ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  • Tatyana A. Busygina ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» https://orcid.org/0000-0001-6595-3513
Ключевые слова: экзистенциальные ценности, психологическое благополучие, самореализация, экзистенциальная исполненность, профессиональное самосознание, невротизация

Аннотация

Цель. В статье анализируется взаимосвязь экзистенциальных ценностей преподавателя вуза с проявлениями показателей эмоциональной сферы. В данном исследовании мы рассматриваем проблему психологического благополучия педагога с позиции экзистенциального подхода. Анализ научных источников по проблематике невротизации, эмоционального и профессионального выгорания педагогов, а также направлений преодоления стрессового состояния для достижения психологического благополучия, привел нас к выводу о том, что большинство исследователей видит выход исключительно через удовлетворение потребностей, регуляцию режима работы и отдыха, овладение методами саморегуляции. Мы согласны с тем, что подобные направления психологической работы помогают совладать со стрессом ситуативно, но вместе с тем, мы выявили пробел в изучении психологических свойств личности, ее ценностном поле, которое может быть опорой стабильного эмоционального состояния, удовлетворенности собой и профессиональной деятельностью, значительно снижая риски невротических симптомов.   Мы предполагаем, что есть фундаментальный фактор, а именно экзистенциальные ценности, которые лежат в основе состояния психологического благополучия.

Методология проведения работы. В процессе исследования была осуществлена детальная теоретическая экспертиза различных литературных источников, а также сопоставление и оценка различных точек зрения, выраженных в рассматриваемых литературных работах. Эмпирическое исследование было проведено на выборке из 130 преподавателей российских вузов обоих полов, от 40 до 75 лет, со стажем более 18лет с помощью психодиагностических методик. Количественная обработка результатов произведена на базе статистических программы STATISTICA 11.0.

Результаты. В результате эмпирического исследования мы получили обширный массив данных, доказывающий влияние развитых экзистенциальных ценностей на состояние психологического благополучия, а именно пришли выводам: игнорирование экзистенциальных ценностей способствует проявлению таких невротических состояний как дезадаптация, чувство вины, непринятие себя, непринятие других, враждебность, истощение, деперсонализацию, внешний контроль, ведомость, эскапизм. Принятие экзистенциальных ценностей преподавателем влечет за собой формирование таких эмоциональных состояний, как адаптивность, интернальность, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт. На основании эмпирических данных мы сформулировали дефиницию термина «экзистенциальное благополучие».

Область применения результатов. Результаты исследования помогут расширить возможности индивидуальной и групповой психологической работы с эмоционально-стрессовыми ситуациями для снижения рисков невротических проявлений и формирование адаптивных эмоциональных состояний в профессиональной деятельности преподавателя вуза на уровне принятия, осознания и раскрытия экзистенциальных ценностей личности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Tatyana A. Busygina, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Литература

Список литературы

Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. Т. 6, № 4. С. 4–14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-lichnostnogo-blagopoluchiya (дата обращения: 07.12.2023).

Благополучие личности и экзистенциальная исполненность: теоретико-филос. аспект / Т. Г. Дулинец, О. А. Бенькова, Т. Г. Савельева, А. А. Машанов, О. Н. Догадаев // Философия и культура. 2022. № 10. С. 75–91. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2022.10.39033

Вачков И. В., Храмова Т. К. Аутентичность и самореализация личности в период ранней взрослости. Текст: электронный // Психология и право. 2021. Т. 11, № 4. C. 14–24. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110402

Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04. Томск, 2002. 220 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002336295 (дата обращения: 07.12.2023).

Григорьева А. А. Экзистенциальный потенциал профессиональной самореализации педагога // Ярославский педагогический вестник. Том 2, Психолого-педагогические науки. 2013. № 1. С. 232–236. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnyy-potentsial-professionalnoy-samorealizatsii-pedagoga (дата обращения: 07.12.2023).

Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма / Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии и педагогики, 2013. 267 с.

