ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, специалисты, социономическая профессия, коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности

Аннотация

Цель. Теоретически изучить особенности коммуникативной компетентности будущих специалистов социономических профессий.

Материалы и методы исследования. В качестве методологической основы исследования рассматривается компетентностный подход, в частности коммуникативная компетентность. Достижение поставленной в работе цели осуществлялось на основе теоретико-методологического анализа, систематизации и обобщения научной литературы, связанной с проблемой исследования.

Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что коммуникативная компетентность представляет собой феномен, включающий в себя знания о правилах общения и природных процессах коммуникации. Выявлено, что на уровень коммуникативной компетентности могут иметь влияние такие факторы, как потенциал высшей нервной деятельности, интересы, потребности, способности специалиста, условия среды, в которой он существует, его социальный опыт. При этом ее становление может происходить как стихийно, так и в ходе целенаправленного педагогического воздействия. Установлено, что коммуникативная компетентность является неотъемлемым компонентом профессиограмм социономических профессий, помогая специалистам устанавливать хороший контакт с клиентами.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере высшего образования для подготовки специалистов социономическго профиля.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Yuliya V. Makarenko, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

доцент, доцент кафедры «Педагогики и педагогического мастерства», кандидат педагогических наук

Aleksadra S. Sivtseva, Севастопольский государственный университет

доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Elena A. Braslavskaya, Севастопольский государственный университет

старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Литература

Список литературы

Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. 288 с.

Ахмадеев И.Р. Гендерная специфика самопрезентации современных британских политиков // Казанский лингвистический журнал. 2023. Т. 6. № 1. С. 90-100.

Ахмадеева Е.В. Психологическая готовность к самопредъявлению студентов в диалогическом взаимодействии // Вестник Башкирского университета. 2021. № 26(4). С. 1187-1191.

Воронова А.В. Гендер как предмет междисциплинарного анализа // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. С. 196-201.

Глузман А.В. Проблема гуманизации высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 3-7.

Горбунова Н.В. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов в контексте идей личностно- ориентированного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 87-89.

Дмитриев С.Э. Формирование коммуникативной компетентности курсантов в период обучения // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 23. С. 88-97.

Долгова В.И., Попова Е.В., Слабодских Н.В. Феномен коммуникативной культуры в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № T44. С. 232-238.

Ежова Т.В., Малахова А.В. Векторы профессионально ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе: проблемы и перспективы // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Инновационная парадигма устойчивого развития науки. Теория и практика». СПб.: КультИнформПресс, 2016. С. 30-32.

Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. ... д-ра псих. наук. Л., 1990. 403 с.

Захарова В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л.: ЛГУ, 1998. 190 с.

Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.

Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1986. 150 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.

Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. 208 с.

Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991. 256 с.

Новгородцева И.В. Компетентностный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов технических специальностей // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 17-35.

Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент, характер. СПб.: ЛНПП «Облик», 2001. 38 с.

Руденский Е.В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 224 с.

Сухоруков А.С. Формирование коммуникативно-гендерной компетентности будущего педагога (на материале обучения студентов языковых специальностей): Автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2015. 25 с.

ФГОС (3++) по направлениям бакалавриата. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения 28.02.2024).

ФГОС (3++) по направлениям специалитета. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/26 (дата обращения 28.02.2024).

Хапаева М.М. Социально-психологические аспекты коммуникативной компетенции // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. № 52. С. 76-80.

Шадрина Д.Д. Особенности формирования конфликтной компетентности студентов – будущих специалистов социономических профессий // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек и мир: психология конфликта, неопределенности и риска инноваций». Ижевск: ERGO, 2014. С.264-267.

Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics [In J. Pride, J. Holmes (eds.)]. USA: Penguin Education, Penguin Books Ltd., 1972. pp. 269-285

Rubin D., Steward L. Communication and Human Behavior. Boston: Allyn and Bacon, 1998. 408 p.

Wood W., Eagly A.H. Biosocial construction of sex differences and similarities in behavior // Advances in Experimental Social Psychology. 2012. Vol. 46. P. 55-123.

