МЕТАЭМОЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

  • Dmitry A. Kondratyev ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»
  • Andrey E. Fomin ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»
Ключевые слова: метаэмоции, метапознание, регуляция эмоций ребенка, эмоциональная саморегуляция ребенка, модели регуляции детскими эмоциями

Аннотация

В статье рассматривается понятие метаэмоций или эмоций второго порядка. Последние понимаются как эмоции, которые переживает субъект по поводу собственных эмоций, а также эмоций другого человека. Представлен анализ развития этого конструкта в философских и психологических исследованиях. В этом контексте обсуждается актуальность введения понятия о метаэмоциях в категориальный аппарат психологии и эмпирического изучения метаэмоциональных процессов. В психологических исследованиях метаэмоций выделено два подхода, которые сложились к настоящему времени. Во-первых, метаэмоции рассматриваются как компонент стратегий эмоционального воспитания, которые реализуют родители в отношении собственных детей. Во-вторых, метаэмоции изучаются в рамках разработки проблемы эмоционального интеллекта, в частности на материале феноменов мета-настроения. В статье также обсуждается вопрос о структуре метаэмоций. Анализируются варианты, в которых дается общее формальное описание структуры метаэмоциональной активности (объект метаэмоций, цели, в контексте которых возникают метаэмоциональные состояния, обратная связь между метаэмоциями и эмоциональными целями). Вместе тем, представлена модель Дж. Готтмана и др., в которой метаэмоции выступают как существенный компонент различных по своей продуктивности подходов родителей к эмоциональной регуляции поведения ребенка. Сделаны выводы относительно возможности использования модели родительских метаэмоций применительно к ситуациям учебно-воспитательного взаимодействия между педагогом и обучающимся.

Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современного состояния развития психологии и педагогики теме метаэмоций. Предметом анализа выступают метаэмоции в детско-родительских отношениях. Автор ставит целью исследовать понятие, структуру и современные подходы к изучению метаэмоций, а также проанализировать модель влияния родительских метаэмоций на результаты ребенка в развитии навыков эмоциональной саморегуляции Дж. Готтмана и Катца и определить возможности ее использования применительно к взаимодействию педагога и учащегося.

Метод и методология проведения работы. Основу исследования образуют наблюдение, метод обобщения независимых характеристик и близнецовый методы.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор подчеркивает наличие тесной взаимосвязи между способностью ребенка к эмоциональной саморегуляции на основе понимания метаэмоций субъектами воспитания в лице родителей или учителей.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере психолого-педагогического взаимодействия субъектов воспитания с воспитуемыми на основе анализа метаэмоций и эмоциональной саморегуляции.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Dmitry A. Kondratyev, ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»

аспирант

Andrey E. Fomin, ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования Института психологии

Литература

Список литературы

Березина Т.Н. Эмоциональная сфера личности студента: структурно-уровневые особенности // Психология обучения. 2018. № 5. С. 44-57.

Березина Т.Н. Метаэмоции и их роль в регуляции психических процессов // Человеческий капитал. 2019. № 11 (131). С. 79-89.

Готтман Дж. М., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. М: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 226 с.

Лобанова Ю.В. История философского понимания и изучения эмоций // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8 (100). С. 50-55.

Падун М.А. Регуляция эмоций и эмоциональная безопасность ребенка в семье // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 17-35. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060203

Тарасенко Т.А. Эмоциональные свойства личности подростков, воспитывающихся в школе-интернате // Психология обучения. 2018. № 8. С. 135-144.

Baumrind D. Child care practices anteceding 3 patterns of preschool behav-ior. Genetic Psychology Monographs, 1967, pp. 43-88.

Baumrind D. Current patterns of parental authority. Developmental Psychology Monograph. 1971, 4 (1, Pt. 2), 103 p.

Camelia S., Hooman N., Bita N. Association of the Meta-Emotion Structure with the Dimensions of Emerging Adulthood Identity Mediated by Mental Health in University Students // Journal of Health Reports and Technology. 2021. Vol. 8, № 1. https://doi.org/10.5812/jhrt.119942

Frankfurt H.G. Taking ourselves seriously and getting it right. Stanford, CA: Stanford University Press, 2006. P. 140.

Ginott H.G. Teacher and child: a book for parents and teachers. New York, N.Y: Avon Books, 1975. 251 p.

Ginott H.G., Ginott A., Goddard H.W. Between parent and child: the bestselling classic that revolutionized parent-child communication. Rev. and updated. New York: Three Rivers Press, 2003. 231 p.

Gottman J.M., Katz L.F. Parental Meta-emotion Structure Predicts Family and Child Outcomes. Cognition and Emotion. 1995. 40 p.

Gottman J.M., Katz L.F., Hooven C. Parental meta-emotion philosophy and the emotional life of families: theoretical models and preliminary data // Journal of family psychology. 1996. Vol. 10. № 3. P. 243-268. https://doi.org/10.1037/0893-3200.10.3.243

Gottman J.M. Meta-emotion: how families communicate emotionally. Mahwah, N.J: Lawrence Erlbaum Associates, 1997. 366 p.

