ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Аннотация
Цель. Статья посвящена проблеме влияния религиозного сознания на правосознание обучающихся. Целью данной работы является исследование влияния религиозного образования на формирование правосознания школьников и студентов в современной российской социокультурной ситуации.
Работа направлена на выявление роли религиозности и традиционных ценностей в поддержании высоких моральных принципов, единства общества, а также на определение эффективности педагогического воздействия религиозного образования на правосознание молодежи.
Материалы и методы. В работе проводится анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных влиянию религиозного образования на правосознание. При этом акцентируется внимание на исследованиях, которые связаны с педагогическим воздействием религиозного образования на правосознание.
Результаты. Автор приходит к выводу, что эффективным будет введение в педагогическую деятельность блока предметов, связанных с религиозным образованием надконфессионального характера, способствующего единству и воспитанию граждан на основе общих ценностей.
Результативность современного образования связана не только со знанием, но и с внутренним осмыслением, требующим самостоятельных решений обучающихся. Религиозное образование и его педагогический метод, основанный на любви и заботе с учетом приоритета духовности, способен формировать гражданскую идентичность. Важна роль диалога, творчества и проектной работы для глубокого понимания и ценностного развития, содействия созданию общества, базирующегося на взаимопонимании и уважении.
Религиозное образование в таком контексте выступает как основа диалога и взаимопонимания, что обеспечивает основу для взаимоуважения и мирного сосуществования между различными религиозными традициями.
Область применения результатов. Исследования могут быть использованы для обновления образовательной системы, внедрения новых подходов к обучению, основанных на взаимопонимании, уважении и диалоге. Это включает в себя разработку и внедрение модулей, связанных с религиозным образованием надконфессионального характера, которые могут способствовать единству и воспитанию граждан на основе общих ценностей.
Результаты настоящей работы могут быть применены как при подготовке преподавателей, так и непосредственно в рамках организации правового образования в образовательных организациях.
Скачивания
Литература
Список литературы
Погребная Ю.К. Влияние религии на формирование основ правосознания личности // Вестник Екатерининского института. 2011. № 3 (15). С. 64-72.
Лещенко О.В. Влияние религии на правосознание несовершеннолетних осужденных // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 1 (23). С. 72-74.
Сенюшкина Т.А. Православная система ценностей как фактор формирования правосознания в России // Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 9. № 1. С. 9.
Пырков О.А. Соотношение религии и правового сознания // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 4 (20). С. 38-42.
Скулаков Р.М., Джaмaлoвa Э.K. О взаимосвязи религии, правосознания, правовой культуры человека и территориальной целостности государства // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. Т. 20. № 4. С. 41-45.
Manea A.D. Influences of Religious Education on the Formation Moral Consciousness of Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 149. Р. 518-523. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.203
Bolton, A. Should Religious Education Foster National Consciousness? // British Journal of Religious Education. 1997. Vol. 19(3). Р. 134-142. https://doi.org/10.1080/0141620970190303
Шушкина А. Минпросвещения: Основы православной культуры изучают более 36% школьников // Парламентская газета. 17.05.2022. https://www.pnp.ru/social/minprosveshheniya-osnovy-pravoslavnoy-kultury-izuchayut-bolee-36-shkolnikov.html (дата обращения 12.12.2023)
Егоров В.А. Религиозное образование или образование о религиях // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2022. Т. 23. № 2. С. 124-130.
Бигнова М.Р. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» как проблемное поле профилактики экстремизма // Профилактика религиозного экстремизма в молодежной среде Москвы. Сборник материалов конференции. М., 2023. С. 15-21.
Пронина Т.С. Европейский опыт религиозного образования и образование о религиях в современной России // Современная Европа. 2022. № 5 (112). С. 119-130.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения 22.12.2023)
Сланов О.Т. Проблемы формирования правосознания молодёжи // Полицейская деятельность. 2023. №5. С. 17-25. https://doi.org/10.7256/2454-0692.2023.5.44102
Сланов О.Т. Соматическое правосознание: психолого-педагогический и философско-правовой аспекты // Юридическое образование и наука. 2024. №1. С. 26-33. https://doi.org/10.18572/1813-1190-2024-1-26-33
Меньшиков В. М. Значение теологии для современного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 28-33.
The schooled heart: moral formation in American higher education / ed. by M.D. Beaty, D. V. Henry. Waco, Tex.: Baylor University Press, 2007. 240 p.
