ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

  • Lyudmila N. Shcherbatykh Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Ключевые слова: лингвоцифровая культура, цифровая образовательная среда, иноязычное образование, трансформация образования, непрерывное образование, рискоорентированное мышление, гибридная среда обучения, риск-менеджмент в образовании

Аннотация

В статье рассмотрены возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологии, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.

Современный мир меняется очень быстро, технологический прогресс и цифровизация затрагивают все сферы деятельности человека, включая образование. Становление и развитие современного ребёнка все больше и больше происходит в некой виртуальной реальности, создаваемой самыми разнообразными девайсами.

Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить, каковы теоретико-методологические и научно-методические основания создания модели эффективного формирования лингвоцифровой культуры обучающихся на разных уровнях обязательного и дополнительного иноязычного образования с использованием цифровых ресурсов и технологий с учетом рисков и возможностей (на примере преподавания английского языка).

Цель нашей работы заключается в разработке теоретико-методологических и научно-методических оснований стратегии формирования лингвоцифровой культуры обучающихся посредством цифровых ресурсов и технологий в процессе преподавания английского языка и ее экспериментальной проверке.

Исследование проводилось на основе аутентичных материалов на английском языке. Использованные методы исследования – теоретический анализ литературы, изучение нормативных документов, наблюдение за учебным процессом, сравнительный анализ. Автор статьи пришел к выводу эффективности применения разработанной программы с целью формирования данной категории культуры в контексте непрерывного иноязычного образования, определены перспективы исследования по направлению проекта.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Lyudmila N. Shcherbatykh, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания, кандидат педагогических наук

Литература

Список литературы

Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Захарова У.С., Терентьев Е.А. Преподаватели российских вузов в условиях пандемийной цифровизации: между автономией и контролем // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. №3. С.134-154.

Ариян Маргарита Анастасовна Социально-эмоциональное развитие обучающихся средствами иностранного языка // Язык и культура. 2017. № 38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-emotsionalnoe-razvitie-obuchayuschihsya-sredstvami-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 15.01.2024).

Ахромеева Т.С., Маоинецкий Г.Г., Посашков С.А. Смыслы и ценности цифровой реальности: Будущее. Войны. Синергетика // Философские науки. 2017. № 6. С. 104-120.

Бенин В.Л. Педагогическая культурология, 2016. Стратегия развития воспитания школьников в контексте профессионально-педагогической культуры учителя // Педагогическое образование: вызовы XXI века : материалы VII междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти акад. В.А. Сластенина / под общ. ред. Н.И. Вьюновой; Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 2016. С. 25-27.

Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / Под редакцией и с послесловием академика Ю. С. Степанова. М.: «Индрик», 2005. 1040 с.

Ван, Мо. Дух ремесленника: профессиональная культурная этика крайне необходима в Китае // Китай во всех сферах жизни. 2019. № 16. С. 158-159.

Горлова Е.Б. Культура как воспитательный и социальный феномен // Вестник ГУУ. 2023. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-kak-sotsialnyy-i-vospitatelnyy-fenomen (дата обращения: 14.01.2024).

Готлиб Д.Л. Обучение иностранному языку как фактор повышения мотивации школьников в условиях модернизации образования: специальность 5.8.2 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки, уровень общего образования)»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2020. 25 с.

Коллектив авторов. Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования: Монография. СПб.: Изд-во «Союз», 2008. 114 с.

Данилова О.В., Васильева Э.Р. Формирование гуманитарной культуры учащихся и студентов в эпоху глобализации // Дискуссия. 2013. №11 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumanitarnoy-kultury-uchaschihsya-i-studentov-v-epohu-globalizatsii (дата обращения: 14.01.2024).

Дубровский Д.И. Электронная культура. Кто против? // Философские науки. 2017. № 2. С. 50-57.

Еремин Ю.В. Теоретические основы профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета: Предметная область, иностранный язык : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2001. 38 с.