Иванченко Е. С. Экзистенциально-гуманистическое мировоззрение как основа самосовершенствования в труде преподавателя / Е. С. Иванченко, А. А. Тимофеева // Теория и практика приоритетных научных исследований: сборник научных трудов по материалам XI Международной научно-практической конференции, Смоленск, 17 февраля 2020 года. Смоленск: МНИЦ "Наукосфера", 2020. С. 29-31.

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Особенности эмоционально-личностного благополучия педагогов // Педагогическое образование в России. 2018. № 9.С. 44-51.

Каяшева О. И. Самопонимание как фактор успешной профессиональной деятельности преподавателя вуза в контексте экзистенциального подхода // Высшее образование сегодня. 2020. № 4. С. 59-62.

Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003. 285 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 510 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003116497 (дата обращения: 07.12.2023).

Матюшина М. Г. Основные подходы к раскрытию понятия «Субъективное благополучие» в отечественной и зарубежной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2016. № 182. С. 127–131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-raskrytiyu-ponyatiya-subektivnoe-blagopoluchie-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 07.12.2023).

Плугина М. И. Акмеoлoгическoе сoпрoвoждение прoфессиoнальнoгo станoвления препoдавателей высшей шкoлы: мoнoграфия. М.: ПКЦ Аль-текс, 2008. 417 с.

Русалов B. М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 5. С. 83–91.

Сапогова Е. Е. Психологическое благополучие современного педагога: экзистенциальный контекст // Современная психология образования: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Воронеж, 20–22 октября 2016 года / Воронежский государственный педагогический университет; Российское психологическое общество; Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. С. 202-206.

Селигман Мартин Э. П. В поисках счастья: как получать удовольствие от жизни каждый день: пер. с англ. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 317 с.

Ставцев А. А. Позитивные качества личности как предиктор психологического благополучия педагогов в профессиональной деятельности (на модели VIA): диссертация ... кандидата психологических наук : 5.3.5. / Ставцев Алексей Андреевич; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»; Диссовет СПбГУ А5.3.5.23.200]. Санкт-Петербург, 2022. 292 с.

Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности: (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.

Bradburn N. M. The structure of psychological well-being / With the assistance of C. Edward Noll. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p. URL: https://www.norc.org/content/dam/norc-org/pdfs/BradburnN_Struc_Psych_Well_Being.pdf (дата обращения: 07.12.2023).

Diener E. Subjective well-being: the science of happiness and a proposal for a national index // American Psychologist. 2000. Vol. 55, no. 1. P. 34–43. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.34

Diener E., Chan M. Y. Happy people live longer: subjective well‐being contributes to health and longevity // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2011. Vol. 3, no. 1. P. 1–43. https://doi.org/10.1111/j.1758-0854.2010.01045

Kumar S.P. Workplace Spirituality as an Antecedent of University

Teachers’ Subjective Well-being: Mediating Role of Job Satisfaction and Job

Performance // Journal of Engineering Education Transformations. 2020. Vol. 33. P. 137-146.

Paula M., Jena L.K. Workplace spirituality, teachers’ professional well-

being and mediating role of positive psychological capital: An empirical validation in the Indian context // Int. J. Ethics Syst. 2022. Vol. 38. P. 1–28.

Relationship between Different Dimensions of Workplace Spirituality and

Psychological Well-Being: Measuring Mediation Analysis through Conditional Process Modeling / Ahmed R.R., Soomro F.A., Channar Z.A., Hashem E A.R., Soomro H.A., Pahi M.H., Md Salleh N.Z. // J. Environ. Res. Public Health. 2022. Vol. 19, 11244. https://doi.org/10.3390/ijerph191811244

Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57, no. 6. P. 1069–1081. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.6.1069

Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being re-visited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69, no. 4. P. 719–727. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719

Waterman A. S. Reconsidering happiness: a eudaimonist's perspective // The Journal of Positive Psychology. 2008. Vol. 3, is. 4. P. 234–252. https://doi.org/10.1080/17439760802303002

