ПРАКТИКА ТРАНСЛЯЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ АНДРАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

  • Oksana A. Farus Оренбургский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-1426-6534
  • Galina I. Yakusheva Оренбургский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-8349-5568
  • Sergey N. Ryabtsov Оренбургский государственный педагогический университет
Ключевые слова: андрагогическое сопровождение учителей, цифровизация образования, дополнительное профессиональное обучение

Аннотация

Обоснование. Актуальность исследования определяется необходимостью существенного увеличения процента внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

Цель. Авторы статьи ставят целью формирование модели реализации процесса андрагогического сопровождения учителей, разработанной в контексте цифровизации современного общества и нацеленной на освоение педагогами элементов цифровой образовательной среды с учетом новых инструментов и сервисов.

Материалы и методы. Достижение поставленных в работе целей осуществлялось на основе общенаучных методов исследования в рамках сравнительного, теоретического анализа научной литературы и нормативных документов по методологическим основам организации процессов андрагогического сопровождения педагогов в рамках цифровой образовательной среды. В эмпирической части исследования авторами была осуществлена визуализация процесса организации дополнительного образования для учителей на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» посредством метода практического моделирования.

Результаты. Проведенный анализ научной литературы и нормативных документов в области андрагогического сопровождения педагога позволил авторам выделить и охарактеризовать три ключевых составляющих цифровизации процесса сопровождения педагога в современном обществе. Оценка содержательного компонента данных составляющих и практический опыт трансляции цифровой образовательной среды в контексте реализации андрагогического сопровождения педагогов позволил авторам разработать модель организации дополнительного образования учителя. На примере данной модели показаны возможности использования преимуществ цифровых технологий в дополнительном образовании педагога.

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть применены в системе дополнительного образования учителей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Oksana A. Farus, Оренбургский государственный педагогический университет

доцент кафедры химии и методики преподавания химии, кандидат химических наук

Galina I. Yakusheva, Оренбургский государственный педагогический университет

заведующий кафедрой химии и методики преподавания химии, кандидат педагогических наук

Sergey N. Ryabtsov, Оренбургский государственный педагогический университет

первый проректор, кандидат биологических наук

Литература

Список литературы

Андрощук Н.А. Сопровождение профессионального развития учителей в педагогическом сообществе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9(94). С. 95-100.

Арзиқулов А.Ш. Андрогогик таълимнинг ижтимоий педагогик асослари // Экономика и социум. 2022. № 4-1(95). C. 605-618.

Бекмашева Б.Н. Андрогогика – обучение взрослого человека // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 11(2). С. 66-67.

Змеев С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3(24). С. 94-101.

Иванищева Н.А. Ресурсы андрагогического потенциала системы высшего педагогического образования // Инновации в образовании. 2018. № 4. С. 4-17.

Колпакова Е.Н. Проблемы дополнительного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65(1). С.155-158.

Кох М.Н., Пешкова Т.Н. Основы педагогики и андрагогики. Краснодар: КубГАУ, 2015. 90 с.

Лопанова Е.В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза в условиях информатизации образования. Омск: Омская гуманитарная академия, 2019. 240 с.

Макарова О.Ю. Дополнительное профессиональное образование в аспекте проблем андрагогики // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 4(22).С. 300-303.

Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Специальная андрагогика: актуализация проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51(6). С. 260-266.

Мосийчук А.В. Становление и развитие педагогики взрослых в международном контексте // Дискуссия. 2011. № 2(3). С. 99-104.

Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. О необходимости перехода современной системы дополнительного профессионального образования в пространство опережающего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2(46). С. 112-118.

Российская федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. Новосибирск: Норматика, 2015. 143 с.

Сафронова О.В. Актуальность и сущность андрагогического подхода в профессиональной переподготовке работников образования // Вестник непрерывного образования. 2014. № 1. С. 59-63.

Селиверстова К.А. Андрагогические особенности обучения иностранному языку взрослой аудитории // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26). С. 35-37.

Тухватуллина, С.Ю. Основные понятия андрагогики. Андрагогическая модель обучения // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 17. С. 51-58.

Усова С.Н. Проблемы и возможности электронного повышения квалификации педагогов в условиях цифровизации образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1(42). С. 43-57.

Фарус О.А. Опыт создания электронного семинара на базе платформы LMS Moodle в рамках реализации химического образования // Мир педагогики и психологии. 2022. № 10(75). С. 29-36.

Шестак Н.В., Астанина С.Ю., Чмыхова Е.В. Андрагогика и дополнительное профессиональное образование М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2008. 200 с.

Шкиль Д.Э. Особенности обучения у взрослых // Экономика и социум. 2016. № 6-2(25). С. 1060-1065.

References

Androshchuk N.A. Soprovozhdenie professional’nogo razvitija uchitelej v pedagogicheskom soobshhestve [Supporting the professional development of teachers in the teaching community]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University], 2014, no. 9(94), pp. 95-100.

Arzikulov A.Sh. Андрогогик таълимнинг ижтимоий педагогик асослари [Социально-педагогические основы андрагогического образования]. Jekonomika i socium [Economics and Society], 2022, no. 4-1(95), pp. 605-618.

