СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ К ТВОРЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

  • Olga P. Karnikova Самарский государственный институт культуры
Ключевые слова: творческое взаимодействие, специалисты социокультурной сферы, профессиональная готовность, педагогическая система, цифровая образовательная среда

Аннотация

Цель. Статья посвящена проектированию системы формирования готовности специалистов социокультурной сферы к творческому взаимодействию в цифровой образовательной среде.

Материалы и методы. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы по проблеме. Систематизация и обобщение полученных данных легли в основу спроектированной системы, отражающей органическое единство социальной, культурной и цифровой сторон их профессиональной деятельности. В качестве методов исследования использованы анализ теоретических источников, изучение и обобщение опыта по вопросам профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы, анализ эмпирических исследований, проектирование.

Результаты. Разработана и педагогически обоснована система формирования готовности специалистов социокультурной сферы к творческому взаимодействию в цифровой образовательной среде, включающая основные структурные элементы, методологические подходы и принципы, определяющие внутреннюю логику ее формирования, комплекс условий, обеспечивающих ее эффективность.

Область применения результатов. Результаты направлены на повышение качества и совершенствование системы организации профессиональной подготовки данных специалистов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Olga P. Karnikova, Самарский государственный институт культуры

доцент кафедры экономики и управления социокультурной деятельностью, канд. пед. наук, доцент

Литература

Список литературы

Анисимова Н.Ю. Системный подход к организации подготовки кадров в условиях цифровизации // Вестник академии знаний. 2021. № 42(1). С. 27-32.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Специфика учебно-педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2(42). С. 92-100.

Ефремова Н.В., Мешков В.А. Модель подготовки специалиста сферы культуры к профессиональной деятельности в современных условиях // Экономика. Информатика. 2011. № 7(102). Выпуск 18/1.

Карникова О.П. Формирование готовности к полихудожественной деятельности бакалавров по направлению 071500. 62 «Народная художественная культура» // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. № 5. С. 31-36.

Кошевой О.С. Организация управления образовательной средой вуза на основе системного подхода // Образовательные ресурсы и технологии. 2012. № 1. С. 68-71.

Кучина О.П. Мотивационно-целевое развитие студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности // Новые технологии. 2011. № 3. С. 1-4.

Краузе А.А., Соловьев С.И., Шишигин А.В. Формирование современной цифровой образовательной среды: междисциплинарный подход к исследованию // KANT. 2022. № 2(43). С. 281-292.

Лепский В.Е. Седьмой социогуманитарный технологический уклад - контуры будущего человечества. URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2017/dokladi/LepskyVE_sec2_rus_izd.pdf (дата обращения: 13.12.2023).

Ноздрякова Е.В. Принцип интерактивности в образовании: ретроспективный обзор педагогической теории и практики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 3. С. 17-21.

Оськина А.Н. Развитие креативности студентов средствами электронной информационно-образовательной среды вуза: Автореф. дисс… канд. пед. наук. СПб, 2022. 26 с.

Полевая Н.М., Ситникова В.В. Онлайн-коммуникации в условиях виртуальной образовательной среды вуза // Педагогика профессионального образования. 2021. № 3. С. 43-54.

Розина И.Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2004. № 2. С. 97-101.

Чикова О.А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 3(73). С. 22-39.

Шкиль О.С., Гаврилюк Е.А. Средовой подход в проектировании цифрового образовательного процесса подготовки дизайнеров // Бизнес, образование, право. 2022. № 1(58). С. 355-359. URL: https://vestnik.volbi.ru/webarchive/158/pedagogicheskie-nauki/sredovoi-podhod-v-proektirovanii-cifrovo.html?ysclid=lq3g3d8x7w22652944 (дата обращения: 13.12.2023).

Acar S., Runco M. Divergent thinking: New methods, recent research, and extended theory // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2019, no. 13, pp. 153-158. https://doi.org/10.1037/aca0000231

Henriksen D., Mishra P., Fisser P. Infusing creativity and technology in 21st century education: A systemic view for change // Educational Technology and Society, 2016, no. 19 (3), pp. 27-37.

References

Anisimova N.Yu. Sistemnyy podkhod k organizatsii podgotovki kadrov v usloviyakh tsifrovizatsii [System approach to the organization of personnel training in the conditions of digitalization]. Vestnik akademii znaniy [Bulletin of the Academy of Knowledge], 2021, no. 42(1), pp. 27-32.

Vayndorf-Sysoeva M.E. Spetsifika uchebno-pedagogicheskogo vzaimodeystviya v tsifrovoy obrazovatelnoy srede [Specifics of teaching-pedagogical interaction in a digital learning environment]. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad], 2021, no. 2(42), pp. 92-100.

