребностей.
Методы и методология исследования. Исследование проводилось в соответствии с теоретико-методологическими принципами психологии и педагогики и специальной методологии психологической науки (принцип личностного подхода), были использованы методы: теоретические (анализ; синтез; абстрагирование и конкретизация; сравнение и обобщение; метод индукции и дедукции, метод аналогий; моделирование).
Результаты основаны на ознакомительных исследованиях официальных рекомендаций по изучению социализации детей с особыми потребностями в более ранних исследованиях, проведенных в указанных странах. Анализ показал, что большинство целевых показателей-шкал социализации совпадают и отражены в процедуре исследования прогнозирования. Кроме того, был получен вывод о том, что в Болгарии шкалы более предметно относятся к условиям и ситуации развития ребенка, а в России – к личностным и социально-психологическим показателям ребенка. В Болгарии нет тенденции выделения функций направлений социализации, в России же в ряде диагностических тестов происходит выделение именно по направлениям социализации ребенка дошкольного возраста.
Область применения результатов. Данная российская особенность позволяет обращаться к методике измерения уровня прогнозирования особенностей социализации детей как к интегральному и уникальному инструменту, включающему в себя параметры социализации через преломление личностных характеристик ребёнка с особыми потребностями в различных сферах его отношений (родители, взрослые, сверстники) и способах организации деятельности (организованной и свободной), то есть условий социального развития. В заключение следует отметить, что научным сообществам обеих стран следует к диагностическим методам работы добавить более интегративные. Исследователям из Болгарии стоит уделять больше внимания изучению комплексности, а ученым из России – специфичности нарушений в развитии.
Скачивания
Литература
References
Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V. Interrelation of prediction and positive socialization of children with developmental disorders. Psihologicheskie issledovanija [Psychological Studies], 2020, vol. 13, no. 69, pp. 1-16. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n69/1727-ahmetzyanova69.html (accessed March 03, 2023).
Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V. Diagnosis of structural and functional characteristics of prognosis in children. Kazan: KSU Publ., 2020, 78 p.
Akhmetzyanova A.I., Krotova I.V. The psychological model of the specialist-defectologist’s readiness for professional and acmeological development. Obrazovanie i samorazvitie [Education and Self Development], 2019, vol. 14(1), pp. 80-94.
Bayanova L.F. Psychology of a preschooler in a normative situation. Kazan: KSU Publ., 2017, 128 p.
Bernstein N.A. About dexterity and its development. Moscow: FiS Publ., 1991, 288 p.
Viktorova E.S. Analysis of modern trends in inclusive education of children using the example of the formation of social anticipatory models in children of senior preschool age with general speech underdevelopment. Metodist [Methodist], 2015, no. 9, pp. 63-65.
Golovanova N.F. Socialization and raising a child: A textbook for students of higher educational institutions. St. Petersburg: Rech Publ., 2004, 308 p.
Lisina M.I. Problems of ontogenesis of communication. Moscow: Pedagogika Publ., 2014, 288 p.
Morozova N.M. Diagnostics of the level of socialization of preschool children. Molodoy uchonyy [Young scientist], 2022, no. 16(411), pp. 305-307. URL: https://moluch.ru/archive/411/90454/ (accessed March 25, 2023).
Peresleni L.I., Podobed V.L. Study of prognostic activity to characterize the level of mental development of children. Defektologiya [Defectology], 1982, no. 6, pp. 11-17.
Regush L.A. Psychology of forecasting: advances in knowledge of the future. St. Petersburg: Rech Publ., 2003, 352 p.
Semago N.Ya., Semago M.M. Theory and practice of assessing a child’s mental development: preschool and primary school age. St. Petersburg: Rech Publ., 2005, 373 p.
Sergienko E.A. Anticipation in early human ontogenesis. PhD dissertation. Moscow, 1997, 138 p.
Skidanenko T.V. Borderline mental disorders in epilepsy and their connection with anticipatory features of mental activity. PhD dissertation. Moscow, 2005, 156 p.
Federal state educational standard for preschool education – 2013 (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013, no. 1155). Rossiyskaya Gazeta [The Russian Newspaper], 2013, no. 265.
Eyubova S. Play with Fori. [Programs for Social and Emotional Skills Development for Early and Preschool Children Applied in European Countries. Compendium] / Ed. by N. Koltcheva, B. Wastijn, M. Achten, Van Rossem L. & Costa I.-S. EU-SELF Project, 2022, pp. 125-127.
