ТРУДОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Российское общество находится в состоянии значительных по интенсивности и содержанию изменений, которые с необходимостью влияют на психологические состояния россиян. Предметом анализа исследования, представленного в статье, является трудовой менталитет подростков, - совокупность установок и отношений к труду и профессиональной деятельности, которую авторы считают одним из важнейших факторов формирования социальных процессов ближайшего будущего.
Методы. Для исследования использовался опросник «Лист жизненных событий». Опрос проводился в 2021-2023 годах, респонденты исследования – подростки, проживающие в городских и сельских территориях Красноярского края.
Результаты. В результате исследования сформировано определение, структура и уровни конструкта «трудовой менталитет». Выявлены особенности отношения подростков к труду. Большая часть подростков, в соответствии с особенностями ценностной иерархии поколения, ориентированы на приоритет самореализации путем развития индивидуальности и личностных ресурсов, но не рассматривают в качестве средства самореализации продуктивную деятельность и труд. Меньшая по численности, но значительная часть подростков, напротив, ориентирована на труд и профессиональную работу, которые входят в их жизненный сценарий и включены в Я-концепцию. В иерархии мотивов профессионального труда первые позиции принадлежат самореализации и возможности построить карьеру.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы для проектирования воспитательной работы в общеобразовательной школе.
Скачивания
Литература
Список литературы
Алексеева Е.А. Отношение россиян к труду и занятости в современных условиях: специфика поколений // Переустройство мира: исследования (в) новой реальности: Материалы XIII международной социологической Грушинской конференции, Москва, 25–27 мая 2023 года. Москва: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. С. 154-159.
Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. № 4. С. 28-44.
Большунова Н.Я. Проблема национального характера // Развитие человека в современном мире: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 17–19 апреля 2012 года. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2012. С. 142-154.
Бутова С.В. Производительность труда в России и теория поколений / С.В. Бутова, И.В. Осипова // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 38(6). С. 86-92. https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-6-86-92
Ванина Э.В. Социальные установки подростка: возможности цифровой педагогической диагностики / Э.В. Ванина, А.А. Ильина, И.В. Парфенова // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 3. С. 38-55. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-3-38-55
Венгер А.Л. Поколение пустыни // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. №4. С. 62–70.
Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1., М., 1989, С. 75-89.
Гуриева С.Д., Юмкина Е.А., Тимофеева А.С. Карьерные установки и проактивное поведение сотрудника // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, No 4. С. 179-195. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-179-195
Ким В.И. Трудовой менталитет рабочих в условиях НЭПа // Социально-гуманитарные знания. 2016. №1. С. 183-192.
Коржова Е.Ю. Личность современного человека в свете его жизненных ориентаций // Психологическое сопровождение личности в меняющемся мире. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. С. 17-25.
Лукина А.К. Построение образа будущего подростками из разных социальных групп // Педагогика. 2020. Т. 86(8). С. 30-38.
Марцева Л. М. Труд в контексте российской цивилизации. Социально-философский аспект / Л. М. Марцева; Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Омский государственный университет путей сообщения. Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2002. 311 с.
Наумов П.Ю. Структура и особенности социальной памяти российской военной интеллигенции: ценностно-смысловой и функциональный аспект // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 4. С. 151-169. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-4-151-169
Немирович-Данченко П.М. К вопросу о методах изучения ментальности // Вестник Томского государственного университета. История. 2008. № 1. С. 88-96.
Образование и жизненный путь личности / В. А. Артемьева, О. В. Барсукова, С. А. Векилова [и др.]. Москва: Русайнс, 2023. 198 с.
Отчет Гэллап Положение на глобальном рынке труда. URL: https://www.gallup.com/workplace/349484/state-of-the-global-workplace.aspx
Отчет о трендах развития карьеры 2040 / Career Development in 2040: Preparing for Possible Scenarios of Work & Careers. URL: https://ceric.ca/wpdm-package/career-development-in-2040-trends-report/?wpdmdl=61655&refresh=651b8f5ae5dd71696304986
Постовалова В.И. Ментальность как глубинная антропологическая реальность и пути ее постижения в гуманитарном познании (опыт эпистемологического рассмотрения) // Метафизика. 2021. № 1(39). С. 8-30. https://doi.org/10.22363/2224-7580-2021-1-8-30
Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. 1995. № 3. С. 158-166.
Сидорова Е.А. Трудовые ценности и установки в менталитете русского народа: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Сидорова Елена Анатольевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. Ростов-на-Дону, 2007.
Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С. 2-7.
Шамис Е.М. Теория поколений. Необыкновенный Икс / Евгения Шамис, Евгений Никонов. Москва: Sуnergy Book, 2022. 192 с.
Duarte M.E. O indivíduo e a organização: Perspectivas de desenvolvimento [The individual and the organization: Perspectives of development] // Psychologica (Extra-Série). 2004. P. 549-557.
Generation theory in HR practice: text mining for talent management case // EGOSE'16: Proceedings of the International Conference on Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia. November 2016. P. 262–266. https://doi.org/10.1145/3014087.3014126
Howe, Neil; Strauss, William. Generations: A History of America's Future from 1584 to 2069. New York: William Morrow and Company, 1991. 538 p.
Savickas M.L., Baker D.B. The history of vocational psychology: antecedents, origin, and early development // In W.B. Watts & M.L. Savickas (Eds.) Handbook of Vocational Psychology (3rd ed.) Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 2005.
The New Careers: Individual Action and Economic Change / Michael Arthur, Kerr Inkson, Judith Pringle. London: SAGE Publications Ltd, 1999. 192 p.