Bekmasheva B N. Androgogika – obuchenie vzroslogo cheloveka [Androgogy – education for adults]. Novaja nauka: Opyt, tradicii, innovacii [New Science: Experience, Traditions, Innovations], 2016, no. 11-2, pp. 66-67.

Zmeev S.I. Obrazovanie vzroslyh i andragogika v realizacii koncepcii nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii [Adult education and andragogy in the implementation of the concept of continuing education in Russia]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and Foreign Pedagogy], 2015, no. 3(24), pp. 94-101.

Ivanishcheva N.A. Resursy andragogicheskogo potenciala sistemy vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Resources of andragogical potential of the system of higher pedagogical education]. Innovacii v obrazovanii [Innovations in Education], 2018, no. 4, pp. 4-17.

Kolpakova E.N. Problemy dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya [Problems of additional professional education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniy [Problems of Modern Pedagogical Education], 2019, no. 65(1), pp. 155-158.

Koh M.N., Peshkova T.N. Osnovy pedagogiki i andragogiki [Fundamentals of pedagogy and andragogy]. Krasnodar: KubGAU Publ., 2015, 90 p.

Lopanova E.V. Sovershenstvovanie professional’no-pedagogicheskoj podgotovki prepodavatelya vuza v usloviyah informatizacii obrazovaniya [Improving the professional and pedagogical training of a university teacher in the conditions of informatization of education]. Omsk: OHA Publ., 2019, 240 p.

Makarova O.Yu. Dopolnitel’noe professional’noe obrazovanie v aspekte problem andragogiki [Additional professional education in the aspect of andragogy problems]. Vestnik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tatar State Humanitarian Pedagogical University], 2010, no. 4(22), pp. 300-303.

Medvedeva E.Yu., Ol’hina E.A. Special’naya andragogika: aktualizaciya problem [Special andragogy: actualization of the problem]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2016, no. 51(6), pp. 260-266.

Mosijchuk A.V. Stanovlenie i razvitie pedagogiki vzroslyh v mezhdunarodnom kontekste [Formation and development of adult pedagogy in an international context]. Diskussiya [Discussion], 2011, no. 2(3), pp. 99-104.

Muhametzyanova F.Sh., Shajhutdinova G.A. O neobhodimosti perekhoda sovremennoj sistemy dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya v prostranstvo operezhayushchego obrazovaniya [On the need to transition the modern system of additional vocational education into the space of advanced education]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Vocational Education in Russia and Abroad], 2022, no. 2(46), pp. 112-118.

Rossijskaya federaciya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ: prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 21 dekabrya 2012 goda: odobren Sovetom Federacii 26 dekabrya 2012 goda [Russian Federation. Laws. On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ dated December 29, 2012: adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012]. Novosibirsk: Normatika Publ., 2015, 143 р.

Safronova O.V. Aktual’nost’ i sushchnost’ andragogicheskogo podhoda v professional’noj perepodgotovke rabotnikov obrazovaniya [Relevance and essence of andragogical approach in professional retraining of education workers]. Vestnik nepreryvnogo obrazovaniya [Bulletin of Continuing Education], 2014, no. 1, pp. 59-63.

Seliverstova K.A. Andragogicheskie osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku vzrosloj auditorii [Andragogical features of teaching a foreign language to an adult audience]. Karel’skij nauchnyj zhurnal [Karelian Scientific Journal], 2019, vol. 8, no. 1(26), pp. 35-37.

Tuhvatullina, S.Yu. Osnovnye ponyatiya andragogiki. Andragogicheskaya model’ obucheniya [Basic concepts of andragogy. Andragogical learning model]. Intellektual’nyj potencial XXI veka: stupeni poznaniya [Intellectual Potential of the XXI Century: Stages of Cognition], 2013, no. 17, pp. 51-58.

Usova S.N. Problemy i vozmozhnosti elektronnogo povysheniya kvalifikacii pedagogov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya [Problems and opportunities of electronic professional development of teachers in the conditions of digitalization of education]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov [Scientific Support of the Personnel Training System], 2020, no. 1(42), pp. 43-57.

Farus O.A. Opyt sozdaniya elektronnogo seminara na baze platformy LMS Moodle v ramkah realizacii himicheskogo obrazovaniya [Experience in creating an electronic seminar based on the LMS Moodle platform as part of the implementation of chemical education]. Mir pedagogiki i psihologii [The World of Pedagogy and Psychology], 2022, no. 10(75), pp. 29-36.

Shestak N.V., Astanina S.Yu., Chmyhova E.V. Andragogika i dopolnitel’noe professional’noe obrazovanie [Andragogy and additional professional education]. Moscow: MHU Publ., 2008, 200 p.

Shkil’ D.E. Osobennosti obucheniya u vzroslyh [Features of adult learning]. Ekonomika i socium [Economy and Society], 2016, no. 6-2(25), pp. 1060-1065.


Просмотров аннотации: 96
Загрузок PDF: 59
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Farus, O., Yakusheva, G., & Ryabtsov, S. (2023). ПРАКТИКА ТРАНСЛЯЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ АНДРАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 109-126. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-109-126
Раздел
Педагогические исследования