Дивногорцева С.Ю. Православная педагогика и проблемы религиозного образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 11-19.
Teaching religion, teaching truth: theoretical and empirical perspectives. Jeff Astley. Oxford; New York: P. Lang, 2012. 235 p.
Метлик И. В., Склярова Т. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 7-23.
Курилов В. А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина XX века) / Отв. ред. Егоров В.А. СПб.: Изд-во РХГА, 2022. 344 с.
Шевченко А.Г., Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 68-77.
ВЦИОМ. Религия и общество: мониторинг. За последние тридцать лет роль религии в жизни нашего общества несколько возросла. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring (дата обращения 12.12.2023)
ВЦИОМ. Церковь и общество: мониторинг. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cerkov-i-obshchestvo-monitoring (дата обращения 22.12.2023)
Климентов В.Л. Развитие теории и практики педагогики правосознания в современном российском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 1 (49). С. 182-186.
Сергеева М.Г. Правовое воспитание несовершеннолетних в зарубежных странах как перспективное направление пенитенциарной педагогики // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 259-262.
Виноградов В.В., Резникова А.П. Особенности формирования правовой культуры несовершеннолетних // Вестник ВИЭПП. 2019. № 1. С. 73-81.
Сланов О.Т. Генезис антропогогики и эпистемология профилактики деформации правосознания // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты. Монография. Пенза. МЦНС «Наука и просвещение». 2023. С. 274-293.
References
Pogrebnaia Y.K. Vliyanie religii na formirovanie osnov pravosoznaniya lichnosti [The influence of religion on the formation of the foundations of legal consciousness of personality]. Vestnik Ekaterininskogo instituta [Bulletin of the Catherine Institute], 2011, no. 3(15), pp. 64-72.
Leshchenko O.V. Vliyanie religii na pravosoznanie nesovershennoletnikh osuzhdennykh [The influence of religion on the legal consciousness of juvenile offenders]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Criminal-executive law], 2016, no. 1(23), pp. 72-74.
Senyushkina T.A. Pravoslavnaya sistema tsennostei kak faktor formirovaniya pravosoznaniya v Rossii [The Orthodox system of values as a factor in the formation of legal consciousness in Russia]. Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Almanac Space and Time], 2015, no. 9(1), p. 9.
Pyrkov O.A. Sootnoshenie religii i pravovogo soznaniya. [The relationship between religion and legal consciousness]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii [Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2012, no. 4(20), pp. 38-42.
Skulakov R.M., Jamalova E.K. O vzaimosvyazi religii, pravosoznaniya, pravovoi kul'tury cheloveka i territorial'noi tselostnosti gosudarstva [On the interconnection of religion, legal consciousness, legal culture of a person, and the territorial integrity of the state]. Yuridicheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta [Legal Bulletin of Dagestan State University], 2016, no. 20(4), pp. 41-45.
Manea A.D. Influences of Religious Education on the Formation Moral Consciousness of Students. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 149, pp. 518–523. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.203
Bolton A. Should Religious Education Foster National Consciousness? British Journal of Religious Education, 1997, no. 19(3), pp. 134–142. https://doi.org/10.1080/0141620970190303
Shushkina A. Minprosveshcheniya: Osnovy pravoslavnoi kul'tury izuchayut bolee 36% shkol'nikov [Ministry of Education: Basics of Orthodox culture studied by more than 36% of schoolchildren]. Parlamentskaya gazeta [Parliamentary Gazette], 2022. URL: https://www.pnp.ru/social/minprosveshheniya-osnovy-pravoslavnoy-kultury-izuchayut-bolee-36-shkolnikov.html
Egorov V.A. Religioznoe obrazovanie ili obrazovanie o religiyakh. [Religious education or education about religions]. Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii [Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy], 2022, no. 23(2), pp. 124-130.
Bignova M.R. Osnovy dukhovno-nravstvennoi kul'tury narodov Rossii» kak problemnoe pole profilaktiki ekstremizma. ["Foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" as a problematic field for preventing extremism]. Profilaktika religioznogo ekstremizma v molodezhnoi srede Moskvy. sbornik materialov konferentsii [Prevention of religious extremism among the youth of Moscow. Collection of conference materials]. M., 2023, pp. 15-21.
