МЕТАЭМОЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
Аннотация
В статье рассматривается понятие метаэмоций или эмоций второго порядка. Последние понимаются как эмоции, которые переживает субъект по поводу собственных эмоций, а также эмоций другого человека. Представлен анализ развития этого конструкта в философских и психологических исследованиях. В этом контексте обсуждается актуальность введения понятия о метаэмоциях в категориальный аппарат психологии и эмпирического изучения метаэмоциональных процессов. В психологических исследованиях метаэмоций выделено два подхода, которые сложились к настоящему времени. Во-первых, метаэмоции рассматриваются как компонент стратегий эмоционального воспитания, которые реализуют родители в отношении собственных детей. Во-вторых, метаэмоции изучаются в рамках разработки проблемы эмоционального интеллекта, в частности на материале феноменов мета-настроения. В статье также обсуждается вопрос о структуре метаэмоций. Анализируются варианты, в которых дается общее формальное описание структуры метаэмоциональной активности (объект метаэмоций, цели, в контексте которых возникают метаэмоциональные состояния, обратная связь между метаэмоциями и эмоциональными целями). Вместе тем, представлена модель Дж. Готтмана и др., в которой метаэмоции выступают как существенный компонент различных по своей продуктивности подходов родителей к эмоциональной регуляции поведения ребенка. Сделаны выводы относительно возможности использования модели родительских метаэмоций применительно к ситуациям учебно-воспитательного взаимодействия между педагогом и обучающимся.
Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современного состояния развития психологии и педагогики теме метаэмоций. Предметом анализа выступают метаэмоции в детско-родительских отношениях. Автор ставит целью исследовать понятие, структуру и современные подходы к изучению метаэмоций, а также проанализировать модель влияния родительских метаэмоций на результаты ребенка в развитии навыков эмоциональной саморегуляции Дж. Готтмана и Катца и определить возможности ее использования применительно к взаимодействию педагога и учащегося.
Метод и методология проведения работы. Основу исследования образуют наблюдение, метод обобщения независимых характеристик и близнецовый методы.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор подчеркивает наличие тесной взаимосвязи между способностью ребенка к эмоциональной саморегуляции на основе понимания метаэмоций субъектами воспитания в лице родителей или учителей.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере психолого-педагогического взаимодействия субъектов воспитания с воспитуемыми на основе анализа метаэмоций и эмоциональной саморегуляции.
Скачивания
Литература
Список литературы
Березина Т.Н. Эмоциональная сфера личности студента: структурно-уровневые особенности // Психология обучения. 2018. № 5. С. 44-57.
Березина Т.Н. Метаэмоции и их роль в регуляции психических процессов // Человеческий капитал. 2019. № 11 (131). С. 79-89.
Готтман Дж. М., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. М: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 226 с.
Лобанова Ю.В. История философского понимания и изучения эмоций // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8 (100). С. 50-55.
Падун М.А. Регуляция эмоций и эмоциональная безопасность ребенка в семье // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 17-35. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060203
Тарасенко Т.А. Эмоциональные свойства личности подростков, воспитывающихся в школе-интернате // Психология обучения. 2018. № 8. С. 135-144.
Baumrind D. Child care practices anteceding 3 patterns of preschool behav-ior. Genetic Psychology Monographs, 1967, pp. 43-88.
Baumrind D. Current patterns of parental authority. Developmental Psychology Monograph. 1971, 4 (1, Pt. 2), 103 p.
Camelia S., Hooman N., Bita N. Association of the Meta-Emotion Structure with the Dimensions of Emerging Adulthood Identity Mediated by Mental Health in University Students // Journal of Health Reports and Technology. 2021. Vol. 8, № 1. https://doi.org/10.5812/jhrt.119942
Frankfurt H.G. Taking ourselves seriously and getting it right. Stanford, CA: Stanford University Press, 2006. P. 140.
Ginott H.G. Teacher and child: a book for parents and teachers. New York, N.Y: Avon Books, 1975. 251 p.
Ginott H.G., Ginott A., Goddard H.W. Between parent and child: the bestselling classic that revolutionized parent-child communication. Rev. and updated. New York: Three Rivers Press, 2003. 231 p.
Gottman J.M., Katz L.F. Parental Meta-emotion Structure Predicts Family and Child Outcomes. Cognition and Emotion. 1995. 40 p.
Gottman J.M., Katz L.F., Hooven C. Parental meta-emotion philosophy and the emotional life of families: theoretical models and preliminary data // Journal of family psychology. 1996. Vol. 10. № 3. P. 243-268. https://doi.org/10.1037/0893-3200.10.3.243
Gottman J.M. Meta-emotion: how families communicate emotionally. Mahwah, N.J: Lawrence Erlbaum Associates, 1997. 366 p.
