СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ИНЖЕНЕРА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

  • Alexey A. Novoselov Сибирский государственный университет путей сообщения https://orcid.org/0009-0009-6862-0162
  • Olga A. Dyomina Сибирский государственный университет путей сообщения https://orcid.org/0000-0001-9098-9323
  • Yulia V. Loskutova Новосибирский государственный педагогический университет; Сибирский государственный университет путей сообщения https://orcid.org/0000-0001-8301-9193
Ключевые слова: инженерное образование, иностранный язык, интегральное инженерное мышление, интеграция, коммуникация, междисциплинарный подход, проектный метод обучения

Аннотация

Цель. Статья посвящена проблеме совершенствования инженерного образования в условиях масштабных технологических прорывов. Отмечается роль трансформации методического мышления преподавателей технических вузов на основе междисциплинарного подхода для расширения профессионального кругозора студентов при подготовкесовременных специалистов. Показана необходимость взаимодействия преподавателей гуманитарных и выпускающих кафедр в создании современного обучающего контента для преодоления логики «догоняющего развития» и перехода к формированию опережающего интегрального инженерного мышления.

Материалы и методы. На основе педагогического эксперимента была проверена гипотеза о положительном влиянии интеграции содержания обучения разных учебных дисциплинна развитие инженерного мышления. Показана роль проектного метода для обучения студентов младших курсов на иностранном языке. Подчеркнута целесообразность знания иностранного языкакак необходимого ресурса в подготовке российского инженера с развитыми навыками профессиональной коммуникации.

Результаты. Разработан и внедрен методический подход, основанный на принципе «Иностранный язык – средство обучения специальности».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Alexey A. Novoselov, Сибирский государственный университет путей сообщения

к.т.н., доцент кафедры «Здания, строительные конструкции и материалы», проректор по учебной работе

Olga A. Dyomina, Сибирский государственный университет путей сообщения

.п.н., доцент кафедры «Иностранные языки»

Yulia V. Loskutova, Новосибирский государственный педагогический университет; Сибирский государственный университет путей сообщения

аспирант; преподаватель кафедры «Иностранные языки»

Литература

Список литературы

Бреднева Н.А. Особенности развития познавательной самостоятельности студентов в ходе интегрированной проектной деятельности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-1(60). C. 190-192. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-studentov-v-hode-integrirovannoy-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения 12.06.2023).

Кондратьев В.В. Инженерная педагогика как основа системы подготовки преподавателей технических университетов // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 29-38. https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-pedagogika-kak-osnova-sistemy-podgotovki-prepodavateley-tehnicheskih-universitetov (дата обращения 15.07.2023).

Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Инженерная педагогика в контексте инженерной деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 152-168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-152-168

Мусаелян Л.А. Зырянов С.Г. Глобальные вызовы России и некоторые проблемы системы отечественного высшего образования // Социум и власть. 2022. № 2 (92). С. 40-52. https://doi.org/10.22394/1996-0522-2022-2-40-52

Оперативное совещание с вице-премьерами 20 февраля 2023 http://government.ru/news/47825/ (дата обращения 23.07.2023).

Усольцев А.П., Шамало Т.Н. О понятии «Инженерное мышление». Формирование инженерного мышления в процессе обучения. Материалы Международной научно-практической конференции. 7-8 апреля, 2015 г. Екатеринбург, Россия. https://kpfu.ru/staff_files/F507873550/POSLEDNIJ.Mezhdunarod.sbornik.2015.pdf

(дата обращения 21.05.2023).

Шваб К. Четвертая промышленная революция. Эксмо, 2016. http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/library/k._shvab_chetvertaya_promyshlennaya_revolyuciya_2016.pdf?ysclid=lkaisrl3j939334828 (дата обращения 24.07.2023).

Щедровицкий П.Г. Вызовы III промышленной революции инженерному вузу // Лекция в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. 25.05.2016. https://gubkin.ru/general/structure/cic/orp/Shablon/Shchedrovitsky%20P.%20G.%20Lecture%2030.05.2016.pdf

Щедровицкий П.Г. Подготовка инженеров. 7 принципов // Вторая online-конференция «Современная подготовка инженеров». https://shchedrovitskiy.com/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0% BE%D0%B2/?ysclid=ljr5rq1o3p532863895 (дата обращения 25.07.2023).