Pronina T.S. Evropeiskii opyt religioznogo obrazovaniya i obrazovanie o religiyakh v sovremennoi Rossii [European experience of religious education and education about religions in modern Russia]. Sovremennaya Evropa [Modern Europe], 2022, no. 5(112), pp. 119-130.
Basics of the social concept of the Russian Orthodox Church. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
Slanov O.T. Problemy formirovaniya pravosoznaniya molodyozhi [Problems of forming the legal consciousness of youth]. Policejskaya deyatel'nost', 2023, no. 5, pp. 17-25. https://doi.org/10.7256/2454-0692.2023.5.44102
Slanov O.T. Somaticheskoe pravosoznanie: psihologo-pedagogicheskij i filosofsko-pravovoj aspekty [Somatic legal consciousness: psychological, pedagogical and philosophical and legal aspects]. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka, 2024, no. 1, pp. 26-33. https://doi.org/10.18572/1813-1190-2024-1-26-33
Menshikov V.M. Znachenie teologii dlya sovremennogo obrazovaniya [The significance of theology for modern education]. Vestnik PSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of PSTGU. Series IV: Pedagogy. Psychology], 2006, no. 3, pp. 28-33.
Beaty M.D., Henry D.V. (Eds.). The schooled heart: moral formation in American higher education. Waco, Tex.: Baylor University Press, 2007.
Divnogortseva S.Yu. Pravoslavnaya pedagogika i problemy religioznogo obrazovaniya [Orthodox pedagogy and problems of religious education]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Series 4: Pedagogy. Psychology], 2020, no. 58, pp. 11-19.
Astley J. Teaching religion, teaching truth: theoretical and empirical perspectives. Oxford; New York: P. Lang, 2012, p. 235.
Metlik I.V., Sklyarova T.V. Religioznoe obrazovanie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi i problema ego standartizatsii v obshcheobrazovatel'noi shkole [Religious education of the Russian Orthodox Church and the problem of its standardization in general education school]. Vestnik PSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of PSTGU. Series IV: Pedagogy. Psychology], 2011, no. 4 (23), pp. 7-23.
Kurilov V.A. Sovetskaya model' sekulyarizatsii: politicheskoe i pravovoe regulirovanie svobody sovesti v SSSR (vtoraya polovina XX veka) [Soviet model of secularization: political and legal regulation of freedom of conscience in the USSR (second half of the XX century)]. Ed. Egorov V.A. St. Petersburg: Publishing House of RSHA, 2022. p. 344.
Shevchenko A.G., Mchedlov M.P., Gavrilov Yu.A. O sotsial'nom portrete sovremennogo veruyushchego [On the social portrait of the modern believer]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2002, no. 7, pp. 68-77.
VTsIOM. Religion and Society: Monitoring. Over the past thirty years, the role of religion in our society has somewhat increased. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring
VTsIOM. Church and Society: Monitoring. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cerkov-i-obshchestvo-monitoring
Klimentov V.L. Razvitie teorii i praktiki pedagogiki pravosoznaniya v sovremennom rossiiskom obshchestve [Development of the theory and practice of pedagogy of legal consciousness in modern Russian society]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2011, no. 1(49), pp. 182-186.
Sergeeva M.G. Pravovoe vospitanie nesovershennoletnikh v zarubezhnykh stranakh kak perspektivnoe napravlenie penitentsiarnoi pedagogiki [Legal education of minors in foreign countries as a promising direction of penitentiary pedagogy]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2020, no. 68-1, pp. 259-262.
Vinogradov V.V., Reznikova A.P. Osobennosti formirovaniya pravovoi kul'tury nesovershennoletnikh [Features of the formation of legal culture of minors]. Vestnik VIEPP [Bulletin of VIEPP], 2019, no. 1, pp. 73-81.
Slanov O.T. Genezis antropogogiki i epistemologiya profilaktiki deformacii pravosoznaniya [Genesis of anthropogogy and epistemology of prevention of deformation of legal consciousness]. Nauka, innovacii, obrazovanie: aktual'nye voprosy i sovremennye aspekty [Science, Innovation, Education: Current Issues and Contemporary Aspects]. Penza: MCNS «Nauka i prosveshchenie», 2023, pp. 274-293.
Просмотров аннотации: 130 Загрузок PDF: 60
Copyright (c) 2024 Oleg T. Slanov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.