Greenberg L.S. Emotion-focused therapy. Clinical Psychology & Psycho-therapy // Clinical Psychology & Psychotherapy. 2004. V. 11. № 1. P. 3-16. https://doi.org/10.1002/cpp.388
Hooven C., Gottman J.M., Katz L.F. Parental meta-emotion structure pre-dicts family and child outcomes // Cognition & Emotion. 1995. V. 9. № 2-3. P. 229-264. https://doi.org/10.1080/02699939508409010
Hurrell K.E., Houwing F.L., Hudson J.L. Parental meta-emotion philoso-phy and emotion coaching in families of children and adolescents with an anxiety disorder // Journal of abnormal child psychology. 2017. V. 45. P. 569-582. https://doi.org/10.1007/s10802-016-0180-6
Jäger C., Bartsch A. Meta-emotions // Grazer Philosophische Studien. 2006. V. 73. № 1. P. 179-204. https://www.uibk.ac.at/philtheol/jaeger/publ/meta-emotions-gps-73-homepage.pdf
Jones T.S., Bodtker A. Mediating with heart in mind: Addressing emotion in mediation practice // Negotiation Journal. 2001. V. 17. № 3. P. 217-244. https://doi.org/10.1111/j.1571-9979.2001.tb00238.x
Jost J.T., Kruglanski A.W., Nelson T.O. Social metacognition: An expansionist review // Personality and Social Psychology Review. 1998. V. 2. № 2. P. 137-154. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0202_6
Larsen J.T., McGraw, A.P., Cacioppo J.T. Can people feel happy and sad at the same time? // J. Pers. Soc. Psychol. 2001. Vol. 81. P. 684-696. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.4.684
Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York, NY: Oxford University Press, 1991.
Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press, 1994. 557 p.
Mayer J.D., Gaschke Y.N. The experience and meta-experience of mood // Journal of personality and social psychology. 1988. V. 55. № 1. P. 102-111. https://doi.org/10.1037/0022-3514.55.1.102
Mayer J.D, Stevens A. A. An emerging understanding of the reflective (meta) experience of mood // Journal of research in personality. 1994. V. 28. № 3. P. 351-373. https://doi.org/10.1006/jrpe.1994.1025
Mendonça D. Emotions about emotions // Emotion Review. 2013. V. 5. №. 4. P. 390-396. https://doi.org/10.1177/1754073913484373
Miceli M., Castelfranchi C. Meta-emotions and the complexity of human emotional experience // New Ideas in Psychology. 2019. V. 55. P. 42-49. https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2019.05.001
Norman E., Furnes B. The concept of “metaemotion”: What is there to learn from research on metacognition? // Emotion Review. 2016. V. 8. № 2. P. 187-193. https://doi.org/10.1177/1754073914552913
Rosenberg M. Reflexivity and emotions // Social Psychology Quarterly. 1990. V. 53. № 1. P. 3-12. https://doi.org/10.2307/2786865
Salovey P. et al. Emotional attention, clarity, and repair: Exploring emo-tional intelligence using the Trait Meta-Mood Scale, Emotion, disclosure, & health / ed. Pennebaker J.W. Washington: American Psychological Association, 1995. P. 125-154.
Salovey P. et al. Perceived emotional intelligence, stress reactivity, and symptom reports: Further explorations using the trait meta-mood scale // Psychology and health. 2002. V. 17. № 5. P. 611-627. https://doi.org/10.1080/08870440290025812
Tamir M. What do people want to feel and why? Pleasure and utility in emotion regulation // Current directions in psychological science. 2009. V. 18. № 2. P. 101-105. https://www.jstor.org/stable/20696006
Zaborowski R. Revisiting Mixed Feelings // Axiomathes. 2020. V. 30. № 2. P. 201-226. https://doi.org/10.1007/s10516-019-09447-w
References
Berezina T.N. Psikhologiya obucheniya, 2018, no. 5, pp. 44-57.
Berezina T.N. Chelovecheskiy capital, 2019, no. 11 (131), pp. 79-89.
Gottman J. M., Deckler J. Emotional intelligence of the child. A practical guide for parents. M: Mann, Ivanov i Ferber, 2015, 226 p.
Lobanova Yu.V. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2022, no. 8 (100), pp. 50-55.
Padun M.A. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2017, vol. 6, no. 2, pp. 17-35. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060203
Tarasenko T.A. Psikhologiya obucheniya, 2018, no. 8, pp. 135-144.
Baumrind D. Child care practices anteceding 3 patterns of preschool behavior. Genetic Psychology Monographs, 1967, pp. 43-88.
Baumrind D. Current patterns of parental authority. Developmental Psychology Monograph. 1971, 4 (1, Pt. 2), 103 p.
Camelia S., Hooman N., Bita N. Association of the Meta-Emotion Structure with the Dimensions of Emerging Adulthood Identity Mediated by Mental Health in University Students. Journal of Health Reports and Technology, 2021, vol. 8, no. 1. https://doi.org/10.5812/jhrt.119942
Frankfurt H.G. Taking ourselves seriously and getting it right. Stanford, CA: Stanford University Press, 2006, p. 140.