Waterman A. S. Two conceptions of happiness: contrasts of personal ex-pressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 64, no. 4. P. 678–691. https://doi.org/10.1037/0022-3514.64.4.678

Wealth and happiness across the world: material prosperity predicts life evaluation, whereas psychosocial prosperity predicts positive feeling / E. Diener, W. Ng, J. Harter, R. Arora // Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 99, no. 1. P. 52-61. https://doi.org/10.1037/a0018066

Yongzhan Li. Building well-being among university teachers: the roles of psychological capital and meaning in life // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2018. Vol. 27. https://doi.org/10.1080/1359432X.2018.1496909

References

Baturin N. A., Bashkatov S. A., Gafarova N. V. Theoretical model of personal well-being // Bulletin of SUSU. A., Gafarova N. V. Theoretical model of personal well-being. Vestnik YuUrGU. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of SUSU. Series: Psychology], 2013, vol. 6, no. 4, pp. 4-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-lichnostnogo-blagopoluchiya (accessed 07.12.2023).

Personal well-being and existential fulfillment: theoretical and philosophical aspect / T. G. Dulinets, O. A. Benkova, T. G. Savelyeva, A. A. Mashanov, O. N. Dogadaev. Filosofiya i kul'tura [Philosophy and Culture], 2022, no. 10, pp. 75-91. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2022.10.39033

Vachkov I. V., Khramova T. K. Authenticity and self-realization of personality in the period of early adulthood. Text: electronic. Psikhologiya i pravo [Psychology and Law], 2021, vol. 11, no. 4, pp. 14-24. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110402

Voronina A. V. Evaluation of psychological well-being of schoolchildren in the system of preventive and corrective work of the psychological service. Tomsk, 2002, 220 p. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002336295 (accessed 07.12.2023).

Grigorieva A. A. Existential potential of professional self-realization of a teacher. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. Tom 2, Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Vol. 2, Psychologo-pedagogical sciences], 2013, no. 1, pp. 232-236. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnyy-potentsial-professionalnoy-samorealizatsii-pedagoga (accessed 07.12.2023).

Dzhidaryan I. A. Psychology of happiness and optimism / Russian Academy of Sciences, Institute of Psychology. Moscow: Institute of Psychology and Pedagogy, 2013, 267 p.

Ivanchenko E. S. Existential-humanistic worldview as a basis for self-improvement in the work of a teacher / E. S. Ivanchenko, A. A. Timofeeva. Theory and practice of priority scientific research: a collection of scientific papers on the materials of the XI International Scientific and Practical Conference, Smolensk, February 17, 2020. Smolensk: MNIC "Naukosphere", 2020, pp. 29-31.

Karapetyan L.V., Glotova G.A. Features of emotional and personal well-being of teachers. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2018, no. 9, pp. 44-51.

Kayasheva O. I. Self-understanding as a factor of successful professional activity of a university teacher in the context of existential approach. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2020, no. 4, pp. 59-62.

Kronik A. A., Akhmerov R. A. Kauzometria: methods of self-knowledge, psychodiagnostics and psychotherapy in the psychology of life path. Moscow: Sysl, 2003, 285 p.

Leontiev D.A. Psychology of sense. The nature, structure and dynamics of meaning reality: textbook for students of higher educational institutions studying in the direction and specialties of psychology. M.: Smysl, 2007p 510 p. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003116497 (accessed 07.12.2023).

Matyushina M. G. Main approaches to the disclosure of the concept of "Subjective well-being" in Russian and foreign psychology. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 2016, no. 182, pp. 127-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-raskrytiyu-ponyatiya-subektivnoe-blagopoluchie-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii (accessed 07.12.2023).

Plugina M. I. Akmeological support of professional development of higher school teachers: monograph. Moscow: PKC Al-tex, 2008, 417 p.

Rusalov B. M. Psychological maturity: single or multiple characteristic? Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2006, vol. 27, no. 5, pp. 83-91.

