ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Ключевые слова: правосознание, религиозное образование, педагогика, религия, право, светское государство, идентичность, духовное развитие личности, деформация правосознания, профилактика деформации правосознания

Аннотация

Цель. Статья посвящена проблеме влияния религиозного сознания на правосознание обучающихся. Целью данной работы является исследование влияния религиозного образования на формирование правосознания школьников и студентов в современной российской социокультурной ситуации.

Работа направлена на выявление роли религиозности и традиционных ценностей в поддержании высоких моральных принципов, единства общества, а также на определение эффективности педагогического воздействия религиозного образования на правосознание молодежи.

Материалы и методы. В работе проводится анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных влиянию религиозного образования на правосознание. При этом акцентируется внимание на исследованиях, которые связаны с педагогическим воздействием религиозного образования на правосознание.

Результаты. Автор приходит к выводу, что эффективным будет введение в педагогическую деятельность блока предметов, связанных с религиозным образованием надконфессионального характера, способствующего единству и воспитанию граждан на основе общих ценностей.

Результативность современного образования связана не только со знанием, но и с внутренним осмыслением, требующим самостоятельных решений обучающихся. Религиозное образование и его педагогический метод, основанный на любви и заботе с учетом приоритета духовности, способен формировать гражданскую идентичность. Важна роль диалога, творчества и проектной работы для глубокого понимания и ценностного развития, содействия созданию общества, базирующегося на взаимопонимании и уважении.

Религиозное образование в таком контексте выступает как основа диалога и взаимопонимания, что обеспечивает основу для взаимоуважения и мирного сосуществования между различными религиозными традициями.

Область применения результатов. Исследования могут быть использованы для обновления образовательной системы, внедрения новых подходов к обучению, основанных на взаимопонимании, уважении и диалоге. Это включает в себя разработку и внедрение модулей, связанных с религиозным образованием надконфессионального характера, которые могут способствовать единству и воспитанию граждан на основе общих ценностей.

Результаты настоящей работы могут быть применены как при подготовке преподавателей, так и непосредственно в рамках организации правового образования в образовательных организациях.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Oleg T. Slanov, Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова

соискатель кафедры педагогического образования

Литература

Список литературы

Погребная Ю.К. Влияние религии на формирование основ правосознания личности // Вестник Екатерининского института. 2011. № 3 (15). С. 64-72.

Лещенко О.В. Влияние религии на правосознание несовершеннолетних осужденных // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 1 (23). С. 72-74.

Сенюшкина Т.А. Православная система ценностей как фактор формирования правосознания в России // Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 9. № 1. С. 9.

Пырков О.А. Соотношение религии и правового сознания // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 4 (20). С. 38-42.

Скулаков Р.М., Джaмaлoвa Э.K. О взаимосвязи религии, правосознания, правовой культуры человека и территориальной целостности государства // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. Т. 20. № 4. С. 41-45.

Manea A.D. Influences of Religious Education on the Formation Moral Consciousness of Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 149. Р. 518-523. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.203

Bolton, A. Should Religious Education Foster National Consciousness? // British Journal of Religious Education. 1997. Vol. 19(3). Р. 134-142. https://doi.org/10.1080/0141620970190303

Шушкина А. Минпросвещения: Основы православной культуры изучают более 36% школьников // Парламентская газета. 17.05.2022. https://www.pnp.ru/social/minprosveshheniya-osnovy-pravoslavnoy-kultury-izuchayut-bolee-36-shkolnikov.html (дата обращения 12.12.2023)

Егоров В.А. Религиозное образование или образование о религиях // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2022. Т. 23. № 2. С. 124-130.

Бигнова М.Р. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» как проблемное поле профилактики экстремизма // Профилактика религиозного экстремизма в молодежной среде Москвы. Сборник материалов конференции. М., 2023. С. 15-21.

Пронина Т.С. Европейский опыт религиозного образования и образование о религиях в современной России // Современная Европа. 2022. № 5 (112). С. 119-130.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения 22.12.2023)

Сланов О.Т. Проблемы формирования правосознания молодёжи // Полицейская деятельность. 2023. №5. С. 17-25. https://doi.org/10.7256/2454-0692.2023.5.44102

Сланов О.Т. Соматическое правосознание: психолого-педагогический и философско-правовой аспекты // Юридическое образование и наука. 2024. №1. С. 26-33. https://doi.org/10.18572/1813-1190-2024-1-26-33

Меньшиков В. М. Значение теологии для современного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 28-33.