Greenberg L.S. Emotion-focused therapy. Clinical Psychology & Psycho-therapy // Clinical Psychology & Psychotherapy. 2004. V. 11. № 1. P. 3-16. https://doi.org/10.1002/cpp.388

Hooven C., Gottman J.M., Katz L.F. Parental meta-emotion structure pre-dicts family and child outcomes // Cognition & Emotion. 1995. V. 9. № 2-3. P. 229-264. https://doi.org/10.1080/02699939508409010

Hurrell K.E., Houwing F.L., Hudson J.L. Parental meta-emotion philoso-phy and emotion coaching in families of children and adolescents with an anxiety disorder // Journal of abnormal child psychology. 2017. V. 45. P. 569-582. https://doi.org/10.1007/s10802-016-0180-6

Jäger C., Bartsch A. Meta-emotions // Grazer Philosophische Studien. 2006. V. 73. № 1. P. 179-204. https://www.uibk.ac.at/philtheol/jaeger/publ/meta-emotions-gps-73-homepage.pdf

Jones T.S., Bodtker A. Mediating with heart in mind: Addressing emotion in mediation practice // Negotiation Journal. 2001. V. 17. № 3. P. 217-244. https://doi.org/10.1111/j.1571-9979.2001.tb00238.x

Jost J.T., Kruglanski A.W., Nelson T.O. Social metacognition: An expansionist review // Personality and Social Psychology Review. 1998. V. 2. № 2. P. 137-154. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0202_6

Larsen J.T., McGraw, A.P., Cacioppo J.T. Can people feel happy and sad at the same time? // J. Pers. Soc. Psychol. 2001. Vol. 81. P. 684-696. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.4.684

Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York, NY: Oxford University Press, 1991.

Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press, 1994. 557 p.

Mayer J.D., Gaschke Y.N. The experience and meta-experience of mood // Journal of personality and social psychology. 1988. V. 55. № 1. P. 102-111. https://doi.org/10.1037/0022-3514.55.1.102

Mayer J.D, Stevens A. A. An emerging understanding of the reflective (meta) experience of mood // Journal of research in personality. 1994. V. 28. № 3. P. 351-373. https://doi.org/10.1006/jrpe.1994.1025

Mendonça D. Emotions about emotions // Emotion Review. 2013. V. 5. №. 4. P. 390-396. https://doi.org/10.1177/1754073913484373

Miceli M., Castelfranchi C. Meta-emotions and the complexity of human emotional experience // New Ideas in Psychology. 2019. V. 55. P. 42-49. https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2019.05.001

Norman E., Furnes B. The concept of “metaemotion”: What is there to learn from research on metacognition? // Emotion Review. 2016. V. 8. № 2. P. 187-193. https://doi.org/10.1177/1754073914552913

Rosenberg M. Reflexivity and emotions // Social Psychology Quarterly. 1990. V. 53. № 1. P. 3-12. https://doi.org/10.2307/2786865

Salovey P. et al. Emotional attention, clarity, and repair: Exploring emo-tional intelligence using the Trait Meta-Mood Scale, Emotion, disclosure, & health / ed. Pennebaker J.W. Washington: American Psychological Association, 1995. P. 125-154.

Salovey P. et al. Perceived emotional intelligence, stress reactivity, and symptom reports: Further explorations using the trait meta-mood scale // Psychology and health. 2002. V. 17. № 5. P. 611-627. https://doi.org/10.1080/08870440290025812

Tamir M. What do people want to feel and why? Pleasure and utility in emotion regulation // Current directions in psychological science. 2009. V. 18. № 2. P. 101-105. https://www.jstor.org/stable/20696006

Zaborowski R. Revisiting Mixed Feelings // Axiomathes. 2020. V. 30. № 2. P. 201-226. https://doi.org/10.1007/s10516-019-09447-w

References

Berezina T.N. Psikhologiya obucheniya, 2018, no. 5, pp. 44-57.

Berezina T.N. Chelovecheskiy capital, 2019, no. 11 (131), pp. 79-89.

Gottman J. M., Deckler J. Emotional intelligence of the child. A practical guide for parents. M: Mann, Ivanov i Ferber, 2015, 226 p.

Lobanova Yu.V. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2022, no. 8 (100), pp. 50-55.

Padun M.A. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2017, vol. 6, no. 2, pp. 17-35. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060203

Tarasenko T.A. Psikhologiya obucheniya, 2018, no. 8, pp. 135-144.

Baumrind D. Child care practices anteceding 3 patterns of preschool behavior. Genetic Psychology Monographs, 1967, pp. 43-88.

Baumrind D. Current patterns of parental authority. Developmental Psychology Monograph. 1971, 4 (1, Pt. 2), 103 p.

Camelia S., Hooman N., Bita N. Association of the Meta-Emotion Structure with the Dimensions of Emerging Adulthood Identity Mediated by Mental Health in University Students. Journal of Health Reports and Technology, 2021, vol. 8, no. 1. https://doi.org/10.5812/jhrt.119942

Frankfurt H.G. Taking ourselves seriously and getting it right. Stanford, CA: Stanford University Press, 2006, p. 140.

