ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
Цель. Теоретически изучить особенности коммуникативной компетентности будущих специалистов социономических профессий.
Материалы и методы исследования. В качестве методологической основы исследования рассматривается компетентностный подход, в частности коммуникативная компетентность. Достижение поставленной в работе цели осуществлялось на основе теоретико-методологического анализа, систематизации и обобщения научной литературы, связанной с проблемой исследования.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что коммуникативная компетентность представляет собой феномен, включающий в себя знания о правилах общения и природных процессах коммуникации. Выявлено, что на уровень коммуникативной компетентности могут иметь влияние такие факторы, как потенциал высшей нервной деятельности, интересы, потребности, способности специалиста, условия среды, в которой он существует, его социальный опыт. При этом ее становление может происходить как стихийно, так и в ходе целенаправленного педагогического воздействия. Установлено, что коммуникативная компетентность является неотъемлемым компонентом профессиограмм социономических профессий, помогая специалистам устанавливать хороший контакт с клиентами.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере высшего образования для подготовки специалистов социономическго профиля.
Скачивания
Литература
Список литературы
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. 288 с.
Ахмадеев И.Р. Гендерная специфика самопрезентации современных британских политиков // Казанский лингвистический журнал. 2023. Т. 6. № 1. С. 90-100.
Ахмадеева Е.В. Психологическая готовность к самопредъявлению студентов в диалогическом взаимодействии // Вестник Башкирского университета. 2021. № 26(4). С. 1187-1191.
Воронова А.В. Гендер как предмет междисциплинарного анализа // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. С. 196-201.
Глузман А.В. Проблема гуманизации высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 3-7.
Горбунова Н.В. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов в контексте идей личностно- ориентированного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 87-89.
Дмитриев С.Э. Формирование коммуникативной компетентности курсантов в период обучения // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 23. С. 88-97.
Долгова В.И., Попова Е.В., Слабодских Н.В. Феномен коммуникативной культуры в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № T44. С. 232-238.
Ежова Т.В., Малахова А.В. Векторы профессионально ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе: проблемы и перспективы // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Инновационная парадигма устойчивого развития науки. Теория и практика». СПб.: КультИнформПресс, 2016. С. 30-32.
Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. ... д-ра псих. наук. Л., 1990. 403 с.
Захарова В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л.: ЛГУ, 1998. 190 с.
Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.
Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1986. 150 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.
Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. 208 с.
Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991. 256 с.
Новгородцева И.В. Компетентностный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов технических специальностей // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 17-35.
Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент, характер. СПб.: ЛНПП «Облик», 2001. 38 с.
Руденский Е.В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 224 с.
Сухоруков А.С. Формирование коммуникативно-гендерной компетентности будущего педагога (на материале обучения студентов языковых специальностей): Автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2015. 25 с.
ФГОС (3++) по направлениям бакалавриата. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения 28.02.2024).
ФГОС (3++) по направлениям специалитета. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/26 (дата обращения 28.02.2024).
Хапаева М.М. Социально-психологические аспекты коммуникативной компетенции // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. № 52. С. 76-80.
Шадрина Д.Д. Особенности формирования конфликтной компетентности студентов – будущих специалистов социономических профессий // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек и мир: психология конфликта, неопределенности и риска инноваций». Ижевск: ERGO, 2014. С.264-267.
Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics [In J. Pride, J. Holmes (eds.)]. USA: Penguin Education, Penguin Books Ltd., 1972. pp. 269-285
Rubin D., Steward L. Communication and Human Behavior. Boston: Allyn and Bacon, 1998. 408 p.
Wood W., Eagly A.H. Biosocial construction of sex differences and similarities in behavior // Advances in Experimental Social Psychology. 2012. Vol. 46. P. 55-123.
References
Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [Psychology of social cognition]. Moscow: Aspekt Press, 1997, 288 p.
Akhmadeev I.R. Kazanskiy lingvisticheskiy zhurnal [Kazan Linguistic Journal], 2023, Vol. 6, no. 1, pp. 90-100.
Akhmadeeva E.V. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University], 2021, no. 26(4), pp. 1187-1191.
Voronova A.V. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagocical Bulletin], 2015, no. 2, pp. 196-201.
Gluzman A.V. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2015, no. 48-1, pp. 3-7.
Gorbunova N.V. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 60-1, pp. 87-89.
Dmitriev S.E. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki [Current Issues of Modern Science], 2012, no. 23, pp. 88-97.
Dolgova V.I., Popova E.V., Slabodskikh N.V. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal “Kontsept” [Scientific and methodological electronic journal “Koncept”], 2016, no. T44, pp. 232-238.
Ezhova T.V., Malakhova A.V. Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionnaya paradigma ustoychivogo razvitiya nauki. Teoriya i praktika» [Proceedings of the 11th International scientific-practical conference “Innovative paradigm for sustainable development of science. Theory and practice”]. Saint Petersburg: KultInformPress, 2016, pp. 30-32.
Emel'yanov Yu.N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoy kompetentnosti [The theory of formation and practice of improving communicative competence]. Leningrad, 1990, 403 p.
Zakharova V.P., Khryashcheva N.Yu. Sotsial'no-psikhologicheskiy trening [Socio-psychological training]. Saint Petersburg: Leningrad State University, 1998, 190 p.
Zimnyaya I.A. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2005, no. 11, pp. 14-20.
Izarenkov D.I. Obuchenie dialogicheskoy rechi [Learning dialogic speech]. Moscow: Russkiy yazyk, 1986, 150 p.
Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Akademiya Publ., 2010, 304 p.
Levi V.L. Iskusstvo byt' drugim [The art of being different]. Moscow: Znanie, 1980, 208 p.
Levi V.L. Iskusstvo byt' soboy [The art of being yourself.]. Moscow: Znanie, 1991, 256 p.
Novgorodtseva I.V. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2007, no. 12, pp. 17-35.
Obozov N.N. Tipy lichnosti, temperament, kharakter [Personality types, temperament and character]. Saint Petersburg: LNPP «Oblik», 2001, 38 p.
Rudenskiy E.V. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow: INFRA-M; Novosibirsk: Novosibirsk State University of Economics and Management, 1997, 224 p.
Sukhorukov A.S. Formirovanie kommunikativno-gendernoy kompetentnosti budushchego pedagoga (na materiale obucheniya studentov yazykovykh spetsial'nostey) [Formation of the communicative and gender competence of future teachers (based on the material of language specialties students teaching)]. Volgograd, 2015, 25 p.
FGOS (3++) po napravleniyam bakalavriata [Bachelor's degree federal state education standards (3++)]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (accessed 28.02.2024).
FGOS (3++) po napravleniyam spetsialiteta [Specialist's degree federal state education standards (3++)]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/26 (accessed 28.02.2024).
Khapaeva M.M. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Stavropol state University], 2007, no. 52, pp. 76-80.
Shadrina D.D. Vostochno-Evropeyskiy nauchnyy vestnik [East European Scientific Bulletin], 2015, no. 3-4(3-4), pp. 61-63.
Hymes D. Sociolinguistics. USA: Penguin Education, Penguin Books Ltd., 1972, pp. 269-285.
Rubin D., Steward L. Communication and Human Behavior. Boston: Allyn and Bacon, 1998, 408 p.
Wood W., Eagly A.H. Advances in Experimental Social Psychology, 2012, vol. 46, pp. 55-123.
Просмотров аннотации: 192 Загрузок PDF: 110
Copyright (c) 2024 Yuliya V. Makarenko, Aleksadra S. Sivtseva, Elena A. Braslavskaya
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.