Журавлёва О.Н. Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования: Монография, 2008.

Зимина Ф. В. Иностранный язык как средство формирования гуманитарной культуры студентов вуза // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannyy-yazyk-kak-sredstvo-formirovaniya-gumanitarnoy-kultury-studentov-vuza (дата обращения: 14.01.2024).

Иконникова С. Н. Влияние гуманитарной культуры на менталитет народа // Труды СПБГИК. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gumanitarnoy-kultury-na-mentalitet-naroda (дата обращения: 14.01.2024).

Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В. А. Сластенина // Сибирский педагогический журнал. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-i-kulturologicheskiy-podhody-k-issledovaniyu-problem-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-nauchnoy-shkole-v-a-slastenina (дата обращения: 10.01.2024).

Конструктивно-функциональные основы моделирования продуктивной иноязычной текстовой деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "540300 (050300) Филологическое образование" / Ю. В. Еремин, А. В. Рубцова; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург: Кн. Дом, 2008.

Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. М./СПб.: ГПОССА/КАРО, 2004. 336 с.

Павлова Л.В. Методическая система развития гуманитарной культуры студентов бакалавриата в компетентностной парадигме иноязычного образования: автореф. дис. ... докт пед. наук: 13.00.02. Нижний Новгород, 2016.

Рыбак М. В. Развитие культуроведческих подходов к преподаванию иностранных языков в отечественном образовании в 80-е гг. XX – начале XXI в. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №4 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kulturovedcheskih-podhodov-k-prepodavaniyu-inostrannyh-yazykov-v-otechestvennom-obrazovanii-v-80-e-gg-xx-nachale-xxi-v (дата обращения: 10.01.2024).

Сикорская Н.Г. Развитие гуманитарной культуры будущего учителя как основания его профессионализма: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ставропольский гос. технич. ун-т. Ставрополь, 1996. 18 с.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н., Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.

Соловова Е. Н. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков // Вестник МГИМО. 2013. №6 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-napravleniya-razvitiya-vuzovskoy-metodiki-prepodavaniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 10.01.2024).

Терентьев Е.А. Цифровая трансформация образовательной системы: изучение инновационного потенциала, распространения инноваций на микро, мезо и макроуровнях и разработка механизмов сопровождения реформ. Грант РНФ 19-78-10127.

Тульчинский Г.Л. Цифровизированный гуманизм // Философские науки. 2018. № 11. С. 28-43.

Шулева Е.И. Воспитание гуманитарной культуры студента как основы профессионализма: Гуманитарная культура - новый вектор развития. Монография. 2016. 200 с.

Фролова С. М., Листвина Е. В. Культура в эпоху цифровизации: социально-философское осмысление // Изв. Са рат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 408-412. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-4-408-412

Хуанг, Фанг. Анализ содержания профессионального культурного образования в высших профессиональных колледжах // Коммуникация в области профессионального образования. 2018.

Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского язвка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Рус. яз., 1990. 246 с.

Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. New York; London: McGraw Hill, 1998. 256 р.

Collins A., Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling. New York: Teachers College Press, 2009. https://www.goodreads.com/book/show/6705342-rethinking-education-in-the-age-of technology?ac=1&from_search=true&qid=WXNzKm4MEs&rank=1 (дата обращения: 20.12.2023)

Kerr S. T. Why we all want it to work: Towards a culturally based model for technology and educational change // British Journal of Educational Technology. 2005. Vol. 36, № 6. P. 1005-3016.