Glascoe F.P., Byrne K.E. The Accuracy of three developmental screening tests. Journal of Early Intervention, 1993, vol. 17(4), pp. 368-379. https://doi.org/10.1177/105381519301700403
Hur J.J-A. Skills for Independence for Children with Cerebral Palsy: a comparative longitudinal study. International Journal of Disability, Development and Education, 1997, vol. 44(3), pp. 263-274. https://doi.org/10.1080/0156655970440307
Kao G.S., Thomas H.M. Test Review: C. Keith Conners. Conners 3rd Edition. Toronto, Ontario, Canada: Multi-Health Systems, 2008. Journal of Psychoeducational Assessment, 2010, vol. 28(6), pp. 598-602. https://doi.org/10.1177/0734282909360011
Lipkin P.H., Okamoto J. The Individuals With Disabilities Education Act (IDEA) for Children With Special Educational Needs. Pediatrics, 2015, vol. 136(6), pp. e1650-e1662. https://doi.org/10.1542/peds.2015-3409
Pitten I., Markova M., Krishler M., Krolak-Schwerdt S. Promoting Inclusive Education: The Role of Teachers’ Competence and Attitudes. Insights into Learning Disabilities, 2018, vol. 15(1), pp. 49-63.
The Ministry of Education and Science in Bulgaria. URL: https://www.mon.bg/ (accessed March 01, 2023).
The Ordinance on Inclusive Education in Bulgaria. URL: https://lex.bg/bg/laws/ldoc/2137177670 (accessed March 01, 2023).
Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for Children. New York: The Psychological Corporation, 1949, 114 p.
Список литературы
Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями развития // Психологические исследования. 2020. Т. 13. № 69. С. 1-16. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n69/1727-ahmetzyanova69.html (дата обращения: 03.03.2023).
Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Диагностика структурно-функциональных особенностей прогноза у детей: метод. руководство. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. 78 с.
Ахметзянова А.И., Кротова И.В. Психологическая модель готовности специалиста-дефектолога к профессиональному и акмеологическому развитию // Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14. Ис.1. С. 80-94.
Баянова Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2017. 128 с.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС, 1991. 288 с.
Викторова Е.С. Анализ современных тенденций инклюзивного образования детей на примере формирования социальных антиципирующих моделей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Методист. 2015. № 9. С. 63-65.
Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебник для студентов высших учебных заведений. СПб: Речь, 2004. 308 с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 2014. 288 с.
Морозова Н.М. Диагностика уровня социализации детей дошкольного возраста // Молодой учёный. 2022. № 16(411). С. 305-307. URL: https://moluch.ru/archive/411/90454/ (дата обращения: 25.03.2023).
Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня психического развития детей / Л.И. Переслени, В.Л. Подобед // Дефектология. 1982. № 6. С. 11-17.
Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.
Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. СПб.: Речь, 2005. 373 с.
Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дис. ... д-ра псих. наук. М., 1997. 138 с.
Скиданенко Т.В. Пограничные психические расстройства при эпилепсии и их связь с антиципирующими особенностями психической деятельности: Дис. ... канд. псих. наук. М., 2005. 156 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – 2013 (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) // Российская газета. 2013. № 265.
Eyubova S. Play with Fori // Programs for Social and Emotional Skills Development for Early and Preschool Children Applied in European Countries. Compendium / Ed. by N. Koltcheva, B. Wastijn, M. Achten, Van Rossem L. & Costa I.-S. EU-SELF Project, 2022, pp. 125-127.
Glascoe F.P., Byrne K.E. The Accuracy of three developmental screening tests // Journal of Early Intervention, 1993, vol. 17(4), рр. 368-379. https://doi.org/10.1177/105381519301700403
Hur J.J-A. Skills for Independence for Children with Cerebral Palsy: a comparative longitudinal study // International Journal of Disability, Development and Education, 1997, vol. 44(3), pp. 263-274. https://doi.org/10.1080/0156655970440307
Kao G.S., Thomas H.M. Test Review: C. Keith Conners. Conners 3rd Edition. Toronto, Ontario, Canada: Multi-Health Systems, 2008 // Journal of Psychoeducational Assessment, 2010, vol. 28(6), pp. 598-602. https://doi.org/10.1177/0734282909360011
Lipkin P.H., Okamoto J. The Individuals With Disabilities Education Act (IDEA) for Children With Special Educational Needs // Pediatrics, 2015, vol. 136(6), pp. e1650-e1662. https://doi.org/10.1542/peds.2015-3409
Pitten I., Markova M., Krishler M., Krolak-Schwerdt S. Promoting Inclusive Education: The Role of Teachers’ Competence and Attitudes // Insights into Learning Disabilities, 2018, vol. 15(1), pp. 49-63.
The Ministry of Education and Science in Bulgaria. URL: https://www.mon.bg/ (дата обращения: 01.03.2023).
The Ordinance on Inclusive Education in Bulgaria. URL: https://lex.bg/bg/laws/ldoc/2137177670 (дата обращения: 01.03.2023).
Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for Children. New York: The Psychological Corporation, 1949. 114 p.
Просмотров аннотации: 82 Загрузок PDF: 17
Copyright (c) 2024 Inna V. Krotova, Sevdzhihan A. Eyubova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.