The schooled heart: moral formation in American higher education / ed. by M.D. Beaty, D. V. Henry. Waco, Tex.: Baylor University Press, 2007. 240 p.

Дивногорцева С.Ю. Православная педагогика и проблемы религиозного образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 11-19.

Teaching religion, teaching truth: theoretical and empirical perspectives. Jeff Astley. Oxford; New York: P. Lang, 2012. 235 p.

Метлик И. В., Склярова Т. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 7-23.

Курилов В. А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина XX века) / Отв. ред. Егоров В.А. СПб.: Изд-во РХГА, 2022. 344 с.

Шевченко А.Г., Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 68-77.

ВЦИОМ. Религия и общество: мониторинг. За последние тридцать лет роль религии в жизни нашего общества несколько возросла. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring (дата обращения 12.12.2023)

ВЦИОМ. Церковь и общество: мониторинг. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cerkov-i-obshchestvo-monitoring (дата обращения 22.12.2023)

Климентов В.Л. Развитие теории и практики педагогики правосознания в современном российском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 1 (49). С. 182-186.

Сергеева М.Г. Правовое воспитание несовершеннолетних в зарубежных странах как перспективное направление пенитенциарной педагогики // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 259-262.

Виноградов В.В., Резникова А.П. Особенности формирования правовой культуры несовершеннолетних // Вестник ВИЭПП. 2019. № 1. С. 73-81.

Сланов О.Т. Генезис антропогогики и эпистемология профилактики деформации правосознания // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты. Монография. Пенза. МЦНС «Наука и просвещение». 2023. С. 274-293.

References

Pogrebnaia Y.K. Vliyanie religii na formirovanie osnov pravosoznaniya lichnosti [The influence of religion on the formation of the foundations of legal consciousness of personality]. Vestnik Ekaterininskogo instituta [Bulletin of the Catherine Institute], 2011, no. 3(15), pp. 64-72.

Leshchenko O.V. Vliyanie religii na pravosoznanie nesovershennoletnikh osuzhdennykh [The influence of religion on the legal consciousness of juvenile offenders]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Criminal-executive law], 2016, no. 1(23), pp. 72-74.

Senyushkina T.A. Pravoslavnaya sistema tsennostei kak faktor formirovaniya pravosoznaniya v Rossii [The Orthodox system of values as a factor in the formation of legal consciousness in Russia]. Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Almanac Space and Time], 2015, no. 9(1), p. 9.

Pyrkov O.A. Sootnoshenie religii i pravovogo soznaniya. [The relationship between religion and legal consciousness]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii [Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2012, no. 4(20), pp. 38-42.

Skulakov R.M., Jamalova E.K. O vzaimosvyazi religii, pravosoznaniya, pravovoi kul'tury cheloveka i territorial'noi tselostnosti gosudarstva [On the interconnection of religion, legal consciousness, legal culture of a person, and the territorial integrity of the state]. Yuridicheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta [Legal Bulletin of Dagestan State University], 2016, no. 20(4), pp. 41-45.

Manea A.D. Influences of Religious Education on the Formation Moral Consciousness of Students. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 149, pp. 518–523. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.203

Bolton A. Should Religious Education Foster National Consciousness? British Journal of Religious Education, 1997, no. 19(3), pp. 134–142. https://doi.org/10.1080/0141620970190303

Shushkina A. Minprosveshcheniya: Osnovy pravoslavnoi kul'tury izuchayut bolee 36% shkol'nikov [Ministry of Education: Basics of Orthodox culture studied by more than 36% of schoolchildren]. Parlamentskaya gazeta [Parliamentary Gazette], 2022. URL: https://www.pnp.ru/social/minprosveshheniya-osnovy-pravoslavnoy-kultury-izuchayut-bolee-36-shkolnikov.html

Egorov V.A. Religioznoe obrazovanie ili obrazovanie o religiyakh. [Religious education or education about religions]. Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii [Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy], 2022, no. 23(2), pp. 124-130.

Bignova M.R. Osnovy dukhovno-nravstvennoi kul'tury narodov Rossii» kak problemnoe pole profilaktiki ekstremizma. ["Foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" as a problematic field for preventing extremism]. Profilaktika religioznogo ekstremizma v molodezhnoi srede Moskvy. sbornik materialov konferentsii [Prevention of religious extremism among the youth of Moscow. Collection of conference materials]. M., 2023, pp. 15-21.

