САМОСОЗНАНИЕ РОДИТЕЛЯ И ПРОЦЕСС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Svetlana Yu. Mokhova Забайкальский государственный университет
  • Olga V. Dyurt Забайкальский государственный университет
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, триада, родитель, обучающийся, педагог, позиционное мышление, самосознание, самосознание родителя

Аннотация

Введение. Процесс воспитания в педагогике рассматривается как двусторонний. Родители в современном образовательном пространстве большое внимания уделяют контролю отношений учителя и ученика. Такой центр внимания может быть смещен на систему отношений с ребенком, включенного в систему «родитель-учитель-ученик». Самосознание родителя в контексте духовно-нравственного воспитания определяет содержание статьи. Формы и содержание деятельности социально-психологической службы школы, учителей в триаде родитель-обучающийся-педагог изучались и изучаются постоянно. Изменения в социально-экономических и культурных процессах предлагают новые вопросы в теории и практике педагогической деятельности с учетом позиционного мышления, возраста обучающегося и самосознания его родителя.

Цель: провести анализ методов, форм и содержания духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста и необходимых процессов изменения самосознания родителя.

Методология и методы исследования учитывают принцип системности и при анализе содержания и форм мероприятий духовно-нравственного воспитания в начальной школе моделируют элементы структуры духовно-нравственной составляющей самосознания родителя.

Результаты и область применения. Предложенная модель структуры духовно-нравственной составляющей самосознания родителя позволяет адаптировать триаду родитель-обучающийся-педагог к ситуациям в условиях позиционного мышления. Результаты исследования могут быть применены при работе с родителями детей, обучающимися в начальной школе. Направленность педагогов на осознание родителем своей роли в воспитании ребенка, обучающегося в младшей школе, является стержневой идеей программы взаимодействия с родителями, а также при подготовке педагогов для младшей школы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Svetlana Yu. Mokhova, Забайкальский государственный университет

к.психол.н., доцент кафедры теоретической и прикладной психологии

Olga V. Dyurt, Забайкальский государственный университет

студент направления подготовки дошкольное и начальное образования ЗабГУ; заместитель директора АХЧ МБОУ СОШ г. Читы

Литература

Список литературы

Асмолов А. Г., Солдатова Г. У. Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий. М.: Смысл, 2006. 321 с.

Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2007. 528 с.

Выготский Л.С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка // Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 457.

Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка // Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 307.

Выготский Л.С. О психологических системах (в сокращении) // Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 193.

Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. С. 223.

Выготский Л.С. MORAL INSANITY // Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 459.

Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Издательство томского университета. 2000. 154 с.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. 286 с.

Мохова С.Ю. Самосознание родителя в системе отношений с ребенком: Диссертация … канд. психол. н.: 19.00.01 / Мохова Светлана Юрьевна. Чита, 2004. 185 с.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. С. 113.

Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: спецкурс. М.: Изд-во МГУ, 1991. 109 с.

Пархоменко И.А. К вопросу об определении понятия «Духовно-нравственное воспитание младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. С. 184-186.

Смоленский С.И. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Педагогика. Психология. Социальная работа. 2013. № 4. С. 179-181.

Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 286 с.

Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 томах. Киев: «Радяньска школа», 1979. Том 4. Павлышская средняя школа. Разговор с молодым директором школы. 1980. 670 с.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990. 288 с.

Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Гаудеамус = Gaudeamus. 2015. № 1 (25). С. 9–17.

Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

References

Asmolov A. G., Soldatova G. U. Sotsial’naya kompetentnost’ klassnogo rukovoditelya. Rezhissura sovmestnykh deystviy [Social competence of a class teacher. Directing of joint actions]. Moscow: Smysl, 2006, 321 p.

Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti: kul’turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Psychology of personality: cultural-historical understanding of human development]. М.: Smysl; IC “Academy”, 2007, 528 p.

Vygotsky L.S. Problemy defektologii [Problems of Defectology]. M.: Prosveshchenie, 1995, p. 457.

Vygotsky L.S. Problemy defektologii [Problems of Defectology]. M.: Prosveshchenie, 1995, p. 307.

Vygotsky L.S. Problemy defektologii [Problems of Defectology]. M.: Prosveshchenie, 1995, p. 193.

Vygotsky L.S. Psikhologiya [Psychology]. M.: EXMO-PRESS Publishing House, 2000, p. 223.

Vygotsky L.S. Problemy defektologii [Problems of Defectology]. M.: Prosveshchenie, 1995, p. 459.

Klochko V.E., Galazhinsky E.V. Samorealizatsiya lichnosti: sistemnyy vzglyad [Self-realization of the personality: a systemic view]. Tomsk University Publishing House, 2000, 154 p.

Likhachev B.T. Filosofiya vospitaniya [Philosophy of Education]. М., 1995, 286 p.

Mokhova S.Y. Samosoznanie roditelya v sisteme otnosheniy s rebenkom [Self-consciousness of the parent in the system of relations with the child]: Dissertation ... candidate of psychology: 19.00.01. Chita, 2004, 185 p.

Orlov Y.M. Voskhozhdenie k individual’nosti [Ascent to individuality]. Moscow: Prosveshchenie, 1991, p. 113.

Pantileev S.R. Samootnoshenie kak emotsional’no-otsenochnaya sistema: spetskurs [Self-relationship as an emotional-evaluation system: special course]. Moscow: Izd-vo MSU, 1991, 109 p.

Parkhomenko I.A. Mir nauki, kultura, obrazovanie, 2012, no. 5, pp. 184-186.

Smolenskiy S.I. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial’naya rabota [Pedagogy. Psychology. Social work], 2013, no. 4, pp. 179-181.

Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness of personality]. Moscow: Izd-wo Mosk. un-ta, 1983, 286 p.

Sukhomlinsky V.A. Izbrannye proizvedeniya: v 5 tomakh [Selected works: in 5 volumes]. Kiev: “Radyanska shkola”, 1979, vol. 4. Pavlyshskaya secondary school. Conversation with a young school principal, 1980, 670 p.

Sukhomlinsky V.A. Kak vospitat’ nastoyashchego cheloveka (Etika kommunisticheskogo vospitaniya). Pedagogicheskoe nasledie [How to bring up a real person (Ethics of communist education). Pedagogical heritage]. Moscow: Pedagogy, 1990, 288 p.

Khvatova M. V. Gaudeamus, 2015, no. 1 (25), pp. 9-17.

Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya v psikhologii [The problem of self-consciousness in psychology]. Moscow: Nauka, 1977, 144 p.


Просмотров аннотации: 90
Загрузок PDF: 51
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Mokhova, S., & Dyurt, O. (2023). САМОСОЗНАНИЕ РОДИТЕЛЯ И ПРОЦЕСС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 293-309. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-293-309
Раздел
Педагогические исследования