ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

  • Nadezhda N. Inozemtseva Московский университет имени С.Ю. Витте
Ключевые слова: временные перспективы, внешние факторы, внутренние факторы, прокрастинация, цифровое потребление, цифровая гигиена

Аннотация

Обоснование. Личность - субъект своего времени, однако в условиях высокой информатизации она подвергается глобальным вызовам, которые требуют выработки навыков по контролю потребления информации. Бесконтрольное потребление информации приводит к «перегруженности», к неспособности эффективно организовывать время, к откладыванию фактической реализации поставленных задач. Цифровое потребление является внешним фактором воздействия на личность, оно оказывает влияние на выстраивание временных конструктов личности.

Цель. Анализ влияния потребления информации на экологию личности, на ее способность к самоорганизации, и формированию временных перспектив.   

Материалы и методы. Исследовалась группа из 28 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Использовалась методика выявления уровня прокрастинации Н. М. Клепиковой и И.Н. Кормачёва; методика по выявлению индекса погруженности в интернет-среду (Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская); проводился опрос временной перспективы Филипа Зимбардо.

Результаты и обсуждение. У участников, у которых выявлен низкий уровень прокрастинации и низкий в группе уровень цифрового потребления, прослеживаются высокие показатели по оценке будущего, и низкие показатели по фаталистическому настоящему. Так, рассматриваемая группа лиц позитивно оценивает свои перспективы в будущем, склонна к планированию и детальной организации времени, самоорганизации.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в практической деятельности, в том числе применительно к вопросам самоорганизации личности, в организации профессиональной деятельности, а также при формировании подходов к тайм-менеджменту.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Nadezhda N. Inozemtseva, Московский университет имени С.Ю. Витте

старший преподаватель

Литература

Список литературы

Адлер А. Наука жить. М.: АСТ, 2023. 256 с.

Ахмадуллина Х.М. Экология и здоровье человека: учебное пособие для студентов вузов / Х. М. Ахмадуллина, У. З. Ахмадуллин; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). М.: ФЛИНТА, 2018. 216 с.

Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с.

Жаркова С.В. Индивидуально-психологические особенности как предикторы прокрастинации у субъектов разных видов деятельности: дис. ... кпн / Жаркова Светлана Валерьевна; [Место защиты: Южно-Уральский государственный университет]. Челябинск, 2022. 178 с.

Залунин В.И. Социальная экология: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. 206 с.

Иванова И.В. Саморазвитие личности подростков в процессе социально полезной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2019. №. 4. С. 15-22. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10447

Кирнарская Д.К. и др. Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. №. 4. С. 64-72. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100406

Клепикова Н.М. Адаптация Шкалы прокрастинации и Шкалы иррациональной прокрастинации в методике П. Стила / Н. М. Клепикова, И. Н. Кормачева // Системная психология и социология. 2019. № 3(31). С. 26-37. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.31.3.03

Коржова Е.Ю., Веревкина А.Б. Становление психологии жизненного пути личности: западный и отечественный подходы // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 18-25. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

Лапатин В.А. Автономия нетвердой воли: к вопросу о статусе субъекта современности // Человек. Культура. Образование. 2017. №4 (26). С. 6-19.

Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Индекс погруженности в интернет-среду: стандартизация методики // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13. № 3. С. 31–50. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130303

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва: Питер, 2012. 705 с.

Сырцова А. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо / А. Сырцова, Е. Т. Соколова, О. В. Митина // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 101-109.

Токарева Ю.А. Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход : монография / Ю.А. Токарева, Н.М. Глухенькая, А.Г. Токарев; Урал. федер. ун-т им. Б.Н. Ельцина, Шадр. гос. пед. ун-т. Шадринск: ШГПУ, 2021. 216 с.

Прокрастинация и лень: сходства и различия / Официальный сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/prokrastinacija-i-len-skhodstva-i-razlichija (дата обращения: 01.12.2023).

Рост мобильного интернета и изменение целей его использования / Официальный сайт Росстата РФ. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/100659 (дата обращения: 01.12.2023).

Ericsson A., Pool R. Peak: How all of us can achieve extraordinary things. Vintage books, 2017. 336 p.

References

Adler A. Nauka zhit' [The science of living]. M.: AST, 2023, 256 p.

Ahmadullina, H. M. Jekologija i zdorov'e cheloveka [Ecology and human health]: Textbook for universities. M.: FLINTA, 2018, 216 p.

Grachev G.V. Informacionno-psihologicheskaja bezopasnost' lichnosti: sostojanie i vozmozhnosti psihologicheskoj zashhity [Information and psychological security of the individual: the state and possibilities of psychological protection]. M.: Izd-vo RAGS, 1998, 125 p.

Zharkova S.V. Individual'no-psihologicheskie osobennosti kak prediktory prokrastinacii u sub'ektov raznyh vidov dejatel'nosti [Individual psychological characteristics as predictors of procrastination in subjects of different types of activity]. Cheljabinsk, 2022, 178 p.

Zalunin V.I. Social'naja jekologija [Social ecology]: Textbook for universities. M. : Jurajt Publ., 2023, 206 p.

Ivanova I.V. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavsky pedagogical bulletin], 2019, no. 4, pp. 15-22. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10447

Kirnarskaja D. K. et al. Sovremennaja zarubezhnaja psihologija [Modern foreign psychology], 2021, vol. 10, no. 4, pp. 64-72. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100406

Klepikova N.M. Sistemnaja psihologija i sociologija [Systemic psychology and sociology], 2019, no. 3(31), pp. 26-37. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.31.3.03

9. Korzhova E. Ju., Verevkina A.B. Sistemnaja psihologija i sociologija [Systemic psychology and sociology], 2019, no. 3 (31), pp. 18-25. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

Lapatin V.A. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Man. Culture. Education], 2017, no. 4 (26), pp. 6-19.

Regush L.A., Alekseeva E.V., Veretina O.R., Orlova A.V., Pezhemskaja Ju.S. Psihologo-pedagogicheskie issledovanija [Psychological and pedagogical research], 2021, vol. 13, no. 3, pp. 31–50. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130303

Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of general psychology]. M.: Piter, 2012, 705 p.

Syrcova A. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 2008, vol. 29, no. 3, pp. 101-109.

Tokareva Ju.A. Motivacija trudovoj dejatel'nosti personala: kompleksnyj podhod [Motivation of staff work: an integrated approach]: Monograph. Shadrinsk: ShGPU, 2021, 216 p.

Prokrastinacija i len': shodstva i razlichija [Procrastination and laziness: similarities and differences]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/prokrastinacija-i-len-skhodstva-i-razlichija (accessed 01.12.2023).

Rost mobil'nogo interneta i izmenenie celej ego ispol'zovanija [The growth of the mobile Internet and the change in the purposes of its use]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/100659 (accessed 01.12.2023).

Ericsson A., Pool R. Peak: How all of us can achieve extraordinary things. Vintage books, 2017, 336 p.


Просмотров аннотации: 58
Загрузок PDF: 61
Опубликован
2024-04-30
Как цитировать
Inozemtseva, N. (2024). ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 243-257. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-493
Раздел
Психологические исследования