Ginott H.G. Teacher and child: a book for parents and teachers. New York, N.Y: Avon Books, 1975, 251 p.

Ginott H.G., Ginott A., Goddard H.W. Between parent and child: the bestselling classic that revolutionized parent-child communication. Rev. and updated. New York: Three Rivers Press, 2003, 231 p.

Gottman J.M., Katz L.F. Parental Meta-emotion Structure Predicts Family and Child Outcomes. Cognition and Emotion. 1995, 40 p.

Gottman J.M., Katz L.F., Hooven C. Parental meta-emotion philosophy and the emotional life of families: theoretical models and preliminary data. Journal of family psychology, 1996, vol. 10, no. 3, pp. 243-268. https://doi.org/10.1037/0893-3200.10.3.243

Gottman J.M. Meta-emotion: how families communicate emotionally. Mahwah, N.J: Lawrence Erlbaum Associates, 1997, 366 p.

Greenberg L.S. Emotion-focused therapy. Clinical Psychology & Psycho-therapy. Clinical Psychology & Psychotherapy, 2004, vol. 11, no. 1, pp. 3-16. https://doi.org/10.1002/cpp.388

Hooven C., Gottman J.M., Katz L.F. Parental meta-emotion structure predicts family and child outcomes. Cognition & Emotion, 1995, vol. 9, no. 2-3, pp. 229-264. https://doi.org/10.1080/02699939508409010

Hurrell K.E., Houwing F.L., Hudson J.L. Parental meta-emotion philosophy and emotion coaching in families of children and adolescents with an anxiety disorder. Journal of abnormal child psychology, 2017, vol. 45, pp. 569-582. https://doi.org/10.1007/s10802-016-0180-6

Jäger C., Bartsch A. Meta-emotions. Grazer Philosophische Studien, 2006, vol. 73, no. 1, pp. 179-204. https://www.uibk.ac.at/philtheol/jaeger/publ/meta-emotions-gps-73-homepage.pdf

Jones T.S., Bodtker A. Mediating with heart in mind: Addressing emotion in mediation practice. Negotiation Journal, 2001, vol. 17, no. 3, pp. 217-244. https://doi.org/10.1111/j.1571-9979.2001.tb00238.x

Jost J.T., Kruglanski A.W., Nelson T.O. Social metacognition: An expansionist review. Personality and Social Psychology Review, 1998, vol. 2, no. 2, pp. 137-154. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0202_6

Larsen J.T., McGraw, A.P., Cacioppo J.T. Can people feel happy and sad at the same time? J. Pers. Soc. Psychol., 2001, vol. 81, pp. 684-696. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.4.684

Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York, NY: Oxford University Press, 1991.

Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press, 1994, 557 p.

Mayer J.D., Gaschke Y.N. The experience and meta-experience of mood. Journal of personality and social psychology, 1988, vol. 55, no. 1, pp. 102-111. https://doi.org/10.1037/0022-3514.55.1.102

Mayer J.D, Stevens A. A. An emerging understanding of the reflective (meta) experience of mood. Journal of research in personality, 1994, vol. 28, no. 3, pp. 351-373. https://doi.org/10.1006/jrpe.1994.1025

Mendonça D. Emotions about emotions. Emotion Review, 2013, vol. 5, no. 4, pp. 390-396. https://doi.org/10.1177/1754073913484373

Miceli M., Castelfranchi C. Meta-emotions and the complexity of human emo-tional experience. New Ideas in Psychology, 2019, vol. 55, pp. 42-49. https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2019.05.001

Norman E., Furnes B. The concept of “metaemotion”: What is there to learn from research on metacognition? Emotion Review, 2016, vol. 8, no. 2, pp. 187-193. https://doi.org/10.1177/1754073914552913

Rosenberg M. Reflexivity and emotions. Social Psychology Quarterly, 1990, vol. 53, no. 1, pp. 3-12. https://doi.org/10.2307/2786865

Salovey P. et al. Emotional attention, clarity, and repair: Exploring emo-tional intelligence using the Trait Meta-Mood Scale, Emotion, disclosure, & health / ed. Pennebaker J.W. Washington: American Psychological Association, 1995, pp. 125-154.

Salovey P. et al. Perceived emotional intelligence, stress reactivity, and symptom reports: Further explorations using the trait meta-mood scale. Psychology and health, 2002, vol. 17, no. 5, pp. 611-627. https://doi.org/10.1080/08870440290025812

Tamir M. What do people want to feel and why? Pleasure and utility in emotion regulation. Current directions in psychological science, 2009, vol. 18, no. 2, pp. 101-105. https://www.jstor.org/stable/20696006

Zaborowski R. Revisiting Mixed Feelings. Axiomathes, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 201-226. https://doi.org/10.1007/s10516-019-09447-w


Просмотров аннотации: 85
Загрузок PDF: 40
Опубликован
2024-04-30
Как цитировать
Kondratyev, D., & Fomin, A. (2024). МЕТАЭМОЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 178-202. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-433
Раздел
Психологические исследования