Sapogova E. Е. Psychological well-being of a modern teacher: existential context. Modern psychology of education: problems and prospects: materials of the All-Russian (with international participation) scientific-practical conference, Voronezh, October 20-22, 2016 / Voronezh State Pedagogical University; Russian Psychological Society; Department of Education, Science and Youth Policy of the Voronezh region. Voronezh: Publishing and Printing Center "Scientific Book", 2016, pp. 202-206.

Seligman Martin E. P. In Search of Happiness: How to Enjoy Life Every Day. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2011, 317 p.

Stavtsev A. A. Positive qualities of personality as a predictor of psychological well-being of teachers in professional activity (on the VIA model): dissertation ... Candidate of Psychological Sciences. St. Petersburg, 2022, 292 p.

Shevelenkova T. D., Fesenko P. P. Psychological well-being of personality: (review of the main concepts and research methodology). Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological Diagnostics], 2005, no. 3, pp. 95-129.

Bradburn N. M. The structure of psychological well-being / With the assistance of C. Edward Noll. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969, 320 p. URL: https://www.norc.org/content/dam/norc-org/pdfs/BradburnN_Struc_Psych_Well_Being.pdf (accessed 07.12.2023).

Diener E. Subjective well-being: the science of happiness and a proposal for a national index. American Psychologist, 2000, vol. 55, no. 1, pp. 34–43. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.34

Diener E., Chan M. Y. Happy people live longer: subjective well‐being contributes to health and longevity. Applied Psychology: Health and Well-Being, 2011, vol. 3, no. 1, pp. 1–43. https://doi.org/10.1111/j.1758-0854.2010.01045

Kumar S.P. Workplace Spirituality as an Antecedent of University

Teachers’ Subjective Well-being: Mediating Role of Job Satisfaction and Job

Performance. Journal of Engineering Education Transformations, 2020, vol. 33, pp. 137-146.

Paula M., Jena L.K. Workplace spirituality, teachers’ professional well-

being and mediating role of positive psychological capital: An empirical validation in the Indian context. Int. J. Ethics Syst., 2022, vol. 38, pp. 1–28.

Relationship between Different Dimensions of Workplace Spirituality and

Psychological Well-Being: Measuring Mediation Analysis through Conditional Process Modeling / Ahmed R.R., Soomro F.A., Channar Z.A., Hashem E A.R., Soomro H.A., Pahi M.H., Md Salleh N.Z. J. Environ. Res. Public Health, 2022, vol. 19, 11244. https://doi.org/10.3390/ijerph191811244

Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, vol. 57, no. 6, pp. 1069–1081. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.6.1069

Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being re-visited. Journal of Personality and Social Psychology, 1995, vol. 69, no. 4, pp. 719–727. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719

Waterman A. S. Reconsidering happiness: a eudaimonist's perspective. The Journal of Positive Psychology, 2008, vol. 3, is. 4, pp. 234–252. https://doi.org/10.1080/17439760802303002

Waterman A. S. Two conceptions of happiness: contrasts of personal ex-pressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment. Journal of Personality and Social Psychology, 1993, vol. 64, no. 4, pp. 678–691. https://doi.org/10.1037/0022-3514.64.4.678

Wealth and happiness across the world: material prosperity predicts life evaluation, whereas psychosocial prosperity predicts positive feeling / E. Diener, W. Ng, J. Harter, R. Arora. Journal of Personality and Social Psychology, 2010, vol. 99, no. 1, pp. 52-61. https://doi.org/10.1037/a0018066

Yongzhan Li. Building well-being among university teachers: the roles of psychological capital and meaning in life. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2018, vol. 27. https://doi.org/10.1080/1359432X.2018.1496909


Просмотров аннотации: 200
Загрузок PDF: 59
Опубликован
2024-02-29
Как цитировать
Busygina, T. (2024). ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 170-208. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-439
Раздел
Психологические исследования