References

Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [Psychology of social cognition]. Moscow: Aspekt Press, 1997, 288 p.

Akhmadeev I.R. Kazanskiy lingvisticheskiy zhurnal [Kazan Linguistic Journal], 2023, Vol. 6, no. 1, pp. 90-100.

Akhmadeeva E.V. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University], 2021, no. 26(4), pp. 1187-1191.

Voronova A.V. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagocical Bulletin], 2015, no. 2, pp. 196-201.

Gluzman A.V. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2015, no. 48-1, pp. 3-7.

Gorbunova N.V. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 60-1, pp. 87-89.

Dmitriev S.E. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki [Current Issues of Modern Science], 2012, no. 23, pp. 88-97.

Dolgova V.I., Popova E.V., Slabodskikh N.V. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal “Kontsept” [Scientific and methodological electronic journal “Koncept”], 2016, no. T44, pp. 232-238.

Ezhova T.V., Malakhova A.V. Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionnaya paradigma ustoychivogo razvitiya nauki. Teoriya i praktika» [Proceedings of the 11th International scientific-practical conference “Innovative paradigm for sustainable development of science. Theory and practice”]. Saint Petersburg: KultInformPress, 2016, pp. 30-32.

Emel'yanov Yu.N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoy kompetentnosti [The theory of formation and practice of improving communicative competence]. Leningrad, 1990, 403 p.

Zakharova V.P., Khryashcheva N.Yu. Sotsial'no-psikhologicheskiy trening [Socio-psychological training]. Saint Petersburg: Leningrad State University, 1998, 190 p.

Zimnyaya I.A. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2005, no. 11, pp. 14-20.

Izarenkov D.I. Obuchenie dialogicheskoy rechi [Learning dialogic speech]. Moscow: Russkiy yazyk, 1986, 150 p.

Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Akademiya Publ., 2010, 304 p.

Levi V.L. Iskusstvo byt' drugim [The art of being different]. Moscow: Znanie, 1980, 208 p.

Levi V.L. Iskusstvo byt' soboy [The art of being yourself.]. Moscow: Znanie, 1991, 256 p.

Novgorodtseva I.V. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2007, no. 12, pp. 17-35.

Obozov N.N. Tipy lichnosti, temperament, kharakter [Personality types, temperament and character]. Saint Petersburg: LNPP «Oblik», 2001, 38 p.

Rudenskiy E.V. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow: INFRA-M; Novosibirsk: Novosibirsk State University of Economics and Management, 1997, 224 p.

Sukhorukov A.S. Formirovanie kommunikativno-gendernoy kompetentnosti budushchego pedagoga (na materiale obucheniya studentov yazykovykh spetsial'nostey) [Formation of the communicative and gender competence of future teachers (based on the material of language specialties students teaching)]. Volgograd, 2015, 25 p.

FGOS (3++) po napravleniyam bakalavriata [Bachelor's degree federal state education standards (3++)]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (accessed 28.02.2024).

FGOS (3++) po napravleniyam spetsialiteta [Specialist's degree federal state education standards (3++)]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/26 (accessed 28.02.2024).

Khapaeva M.M. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Stavropol state University], 2007, no. 52, pp. 76-80.

Shadrina D.D. Vostochno-Evropeyskiy nauchnyy vestnik [East European Scientific Bulletin], 2015, no. 3-4(3-4), pp. 61-63.

Hymes D. Sociolinguistics. USA: Penguin Education, Penguin Books Ltd., 1972, pp. 269-285.

Rubin D., Steward L. Communication and Human Behavior. Boston: Allyn and Bacon, 1998, 408 p.

Wood W., Eagly A.H. Advances in Experimental Social Psychology, 2012, vol. 46, pp. 55-123.


Просмотров аннотации: 192
Загрузок PDF: 110
Опубликован
2024-04-30
Как цитировать
Makarenko, Y., Sivtseva, A., & Braslavskaya, E. (2024). ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 42-61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-495
Раздел
Педагогические исследования