ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ДОВЕРИЯ СТУДЕНТОВ В КОММУНИКАТИВНОЙ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ

  • Yuliya E. Akimkina Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Ключевые слова: личностное доверие, виртуальный мир, Интернет, коммуникация, студенты, доверие к миру, доверие к себе, доверие к другим людям, сетевая активность

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме личностного доверия студентов в условиях сетевой активности. Изучение личностного доверия студентов в коммуникативной сетевой активности несет научную значимость из-за широкого включения Интернета в жизнедеятельность. Личностное доверие в виртуальном мире регулирует поведение человека. Цель статьи – выявить особенности личностного доверия студентов в коммуникативной сетевой активности.

Методология и методы исследования. В статье применялись методы исследования: теоретический, эмпирический, методы математической обработки психологических данных: Xr2 –критерий Фридмана, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Компьютерная обработка данных осуществлялась с использованием программных пакетов «Excel» и «IBM SPSS Statistics 21».

Использован комплекс следующих методик: «Методика изучения доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе» (А. Б. Купрейченко) (авторами внесен дополнительный конструкт «виртуальный мир»); «Опросник проблемного использования социальных сетей» (Н.А.Сирота, Д.В.Московченко, В.М.Ялтонский, А.В.Ялтонская); «Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий» (А.Н. Татарко, Е.В Макласова, З.Х Лепшокова, В.Н Галяпина, М.В Ефремова, Д.И Дубров, М.А. Бульцева, Е.В Бушина, А.А Миронова). Эмпирическая база исследования составила 200 респондентов: юноши – 100 человек, девушки – 100 человек. Средний возраст 20,6 лет.

Результаты и научная новизна. Впервые рассматривается личностное доверие студентов в коммуникативной сетевой активности. В результате эмпирического исследования получены выводы о том, что у студентов в виртуальном мире преобладает доверие к себе. Сравнительный анализ по основанию гендеру показал, что девушки больше доверяют другим людям в сети, чем юноши.

Обнаружены различия по шкалам «Доверие к другим людям», «Компульсивное использование», «Когнитивная поглощенность», «Совершение экономических действий», «Использование смартфона». В ходе анализа выявлены значимые взаимосвязи между компонентами личностного доверия и коммуникативной сетевой активностью.

Высокий уровень доверия к себе снижает тревожное мысленное возвращение в виртуальность, растущее доверие к другим людям способствует чувству комфорта и безопасности в коммуникации, а при проявленном доверии к виртуальному миру возрастает стремление регулярного в нем пребывания.

Практическая значимость. Полученные результаты в ходе исследования особенностей личностного доверия студентов в коммуникативной сетевой активности могут быть использованы для организации цифровой образовательной среды и составления практических рекомендаций для проведения тренинговой работы с целью формирования навыков цифровой компетенции.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Yuliya E. Akimkina, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

ассистент кафедры психологии и педагогики

Литература

Список литературы

Антоненко И.В. Социальная психология доверия: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / Антоненко Ирина Викторовна. Ярославль, 2006. 498 с.

Веселов Ю. В. Доверие в цифровом обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета // Социология. 2020. Т. 13. Вып. 2. С. 129–143. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.202

Ильин Е. П. Психология доверия. Санкт-Петербург: Питер; 2013. 288 с.

Кононенко И.А. Структура и особенности компонентов виртуального общения // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-osobennosti-komponentov-virtualnogo-obscheniya

Купрейченко А. Б. Доверие и недоверие – общие и специфические психологические характеристики // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/doverie-i-nedoverie-obschie-i-spetsificheskie-psihologicheskie-harakteristiki

Сирота Н. А., Московченко Д. В., Ялтонский В. М., Ялтонская А. В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 3. С. 33–55. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.34034.56001

Скрипкина Т. П. Психология доверия. Москва: Академия; 2000. 264 с.