Efremova N.V., Meshkov V.A. Model podgotovki spetsialista sfery kultury k professionalnoy deyatel’nosti v sovremennykh usloviyakh [Model of preparation of a cultural specialist to professional activities in modern conditions]. Ekonomika. Informatika [Economics. Computer Sciences], 2011, no. 7 (102), issue 18/1.

Karnikova O.P. Formirovanie gotovnosti k polikhudozhestvennoy deyatel’nosti bakalavrov po napravleniyu 071500. 62 “Narodnaya khudozhestvennaya kul’tura” [Development of readiness for multi-field artistic activity of undergraduate students in the direction 071500. 62 “Folk Art Culture”]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University], 2015, no. 5, pp. 31-36.

Koshevoy O.S. Organizatsiya upravleniya obrazovatel’noy sredoy vuza na osnove sistemnogo podkhoda. Obrazovatel’nye resursy i tekhnologii [Organization of management of the educational environment of a higher education institution on the basis of the system approach]. Obrazovatel’nye resursy i tekhnologii [Educational Resources and Technologies], 2012, no. 1, pp. 68-71.

Kuchina O.P. Motivatsionno-tselevoe razvitie studentov kak faktor gotovnosti k professional’noy deyatel’nosti [Motivational and goal-oriented development of students as a factor of preparedness for professional activity]. Novye tekhnologii [New Technologies], 2011, no. 3, pp. 1-4.

Krauze A.A., Solov’ev S.I., Shishigin A.V. Formirovanie sovremennoy tsifrovoy obrazovatel’noy sredy: mezhdistsiplinarnyy podkhod k issledovaniyu [Development of a modern digital learning environment: an interdisciplinary approach to research]. KANT, 2022, no. 2(43), pp. 281-292.

Lepskiy V. E. Sed’moy sotsiogumanitarnyy tekhnologicheskiy uklad - kontury budushchego chelovechestva [The seventh socio-humanitarian technological stage – the contours of the future of humanity]. URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2017/dokladi/LepskyVE_sec2_rus_izd.pdf (accessed December 13, 2023).

Nozdryakova E.V. Printsip interaktivnosti v obrazovanii: retrospektivnyy obzor pedagogicheskoy teorii i praktiki [Principle of interactivity in education: retrospective review of pedagogical theory and practice]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2016, no. 3, pp. 17-21.

Os’kina A.N. Razvitie kreativnosti studentov sredstvami elektronnoy informatsionno-obrazovatel’noy sredy vuza [Development of students’ creativity by means of electronic information-educational environment of a higher education institution]. Abstract of PhD dissertation. St. Petersburg, 2022, 26 p.

Polevaya N.M., Sitnikova V.V. Onlayn-kommunikatsii v usloviyakh virtual’noy obrazovatel’noy sredy vuza [Online-communications in the conditions of virtual educational environment of a higher education institution]. Pedagogika professional’nogo obrazovaniya [Professional Education Pedagogy], 2021, no. 3, pp. 43-54.

Rozina I.N. Pedagogicheskaya kommunikatsiya v elektronnoy srede [Pedagogical communication in the electronic environment]. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennye nauki. [News of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Sciences], 2004, no. 2, pp. 97-101.

Chikova O.A. Tsifrovaya transformatsiya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya [Digital transformation of the content of pedagogical education]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [National and Foreign Pedagogics], 2020, no. 3(73), pp. 22-39.

Shkil’ O.S., Gavrilyuk E.A. Sredovoy podkhod v proektirovanii tsifrovogo obrazovatel’nogo protsessa podgotovki dizaynerov [Environment-based approach in the design of digital educational process of designer training]. Biznes, obrazovanie, pravo [Business, Education, Law], 2022, no. 1(58), pp. 355-359. URL: https://vestnik.volbi.ru/webarchive/158/pedagogicheskie-nauki/sredovoi-podhod-v-proektirovanii-cifrovo.html?ysclid=lq3g3d8x7w22652944 (accessed December 13, 2023).

Acar S., Runco M. Divergent thinking: New methods, recent research, and extended theory. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2019, no. 13, pp. 153-158. . https://doi.org/10.1037/aca0000231

Henriksen D., Mishra P., Fisser P. Infusing creativity and technology in 21st century education: A systemic view for change. Educational Technology and Society, 2016, no. 19 (3), pp. 27-37.


Просмотров аннотации: 83
Загрузок PDF: 55
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Karnikova, O. (2023). СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ К ТВОРЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 199-216. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-199-216
Раздел
Педагогические исследования