ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Цель. Статья описывает опыт применения проектного метода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, при котором вовлечением студентов неязыкового профиля в проектную деятельность достигается расширение их лингвистических и социокультурных компетенций. При этом реализуются основополагающие принципы дидактики, когда процесс подготовки студента его обучает, развивает и воспитывает. Цель исследования – интегрировать теоретико-прикладные лингвистические знания и проектный метод обучения иностранному языку для формирования у студентов осознанного восприятия языка через усвоение социокультурных стереотипов.
Метод и методология проведения работы. В статье описывается проектный метод, который был реализован в преподавании английского языка студентам спортивных направлений подготовки. Применяются системный, культурологический, лингвокогнитивный методологические подходы. Эмпирическая база опирается на исследования терминосистем и анализ социокультурных стереотипов.
Основные результаты: формирование у студентов понимания природы языковой номинации в русском и английском языках в сравнении, расширение познаний обучающихся в области социокультурных стереотипов, развитие чувства самоидентичности и критического мышления через участие в проектной деятельности.
Область применения результатов. Предложенная методика вовлечения студентов, не специализирующихся в профессиональном изучении языка, в лингвистические исследования имеет в качестве результата формирование у них более глубокого понимания сущности взаимодействия языков и его носителей – народов как социальных общностей. Данное направление является перспективным и имеет не только образовательный, но и развивающий и воспитательный потенциал, что соответствует триединой цели педагогики.
Скачивания
Литература
References
Arutyunova N.D. Yazyk i mir cheloveka [Language and the human world]. Moscow: Yazyki russkoy kul’tury Publ., 1999, 895 p.
Afanas’eva O.V., et al. Vzaimodejstvie yazykov i kul’tur: ot dialoga k polilogu [Interaction of languages and cultures: from dialogue to polylogue]: Monograph. Moscow: VKN Publ., 2021, 328 p.
Bugakova T.Yu. Vnedrenie proektnoj deyatel’nosti obuchayushchihsya v obrazovatel’nyj process cherez nauchnye podrazdeleniya vuza [Introducing project research activity of the students into the educational process at the science and research departments of the institution of higher education]. Aktual’nye voprosy obrazovaniya [Acute Education Issues]. Sibirskij gosudarstvennyj universitet geosistem i tekhnologij. Novosibirsk, 2019, vol. 2, pp. 157-160.
Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [The concept of developing learning]. Moscow: INTOR Publ., 1996, 544 p.
Zhebrunova L.A. Lingvokognitivnaya model’ frazeosemanticheskogo polya «Strahovanie» (na materiale anglijskogo i russkogo yazykov) [Cognitive linguistic model of the phraseosemantic field ‘Insurance’ on the material of the Russian and English Languages]. PhD Dissertation. Smolensk: SUH Publ., 2009, 225 p.
Zhebrunova L.A. Ustojchivyj slovesnyj kompleks i sociokul’turnyj stereotip: vzaimosvyaz’ ponyatij [Stable verbal complex and socio-cultural stereotype: interrelation of concepts]. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik [Humanitarian Scientific Bulletin]. Smolensk, 2020, no. 2, pp. 128-133.
Kudinova O.S., Skul’movskaya L.G. Proektnaya deyatel’nost’ v vuze kak osnova innovacij [Project activity at the institution of higher education as the basis for innovation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Present-Time Issues of Science and Education]. OOO «Izdatel’skij dom «Akademiya estestvoznaniya». Moscow, 2018, no. 4, pр. 104.
Levina E.Yu., et al. Kognitivnaya pedagogika: praktika i opyt realizacii [Cognitive pedagogy: practice and implementation experience]: monograph. Kazan’: Institut pedagogiki, psihologii i social’nyh problem, 2022, 228 p.
Lipilina L.A. Kognitivnye aspekty semantiki metaforicheskih innovacij [Cognitive aspects of the semantics of the metaphorical innovations]. Abstract of PhD dissertation. Moscow: MGU Publ., 1998, 24 p.
Pan’kin A.B., Shagaeva N.A., Tlekkabylova D.Zh. Teoreticheskaya model’ processa formirovaniya informacionnoj kul’tury studentov vuza [Theoretical model of the process of formation of information culture of university students]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. Moscow, 2018, no. 8, pp. 15-19.
Rojzenzon L.I. Frazeologizaciya kak lingvisticheskoe yavlenie [Phraseologisation as a linguistic phenomenon]. Trudy SamGU im. A. Navoi [Proceedings of SamSU named after. A. Navoi], 1961, no. 113, pp. 101-117.
Teliya V.N. O fenomene vosproizvodimosti yazykovyh vyrazhenij [On the phenomenon of the replicating of the language compounds]. Yazyk. Soznanie Kommunikatsiya [Language. Consciousness. Communication], 2005, no. 30. Moscow: MAKS-Press Publ., pp. 4-42.
Howarth P. Phraseology and Second Language Proficiency. Applied Linguistics. Leeds: University of Leeds, 1996, pp. 24-44.
Lakoff G. The contemporary Theory of Metaphor. Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1992, 2nd ed., pp. 202-251.
Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980, 256 p.
Nattinger J., DeCarrico J. Lexical phrases and language teaching. Oxford: Oxford University Press, 1992, 240 p.
Список литературы
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. Москва: Языки русской культуры, 1999. 895 с.
Афанасьева О.В. и др. Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу: монография. М.: Издат. дом ВКН, 2021. 328 с.
Бугакова Т.Ю. Внедрение проектной деятельности обучающихся в образовательный процесс через научные подразделения вуза // Актуальные вопросы образования. Сибирский государственный университет геосистем и технологий. Новосибирск, 2019. Т. 2. С. 157-160.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544с.
Жебрунова Л.А. Лингвокогнитивная модель фразеосемантического поля «Страхование» (на материале английского и русского языков): Дис. … канд. филол. наук. Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2009. 225 с.
Жебрунова Л.А. Устойчивый словесный комплекс и социокультурный стереотип: взаимосвязь понятий // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 2. С. 128-133.
Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. ООО «Издат. дом «Академия естествознания». М., 2018. № 4. С. 104.
Левина Е.Ю. и др. Когнитивная педагогика: практика и опыт реализации: монография. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. 228 с.
Липилина Л.А. Когнитивные аспекты семантики метафорических инноваций: Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: МГУ, 1998. 24 с.
Панькин А.Б., Шагаева Н.А., Тлеккабылова Д.Ж. Теоретическая модель процесса формирования информационной культуры студентов вуза. М.: Высшее образование сегодня. 2018. № 8. С. 15-19.
Ройзензон Л.И. Фразеологизация как лингвистическое явление // Труды СамГУ им. А. Навои. 1961. Вып. 113. С. 101-117.
Телия В.Н. О феномене воспроизводимости языковых выражений // Язык. Сознание. Коммуникация: сб науч. трудов. Вып. 30. М.: МАКС-Пресс, 2005. С. 4-42.
Howarth P. Phraseology and Second Language Proficiency // Applied Linguistics 19. Leeds: University of Leeds, 1996. рр. 24-44.
Lakoff G. The contemporary Theory of Metaphor // Metaphor and Thought / ed. A. Ortony. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 2nd ed., рр. 202-251.
Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980, 256 p.
Nattinger J., DeCarrico J. Lexical phrases and language teaching. Oxford: Oxford University Press, 1992, 240 p.
Просмотров аннотации: 115 Загрузок PDF: 56
Copyright (c) 2024 Lyudmila A. Zhebrunova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.