Татарко А. Н., Макласова Е. В., Лепшокова З. Х., Галяпина В. Н., Ефремова М. В., Дубров Д. И., Бульцева М. А., Бушина Е. В., Миронова А. А. Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 159–179. https://doi.org/10.17759/sps.2020110110

Batson C. D., Lishner D. A., Stocks E. L. The empathy-altruism hypothesis // In: D. A. Schroeder, W. G. Graziano (Eds.). The Oxford handbook of prosocial behavior. UK: Oxford University Press; 2015. p. 259–281. https://doi.org/10.1093/OXFORDHB/9780195399813.013.023

Casaló L. V., Flavián C., Guinalíu M. Understanding the intention to follow the advice obtained in an online travel community // Computers in Human Behavior. 2011. № 27 (2). P. 622–633. https://doi.org/10.1016/j.chb.2010.04.013

Chakravorti B., Chaturvedi R. S., Bhalla A. The 4 dimensions of digital trust // Harvard Business Review. 2018. № 2. https://hbr.org/2018/02/the-4-dimensions-of-digital-trust-charted-across-42-countries (date of access: 25.02.2022).

Granovetter M. Economic action and social structure: The problem of embeddedness // American Journal of Sociology. 1985. № 91 (3). pp. 481–510. Available from: https://www.researchgate.net/publication/328078447_Granovetter_1985_Economic_Action_and_Social_Structure_The_Problem_of_Embeddedness

Hendrikx F., Bubendorfer K., Chard R. Reputation systems: A survey and taxonomy // Journal of Parallel and Distributed Computing. 2015. № 75. pp. 184–197. https://homepages.ecs.vuw.ac.nz/~kris/publications/JPDC-2014.pdf

Park A. J., Hwang E., Spicer V., Cheng C., Brantingham P. L., Sixsmith A. Testing elderly people’s fear of crime using a virtual environment // In: Proceedings of the 2011 European Conference on Intelligence and Security Informatics (EISIC). 2011. Sept 12–14. Athens, Greece: Publication House IEEE; 2011. p. 63–69. https://doi.org/10.1109/EISIC.2011.68

Sungurova N. L., Akimkina Y. E. Self-trust and academic motivation of students in virtual educational space // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. 2021. № 117. P. 1490–1495. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.11.196

Sungurova N. L., Akimkina Yu. E., Adawiyah R. Features of personality trust of Russian and Indonesian students in terms of network activity. The Education and Sci- ence Journal. 2023; 25 (1): 167–195. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-1-171-199

Ureña R., Kou G., Dong Y., Chiclana F., Herrera-Viedma E. A review on trust propagation and opinion dynamics in social networks and group decision making frameworks // Information Sciences. 2019. № 478. p. 461–475. https://doi.org/10.1016/j.ins.2018.11.037

Yan S. R., Zheng X. L., Wang Y., Song W. W., Zhang W. Y. A graph-based comprehensive reputation model: Exploiting the social context of opinions to enhance trust in social commerce // Information Sciences. 2015. № 318. p. 51–72. https://doi.org/10.1016/j.ins.2014.09.036

Zeng P., Zhao X., Xie X., Long J., Wang Y., Qi L., Lei L., Jiang Q., Wang P., Moral perfectionism and online prosocial behavior: The mediating role of moral identity and the moderating role of online interpersonal trust // Personality and Individual Differences. 2020. № 162. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110017

References

Antonenko I. V. Sotsial’naya psikhologiya doveriya [Social psychology of trust]: Doctor of Psychological Sciences: 19.00.05. Yaroslavl, 2006, 498 p.

Veselov Yu. V. Doverie v cifrovom obshchestve [Trust in a digital society]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologija [Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology], 2020, vol. 13 (2), pp. 129–143. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.202

Il’in E. P. Psihologiya doveriya [Psychology of trust]. Saint-Petersburg: Piter, 2013, 288 р.

Kononenko I.A. Struktura i osobennosti komponentov virtual’nogo obshcheniya [Structure and features of the components of virtual communication]. Sbornik nauchnyh trudov «Obshchenie v epohu konvergencii tekhnologij» [Collection of scientific papers “Communication in the era of technology convergence”], 2022. https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-osobennosti-komponentov-virtualnogo-obscheniya (accessed September 30, 2023)

Kupreychenko A. B. Doverie i nedoverie – obshchie i specificheskie psihologicheskie harakteristiki [Trust and distrust – general and specific psychological characteristics]. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika [Bulletin of the RUDN. Series: Psychology and Pedagogy], 2008, no. 2, pp. 46–53. https://cyberleninka.ru/article/n/doverie-i-nedoverie-obschie-i-spetsificheskie-psihologicheskie-harakteristiki (accessed September 30, 2023)

Sirota N. A., Moskovchenko D. V., Yaltonskij V. M., Yaltonskaya A. V. Razrabotka russkoyazychnoj versii oprosnika problemnogo ispol’zovaniya social’nyh setej [Development of the Russian-language version of the questionnaire of problematic use of social networks]. Konsul’tativnaya psihologiya i psihoterapiya [Consultative Psychology and Psychotherapy], 2018, vol. 26 (3), 33–55. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.34034.56001

Skripkina T. P. Psihologiya doveriya [Psychology of trust]. Moscow: Publication House Akademija, 2000, 264 р.