Pronina T.S. Evropeiskii opyt religioznogo obrazovaniya i obrazovanie o religiyakh v sovremennoi Rossii [European experience of religious education and education about religions in modern Russia]. Sovremennaya Evropa [Modern Europe], 2022, no. 5(112), pp. 119-130.

Basics of the social concept of the Russian Orthodox Church. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

Slanov O.T. Problemy formirovaniya pravosoznaniya molodyozhi [Problems of forming the legal consciousness of youth]. Policejskaya deyatel'nost', 2023, no. 5, pp. 17-25. https://doi.org/10.7256/2454-0692.2023.5.44102

Slanov O.T. Somaticheskoe pravosoznanie: psihologo-pedagogicheskij i filosofsko-pravovoj aspekty [Somatic legal consciousness: psychological, pedagogical and philosophical and legal aspects]. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka, 2024, no. 1, pp. 26-33. https://doi.org/10.18572/1813-1190-2024-1-26-33

Menshikov V.M. Znachenie teologii dlya sovremennogo obrazovaniya [The significance of theology for modern education]. Vestnik PSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of PSTGU. Series IV: Pedagogy. Psychology], 2006, no. 3, pp. 28-33.

Beaty M.D., Henry D.V. (Eds.). The schooled heart: moral formation in American higher education. Waco, Tex.: Baylor University Press, 2007.

Divnogortseva S.Yu. Pravoslavnaya pedagogika i problemy religioznogo obrazovaniya [Orthodox pedagogy and problems of religious education]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Series 4: Pedagogy. Psychology], 2020, no. 58, pp. 11-19.

Astley J. Teaching religion, teaching truth: theoretical and empirical perspectives. Oxford; New York: P. Lang, 2012, p. 235.

Metlik I.V., Sklyarova T.V. Religioznoe obrazovanie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi i problema ego standartizatsii v obshcheobrazovatel'noi shkole [Religious education of the Russian Orthodox Church and the problem of its standardization in general education school]. Vestnik PSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of PSTGU. Series IV: Pedagogy. Psychology], 2011, no. 4 (23), pp. 7-23.

Kurilov V.A. Sovetskaya model' sekulyarizatsii: politicheskoe i pravovoe regulirovanie svobody sovesti v SSSR (vtoraya polovina XX veka) [Soviet model of secularization: political and legal regulation of freedom of conscience in the USSR (second half of the XX century)]. Ed. Egorov V.A. St. Petersburg: Publishing House of RSHA, 2022. p. 344.

Shevchenko A.G., Mchedlov M.P., Gavrilov Yu.A. O sotsial'nom portrete sovremennogo veruyushchego [On the social portrait of the modern believer]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2002, no. 7, pp. 68-77.

VTsIOM. Religion and Society: Monitoring. Over the past thirty years, the role of religion in our society has somewhat increased. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring

VTsIOM. Church and Society: Monitoring. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cerkov-i-obshchestvo-monitoring

Klimentov V.L. Razvitie teorii i praktiki pedagogiki pravosoznaniya v sovremennom rossiiskom obshchestve [Development of the theory and practice of pedagogy of legal consciousness in modern Russian society]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2011, no. 1(49), pp. 182-186.

Sergeeva M.G. Pravovoe vospitanie nesovershennoletnikh v zarubezhnykh stranakh kak perspektivnoe napravlenie penitentsiarnoi pedagogiki [Legal education of minors in foreign countries as a promising direction of penitentiary pedagogy]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2020, no. 68-1, pp. 259-262.

Vinogradov V.V., Reznikova A.P. Osobennosti formirovaniya pravovoi kul'tury nesovershennoletnikh [Features of the formation of legal culture of minors]. Vestnik VIEPP [Bulletin of VIEPP], 2019, no. 1, pp. 73-81.

Slanov O.T. Genezis antropogogiki i epistemologiya profilaktiki deformacii pravosoznaniya [Genesis of anthropogogy and epistemology of prevention of deformation of legal consciousness]. Nauka, innovacii, obrazovanie: aktual'nye voprosy i sovremennye aspekty [Science, Innovation, Education: Current Issues and Contemporary Aspects]. Penza: MCNS «Nauka i prosveshchenie», 2023, pp. 274-293.


Просмотров аннотации: 108
Загрузок PDF: 53
Опубликован
2024-02-29
Как цитировать
Slanov, O. (2024). ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 7-31. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-431
Раздел
Педагогические исследования