Negroponte N. Being Digital; Hetmańczyk, P. Digitalization and its impact on labour market and education. Selected aspects // Education and Information Technologies, 2023. https://doi.org/10.1007/s10639-023-12203-8

Suvorova E.A., Karelina A.A. Digitalization and Uncertainty in the University: Coherence and Collegiality Through a Metacurriculum // Postdigital Science and Education, 2022, vol. 4, pp. 772-792. https://doi.org/10.1007/s42438-022-00324-1

Valadez J. R., Duran R. Redefining the Digital Divide: Beyond Access to Computers and the Internet // The High School Journal, 2007, vol. 90, no. 3, pp. 31-44. https://doi.org/10.1353/hsj.2007.0013

References

Abramov R.N., Gruzdev I.A., Zakharova U.S., Terentyev E.A. Teachers of Russian universities in conditions of pandemic digitalization: between autonomy and control. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Public Opinion Monitoring: Economic and Social Change], 2021, no. 3, pp. 134-154.

Ariyan Margarita Anastasovna Social-emotional development of students by means of a foreign language. Yazyk i kul'tura [Language and Culture], 2017, no. 38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-emotsionalnoe-razvitie-obuchayuschihsya-sredstvami-inostrannogo-yazyka

Akhromeeva T.S., Maoinetsky G.G., Posashkov S.A. Meanings and values of digital reality: Future. Wars. Synergetics. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences], 2017, no. 6, pp. 104-120.

Benin V.L. Pedagogical culturology, 2016. Strategy for the development of schoolchildren education in the context of professional and pedagogical culture of the teacher. Pedagogical education: challenges of the XXI century : materials of the VII international scientific and practical conference, dedicated to the memory of Acad. V.A. Slastenin / ed. N.I. Vyunova; Voronezh State University. Voronezh, 2016, pp. 25-27.

Vereshchagin E. M., Kostomarov V. G. Language and Culture. Three linguocountry studies concepts: lexical background, speech-behavioral tactics and sapientema / Edited and with an afterword by Academician Y. S. Stepanov. Moscow: "Indrik", 2005, 1040 p.

Wang, Mo. The spirit of the artisan: professional cultural ethics is badly needed in China. Kitay vo vsekh sferakh zhizni [China in all spheres of life], 2019, no. 16, pp. 158-159.

Gorlova E.B.. Culture as an educational and social phenomenon. Vestnik GUU, 2023, no. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-kak-sotsialnyy-i-vospitatelnyy-fenomen

Gotlib D.L. Teaching a foreign language as a factor in increasing the motivation of schoolchildren in the conditions of modernization of education: specialty 5.8.2 "Theory and methodology of teaching and education (foreign languages, general education level)". N. Novgorod, 2020, 25 p.

Humanitarian culture of personality - the basis and goal of modern education: Monograph. SPb.: Izdvo "Soyuz", 2008, 114 p.

Danilova O.V., Vasilieva E.R. Formation of humanitarian culture of pupils and students in the era of globalization. Diskussiya [Discussion], 2013, no. 11 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumanitarnoy-kultury-uchaschihsya-i-studentov-v-epohu-globalizatsii

Dubrovsky D.I. Electronic culture. Who is against it? Filosofskie nauki [Philosophical Sciences], 2017, no. 2, pp. 50-57.

Eremin Y.V. Theoretical bases of professional-communicative training of the future teacher in the conditions of pedagogical university: Subject area, foreign language / A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. St. Petersburg, 2001, 38 p.

Zhuravleva O.N. Humanitarian culture of a personality - the basis and the purpose of modern education: Monograph. 2008.

Zimina F.V. Foreign language as a means of forming the humanitarian culture of university students. Vestnik YuUrGGPU, 2014, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannyy-yazyk-kak-sredstvo-formirovaniya-gumanitarnoy-kultury-studentov-vuza

Ikonnikova S. N. Influence of humanitarian culture on the mentality of the people. Trudy SPBGIK, 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gumanitarnoy-kultury-na-mentalitet-naroda (date of address: 14.01.2024).

Isaev I. F., Shiyanov E. N. Axiological and culturological approaches to the study of problems of pedagogical education in the scientific school of V. A. Slastenin. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2005, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-i-kulturologicheskiy-podhody-k-issledovaniyu-problem-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-nauchnoy-shkole-v-a-slastenina

Constructive-functional bases of modeling productive foreign-language textual activity: a textbook for students of higher educational institutions studying in the direction "540300 (050300) Philological Education" / Y. V. Eremin, A. V. Rubtsova; Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. St. Petersburg: Kn. Dom, 2008.

