СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ИНЖЕНЕРА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
Аннотация
Цель. Статья посвящена проблеме совершенствования инженерного образования в условиях масштабных технологических прорывов. Отмечается роль трансформации методического мышления преподавателей технических вузов на основе междисциплинарного подхода для расширения профессионального кругозора студентов при подготовкесовременных специалистов. Показана необходимость взаимодействия преподавателей гуманитарных и выпускающих кафедр в создании современного обучающего контента для преодоления логики «догоняющего развития» и перехода к формированию опережающего интегрального инженерного мышления.
Материалы и методы. На основе педагогического эксперимента была проверена гипотеза о положительном влиянии интеграции содержания обучения разных учебных дисциплинна развитие инженерного мышления. Показана роль проектного метода для обучения студентов младших курсов на иностранном языке. Подчеркнута целесообразность знания иностранного языкакак необходимого ресурса в подготовке российского инженера с развитыми навыками профессиональной коммуникации.
Результаты. Разработан и внедрен методический подход, основанный на принципе «Иностранный язык – средство обучения специальности».
Скачивания
Литература
Список литературы
Бреднева Н.А. Особенности развития познавательной самостоятельности студентов в ходе интегрированной проектной деятельности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-1(60). C. 190-192. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-studentov-v-hode-integrirovannoy-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения 12.06.2023).
Кондратьев В.В. Инженерная педагогика как основа системы подготовки преподавателей технических университетов // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 29-38. https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-pedagogika-kak-osnova-sistemy-podgotovki-prepodavateley-tehnicheskih-universitetov (дата обращения 15.07.2023).
Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Инженерная педагогика в контексте инженерной деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 152-168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-152-168
Мусаелян Л.А. Зырянов С.Г. Глобальные вызовы России и некоторые проблемы системы отечественного высшего образования // Социум и власть. 2022. № 2 (92). С. 40-52. https://doi.org/10.22394/1996-0522-2022-2-40-52
Оперативное совещание с вице-премьерами 20 февраля 2023 http://government.ru/news/47825/ (дата обращения 23.07.2023).
Усольцев А.П., Шамало Т.Н. О понятии «Инженерное мышление». Формирование инженерного мышления в процессе обучения. Материалы Международной научно-практической конференции. 7-8 апреля, 2015 г. Екатеринбург, Россия. https://kpfu.ru/staff_files/F507873550/POSLEDNIJ.Mezhdunarod.sbornik.2015.pdf
(дата обращения 21.05.2023).
Шваб К. Четвертая промышленная революция. Эксмо, 2016. http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/library/k._shvab_chetvertaya_promyshlennaya_revolyuciya_2016.pdf?ysclid=lkaisrl3j939334828 (дата обращения 24.07.2023).
Щедровицкий П.Г. Вызовы III промышленной революции инженерному вузу // Лекция в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. 25.05.2016. https://gubkin.ru/general/structure/cic/orp/Shablon/Shchedrovitsky%20P.%20G.%20Lecture%2030.05.2016.pdf
Щедровицкий П.Г. Подготовка инженеров. 7 принципов // Вторая online-конференция «Современная подготовка инженеров». https://shchedrovitskiy.com/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0% BE%D0%B2/?ysclid=ljr5rq1o3p532863895 (дата обращения 25.07.2023).
Яминский А.В. Русский метод» в подготовке современной инженерной элиты // Наука и образование. Электронный научно-технический журнал. 02 февраля 2014 г. https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-metod-v-podgotovke-sovremennoy-inzhenernoy-elity/viewer (дата обращения 11.06.2023).
Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action for the implementation of Sustainable Development. Goal 4.ED-2016/WS/28, 86 p. https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/education-2030-incheon-framework-for-action-implementation-of-sdg4-2016-en_2.pdf (дата обращения 22.04.2023).
European Commission, Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture, Bright young minds, Publications Office of the European Union, 2023. https://data.europa.eu/doi/10.2766/567749 (дата обращения 17.07.2023).
References
Bredneva N.A. The pecularities of the development of students’ cognitive independence in the process of integrated project activity. Filologicheskie nauki. Voprosyteorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2016, no. 6-1 (60), pp. 190-192. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-studentov-v-hode-integrirovannoy-proektnoy-deyatelnosti (accessed 12.06.2023).
Kondratyev V.V. Engineering pedagogy as a base for technical teacher training system. Vyssheeobrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2018, no. 2 (220), pp. 29-38. https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-pedagogika-kak-osnova-sistemy-podgotovki-prepodavateley-tehnicheskih-universitetov (accessed 15.07.2023).
Martynov V.G., Sheinbaum V.S. Engineering Pedagogy in the Context of Engineering Activity. Vyssheeobrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2022, vol. 31, no. 6, pp. 152-168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-152-168
Musayelyan L.A., Zyryanov S.G. Global challenges in Russia and some problems in the system of higher education. Sotsium i vlast [Society and Power], 2022, no. 2 (92), pp. 40-52. https://doi.org/10.22394/1996-0522-2022-2-40-52
Operativnoe soveshchanie s prem’er ministrami [Urgent meeting with deputy prime ministers], 20.02.2023. http://government.ru/news/47825/ (accessed 23.07.2023).
Usoltsev A.P., Shamalo T.N. About the Concept of "Engineering Thinking". Formation of engineering thinking in the process of training. Materials of the International Scientific and Practical Conference. April 7-8, 2015. Ekaterinburg, Russia. https://kpfu.ru/staff_files/F507873550/POSLEDNIJ.Mezhdunarod.sbornik.2015.pdf
Shvab K. The Fourth Industrial Revolution. Eksmo Publ., 2016. http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/library/k._shvab_chetvertaya_promyshlennaya_revolyuciya_2016.pdf?ysclid=lkaisrl3j939334828 (accessed 24.07.2023).
Shchedrovitsky P.G. Challenges of the III industrial revolution to an engineering university. Lecture at Gubkin Russian State University of Oil and Gas. 25.05.2016.
Shchedrovitsky P.G. Training of Engineers. 7 principles. Second online-conference "Modern Training of Engineers". https://shchedrovitskiy.com/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0% BE%D0%B2/?ysclid=ljr5rq1o3p532863895 (accessed 25.07.2023).
Yaminskiy A.V. «The Russian method» in the training of the modern engineering elite. Nauka i obrazovanie [Science and Technology], 2014, pp. 1-16. https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-metod-v-podgotovke-sovremennoy-inzhenernoy-elity/viewer (accessed 11.06.2023).
Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action for the implementation of Sustainable Development. Goal 4.ED-2016/WS/28, 86 p. https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/education-2030-incheon-framework-for-action-implementation-of-sdg4-2016-en_2.pdf (accessed 22.04.2023).
European Commission, Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture, Bright young minds, Publications Office of the European Union, 2023. https://data.europa.eu/doi/10.2766/567749 (accessed 17.07.2023).
Просмотров аннотации: 114 Загрузок PDF: 124
Copyright (c) 2024 Alexey A. Novoselov, Olga A. Dyomina, Yulia V. Loskutova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.