Ginott H.G. Teacher and child: a book for parents and teachers. New York, N.Y: Avon Books, 1975, 251 p.
Ginott H.G., Ginott A., Goddard H.W. Between parent and child: the bestselling classic that revolutionized parent-child communication. Rev. and updated. New York: Three Rivers Press, 2003, 231 p.
Gottman J.M., Katz L.F. Parental Meta-emotion Structure Predicts Family and Child Outcomes. Cognition and Emotion. 1995, 40 p.
Gottman J.M., Katz L.F., Hooven C. Parental meta-emotion philosophy and the emotional life of families: theoretical models and preliminary data. Journal of family psychology, 1996, vol. 10, no. 3, pp. 243-268. https://doi.org/10.1037/0893-3200.10.3.243
Gottman J.M. Meta-emotion: how families communicate emotionally. Mahwah, N.J: Lawrence Erlbaum Associates, 1997, 366 p.
Greenberg L.S. Emotion-focused therapy. Clinical Psychology & Psycho-therapy. Clinical Psychology & Psychotherapy, 2004, vol. 11, no. 1, pp. 3-16. https://doi.org/10.1002/cpp.388
Hooven C., Gottman J.M., Katz L.F. Parental meta-emotion structure predicts family and child outcomes. Cognition & Emotion, 1995, vol. 9, no. 2-3, pp. 229-264. https://doi.org/10.1080/02699939508409010
Hurrell K.E., Houwing F.L., Hudson J.L. Parental meta-emotion philosophy and emotion coaching in families of children and adolescents with an anxiety disorder. Journal of abnormal child psychology, 2017, vol. 45, pp. 569-582. https://doi.org/10.1007/s10802-016-0180-6
Jäger C., Bartsch A. Meta-emotions. Grazer Philosophische Studien, 2006, vol. 73, no. 1, pp. 179-204. https://www.uibk.ac.at/philtheol/jaeger/publ/meta-emotions-gps-73-homepage.pdf
Jones T.S., Bodtker A. Mediating with heart in mind: Addressing emotion in mediation practice. Negotiation Journal, 2001, vol. 17, no. 3, pp. 217-244. https://doi.org/10.1111/j.1571-9979.2001.tb00238.x
Jost J.T., Kruglanski A.W., Nelson T.O. Social metacognition: An expansionist review. Personality and Social Psychology Review, 1998, vol. 2, no. 2, pp. 137-154. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0202_6
Larsen J.T., McGraw, A.P., Cacioppo J.T. Can people feel happy and sad at the same time? J. Pers. Soc. Psychol., 2001, vol. 81, pp. 684-696. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.4.684
Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York, NY: Oxford University Press, 1991.
Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press, 1994, 557 p.
Mayer J.D., Gaschke Y.N. The experience and meta-experience of mood. Journal of personality and social psychology, 1988, vol. 55, no. 1, pp. 102-111. https://doi.org/10.1037/0022-3514.55.1.102
Mayer J.D, Stevens A. A. An emerging understanding of the reflective (meta) experience of mood. Journal of research in personality, 1994, vol. 28, no. 3, pp. 351-373. https://doi.org/10.1006/jrpe.1994.1025
Mendonça D. Emotions about emotions. Emotion Review, 2013, vol. 5, no. 4, pp. 390-396. https://doi.org/10.1177/1754073913484373
Miceli M., Castelfranchi C. Meta-emotions and the complexity of human emo-tional experience. New Ideas in Psychology, 2019, vol. 55, pp. 42-49. https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2019.05.001
Norman E., Furnes B. The concept of “metaemotion”: What is there to learn from research on metacognition? Emotion Review, 2016, vol. 8, no. 2, pp. 187-193. https://doi.org/10.1177/1754073914552913
Rosenberg M. Reflexivity and emotions. Social Psychology Quarterly, 1990, vol. 53, no. 1, pp. 3-12. https://doi.org/10.2307/2786865
Salovey P. et al. Emotional attention, clarity, and repair: Exploring emo-tional intelligence using the Trait Meta-Mood Scale, Emotion, disclosure, & health / ed. Pennebaker J.W. Washington: American Psychological Association, 1995, pp. 125-154.
Salovey P. et al. Perceived emotional intelligence, stress reactivity, and symptom reports: Further explorations using the trait meta-mood scale. Psychology and health, 2002, vol. 17, no. 5, pp. 611-627. https://doi.org/10.1080/08870440290025812
Tamir M. What do people want to feel and why? Pleasure and utility in emotion regulation. Current directions in psychological science, 2009, vol. 18, no. 2, pp. 101-105. https://www.jstor.org/stable/20696006
Zaborowski R. Revisiting Mixed Feelings. Axiomathes, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 201-226. https://doi.org/10.1007/s10516-019-09447-w
Просмотров аннотации: 199 Загрузок PDF: 98
Copyright (c) 2024 Dmitry A. Kondratyev, Andrey E. Fomin
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.