Oschepkova V.V. Language and Culture of Great Britain, USA, Canada, Australia, New Zealand. M./SPb.: GPOSSA/CARO, 2004, 336 p.

Pavlova L.V. Methodical system of development of humanitarian culture of bachelor students in the competence paradigm of foreign language education. Nizhny Novgorod, 2016.

Rybak M. V. Development of cultural approaches to teaching foreign languages in Russian education in the 80-ies of XX – early XXI century. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, no. 4 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kulturovedcheskih-podhodov-k-prepodavaniyu-inostrannyh-yazykov-v-otechestvennom-obrazovanii-v-80-e-gg-xx-nachale-xxi-v

Sikorskaya N.G. Development of humanitarian culture of the future teacher as the basis of his professionalism / Stavropol State Technical University. Stavropol, 1996, 18 p.

Slastenin V.A. et al. Pedagogy. Textbook for students of higher pedagogical educational institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; Ed. V.A. Slastenin. Moscow: Publishing Center "Academy", 2002, 576 p.

Solovova E. N. Perspective directions of development of university methodology of teaching foreign languages. Vestnik MGIMO [MGIMO Bulletin], 2013, no. 6 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-napravleniya-razvitiya-vuzovskoy-metodiki-prepodavaniya-inostrannyh-yazykov

Terentyev E.A. Digital transformation of the educational system: study of innovation potential, diffusion of innovations at micro, meso and macro levels and development of mechanisms to support reforms. RNF Grant 19-78-10127.

Tulchinsky G.L. Digitalized humanism. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences], 2018, no. 11, pp. 28-43.

Shuleva E.I. Educating the humanitarian culture of the student as the basis of professionalism: Humanitarian culture - a new vector of development. Monograph. 2016, 200 p.

Frolova S.M., Listvina E. V. Culture in the era of digitalization: socio-philosophical comprehension. Izv. Sa rat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 2019, vol. 19, no. 4, pp. 408-412. https://doi. org/10.18500/1819-7671-2019-19-4-408-412

Huang, Fang. Analyzing the content of professional cultural education in higher vocational colleges // Professional Education Communication. 2018.

Language and Culture: Linguo-country studies in teaching Russian as a foreign language / E. M. Vereshchagin, V. G. Kostomarov. Moscow : Russ. yaz., 1990, 246 p.

Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. New York; London: McGraw Hill, 1998, 256 р.

Collins A., Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling. New York: Teachers College Press, 2009. https://www.goodreads.com/book/show/6705342-rethinking-education-in-the-age-of technology?ac=1&from_search=true&qid=WXNzKm4MEs&rank=1

Kerr S. T. Why we all want it to work: Towards a culturally based model for technology and educational change. British Journal of Educational Technology, 2005, vol. 36, no. 6, pp. 1005-3016.

Negroponte N. Being Digital; Hetmańczyk, P. Digitalization and its impact on labor market and education. Selected aspects. Education and Information Technologies, 2023. https://doi.org/10.1007/s10639-023-12203-8

Suvorova E.A., Karelina A.A. Digitalization and Uncertainty in the University: Coherence and Collegiality Through a Metacurriculum. Postdigital Science and Education, 2022, vol. 4, pp. 772-792. https://doi.org/10.1007/s42438-022-00324-1

Valadez J. R., Duran R. Redefining the Digital Divide: Beyond Access to Computers and the Internet. The High School Journal, 2007, vol. 90, no. 3, pp. 31-44. https://doi.org/10.1353/hsj.2007.0013


Просмотров аннотации: 128
Загрузок PDF: 276
Опубликован
2024-02-29
Как цитировать
Shcherbatykh, L. (2024). ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 107-135. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-437
Раздел
Педагогические исследования