References
Alekseeva E.A. Attitude of Russians to labor and employment in modern conditions: specifics of generations. Reorganization of the world: research (in) new reality: Proceedings of the XIII International Sociological Grushinsky Conference, Moscow, May 25-27, 2023. Moscow: All-Russian Center for the Study of Public Opinion, 2023, pp. 154-159.
Anufriev E.A., Lesnaya L.V. Russian mentality as a socio-political and spiritual phenomenon. Sotsial'no-politicheskiy zhurnal [Socio-Political Journal], 1997, no. 4, pp. 28-44.
Bolshunova N.Ya. The problem of national character. Human development in the modern world: Proceedings of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation, Novosibirsk, April 17-19, 2012. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2012, pp. 142-154.
Butova S.V. Labor productivity in Russia and the theory of generations / S.V. Butova, I.V. Osipova. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya [Natural and Humanitarian Research], 2021 no. 38(6), pp. 86-92. https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-6-86-92
Vanina E.V. Social attitudes of a teenager: the possibilities of digital pedagogical diagnostics / E.V. Vanina, A.A. Ilyina, I.V. Parfenova. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 3, pp. 38-55. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-3-38-55
Wenger A.L. Desert Generation. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural and Historical Psychology], 2008, vol. 4, no. 4, pp. 62-70.
Gurevich A.Ya. The problem of mentalities in modern historiography. Vseobshchaya istoriya: Diskussii, novye podkhody [General History: Discussions, new approaches]. Issue 1. M., 1989, pp. 75-89.
Gurieva S.D., Yumkina E.A., Timofeeva A.S. Career attitudes and proactive behavior of an employee. Russian Journal of Education and Psychology, 2023, vol. 14, no. 4, pp. 179-195. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-179-195
Kim V.I. Labor mentality of workers under the NEP. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Socio-humanitarian knowledge], 2016, no. 1, pp. 183-192.
Korzhova E.Y. Personality of modern man in the light of his life orientations. Psikhologicheskoe soprovozhdenie lichnosti v menyayushchemsya mire [Psychological support of personality in a changing world]. St. Petersburg: Herzen Russian State Pedagogical University, 2020, pp. 17-25.
Lukina A.K. Building the image of the future by teenagers from different social groups. Pedagogika [Pedagogy], 2020, vol. 86(8), pp. 30-38.
Martseva L. M. Labor in the context of Russian civilization. Socio-philosophical aspect; Ministry of Transport of the Russian Federation, Federal Agency of Railway Transport, Omsk State University of Railway Transport. Omsk: Omsk State University of Railway Transport, 2002, 311 p.
Naumov P.Y. Structure and features of social memory of Russian military intelligentsia: value-semantic and functional aspect. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 4, pp. 151-169. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-4-151-169
Nemirovich-Danchenko P.M. To the question of methods of studying mentality. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Bulletin of Tomsk State University. History], 2008, no. 1, pp. 88-96.
Education and life path of a personality / V. A. Artemieva, O. V. Barsukova, S. A. Vekilova [et al.]. Moscow: Rusains, 2023, 198 p.
Gallup Report The Situation in the Global Labor Market. URL: https://www.gallup.com/workplace/349484/state-of-the-global-workplace.aspx
Report on Career Development Trends 2040 / Career Development in 2040: Preparing for Possible Scenarios of Work & Careers. URL: https://ceric.ca/wpdm-package/career-development-in-2040-trends-report/?wpdmdl=61655&refresh=651b8f5ae5dd71696304986
Postovalova V.I. Mentality as a deep anthropological reality and ways of its comprehension in humanitarian cognition (experience of epistemological consideration). Metafizika [Metaphysics], 2021, no. 1(39), pp. 8-30. https://doi.org/10.22363/2224-7580-2021-1-8-30
Pushkarev L.N. What is mentality? Historiographical notes. Otechestvennaya istoriya, 1995, no. 3, pp. 158-166.
Sidorova E.A. Labor values and attitudes in the mentality of the Russian people: dissertation ... Candidate of Philosophical Sciences: 09.00.13. Rostov-on-Don, 2007.
Chistyakova S.N. Professional self-determination: a modern aspect (in Russian). Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, 2015, no. 6, pp. 2-7.
Shamis E.M. Theory of generations. Unusual X / Evgeniya Shamis, Evgeny Nikonov. Moscow: Synergy Book, 2022, 192 p.
Duarte M.E. O indivíduo e a organização: Perspectivas de desenvolvimento [The individual and the organization: Perspectives of development]. Psychologica (Extra-Série), 2004, pp. 549-557.
Generation theory in HR practice: text mining for talent management case. EGOSE'16: Proceedings of the International Conference on Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia. November 2016. P. 262–266. https://doi.org/10.1145/3014087.3014126
Howe, Neil; Strauss, William. Generations: A History of America's Future from 1584 to 2069. New York: William Morrow and Company, 1991. 538 p.
Savickas M.L., Baker D.B. The history of vocational psychology: antecedents, origin, and early development // In W.B. Watts & M.L. Savickas (Eds.) Handbook of Vocational Psychology (3rd ed.) Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 2005.
The New Careers: Individual Action and Economic Change / Michael Arthur, Kerr Inkson, Judith Pringle. London: SAGE Publications Ltd, 1999. 192 p.
Просмотров аннотации: 72 Загрузок PDF: 55
Copyright (c) 2024 Olga N. Finogenova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.