Яминский А.В. Русский метод» в подготовке современной инженерной элиты // Наука и образование. Электронный научно-технический журнал. 02 февраля 2014 г. https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-metod-v-podgotovke-sovremennoy-inzhenernoy-elity/viewer (дата обращения 11.06.2023).

Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action for the implementation of Sustainable Development. Goal 4.ED-2016/WS/28, 86 p. https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/education-2030-incheon-framework-for-action-implementation-of-sdg4-2016-en_2.pdf (дата обращения 22.04.2023).

European Commission, Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture, Bright young minds, Publications Office of the European Union, 2023. https://data.europa.eu/doi/10.2766/567749 (дата обращения 17.07.2023).

References

Bredneva N.A. The pecularities of the development of students’ cognitive independence in the process of integrated project activity. Filologicheskie nauki. Voprosyteorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2016, no. 6-1 (60), pp. 190-192. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-studentov-v-hode-integrirovannoy-proektnoy-deyatelnosti (accessed 12.06.2023).

Kondratyev V.V. Engineering pedagogy as a base for technical teacher training system. Vyssheeobrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2018, no. 2 (220), pp. 29-38. https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-pedagogika-kak-osnova-sistemy-podgotovki-prepodavateley-tehnicheskih-universitetov (accessed 15.07.2023).

Martynov V.G., Sheinbaum V.S. Engineering Pedagogy in the Context of Engineering Activity. Vyssheeobrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2022, vol. 31, no. 6, pp. 152-168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-152-168

Musayelyan L.A., Zyryanov S.G. Global challenges in Russia and some problems in the system of higher education. Sotsium i vlast [Society and Power], 2022, no. 2 (92), pp. 40-52. https://doi.org/10.22394/1996-0522-2022-2-40-52

Operativnoe soveshchanie s prem’er ministrami [Urgent meeting with deputy prime ministers], 20.02.2023. http://government.ru/news/47825/ (accessed 23.07.2023).

Usoltsev A.P., Shamalo T.N. About the Concept of "Engineering Thinking". Formation of engineering thinking in the process of training. Materials of the International Scientific and Practical Conference. April 7-8, 2015. Ekaterinburg, Russia. https://kpfu.ru/staff_files/F507873550/POSLEDNIJ.Mezhdunarod.sbornik.2015.pdf

Shvab K. The Fourth Industrial Revolution. Eksmo Publ., 2016. http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/library/k._shvab_chetvertaya_promyshlennaya_revolyuciya_2016.pdf?ysclid=lkaisrl3j939334828 (accessed 24.07.2023).

Shchedrovitsky P.G. Challenges of the III industrial revolution to an engineering university. Lecture at Gubkin Russian State University of Oil and Gas. 25.05.2016.

https://gubkin.ru/general/structure/cic/orp/Shablon/Shchedrovitsky%20P.%20G.%20Lecture%2030.05.2016.pdf

Shchedrovitsky P.G. Training of Engineers. 7 principles. Second online-conference "Modern Training of Engineers". https://shchedrovitskiy.com/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0% BE%D0%B2/?ysclid=ljr5rq1o3p532863895 (accessed 25.07.2023).

Yaminskiy A.V. «The Russian method» in the training of the modern engineering elite. Nauka i obrazovanie [Science and Technology], 2014, pp. 1-16. https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-metod-v-podgotovke-sovremennoy-inzhenernoy-elity/viewer (accessed 11.06.2023).

Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action for the implementation of Sustainable Development. Goal 4.ED-2016/WS/28, 86 p. https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/education-2030-incheon-framework-for-action-implementation-of-sdg4-2016-en_2.pdf (accessed 22.04.2023).

European Commission, Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture, Bright young minds, Publications Office of the European Union, 2023. https://data.europa.eu/doi/10.2766/567749 (accessed 17.07.2023).


Просмотров аннотации: 49
Загрузок PDF: 32
Опубликован
2024-04-30
Как цитировать
Novoselov, A., Dyomina, O., & Loskutova, Y. (2024). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ИНЖЕНЕРА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 125-144. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-486
Раздел
Педагогические исследования