Tatarko A. N., Maklasova E. V., Lepshokova Z. H., Galyapina V. N., Efremova M. V., Dubrov D. I., et al. Metodika ocenki vovlechennosti v ispol’zovanie informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij [Methodology for assessing involvement in the use of information and communication technologies]. Social’naya psihologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2020, vol. 11 (1), pp. 159–179. https://doi.org/10.17759/sps.2020110110

Batson C. D., Lishner D. A., Stocks E. L. The empathy-altruism hypothesis In: D. A. Schroeder, W. G. Graziano (Eds.). The Oxford handbook of prosocial behavior. UK: Oxford University Press, 2015, pp. 259–281. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195399813.013.023

Casaló L. V., Flavián C., Guinalíu M. Understanding the intention to follow the advice obtained in an online travel community. Computers in Human Behavior, 2011, no. 27 (2), pp. 622–633. https://doi.org/10.1016/j.chb.2010.04.013

Chakravorti B., Chaturvedi R. S., Bhalla A. The 4 dimensions of digital trust. Harvard Business Review, 2018, no. 2. https://hbr.org/2018/02/the-4-dimensions-of-digital-trust-charted-across-42-countries (accessed September 30, 2023)

Granovetter M. Economic action and social structure: The problem of embeddedness. American Journal of Sociology, 1985, no. 91 (3), pp. 481–510. https://www.researchgate.net/publication/328078447_Granovetter_1985_Economic_Action_and_Social_Structure_The_Problem_of_Embeddedness (accessed September 30, 2023)

Hendrikx F., Bubendorfer K., Chard R. Reputation systems: A survey and taxonomy. Journal of Parallel and Distributed Computing, 2015, no. 75, pp. 184–197. https://homepages.ecs.vuw.ac.nz/~kris/publications/JPDC-2014.pdf

Park A. J., Hwang E., Spicer V., Cheng C., Brantingham P. L., Sixsmith A. Testing elderly people’s fear of crime using a virtual environment In: Proceedings of the 2011 European Conference on Intelligence and Security Informatics (EISIC). 2011. Sept 12–14. Athens, Greece: Publication House IEEE, 2011, pp. 63–69. https://doi.org/10.1109/EISIC.2011.68

Sungurova N. L., Akimkina Y. E. Self-trust and academic motivation of students in virtual educational space. Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism, 2021, no. 117,, pp. 1490–1495. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.11.196

Sungurova N. L., Akimkina Yu. E., Adawiyah R. Features of personality trust of Russian and Indonesian students in terms of network activity. The Education and Sci- ence Journal, 2023, vol. 25 (1), pp. 167–195. https://doi.org/10.17853/1994–5639-2023-1-171-199

Ureña R., Kou G., Dong Y., Chiclana F., Herrera-Viedma E. A review on trust propagation and opinion dynamics in social networks and group decision making frameworks. Information Sciences, 2019, no. 478, pp. 461–475. https://doi.org/10.1016/j.ins.2018.11.037

Yan S. R., Zheng X. L., Wang Y., Song W. W., Zhang W. Y. A graph-based comprehensive reputation model: Exploiting the social context of opinions to enhance trust in social commerce. Information Sciences, 2015, no. 318, pp. 51–72. https://doi.org/10.1016/j.ins.2014.09.036

Zeng P., Zhao X., Xie X., Long J., Wang Y., Qi L., Lei L., Jiang Q., Wang P., Moral perfectionism and online prosocial behavior: The mediating role of moral identity and the moderating role of online interpersonal trust. Personality and Individual Differences, 2020, no. 162. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110017


Просмотров аннотации: 170
Загрузок PDF: 100
Опубликован
2023-10-31
Как цитировать
Akimkina, Y. (2023). ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ДОВЕРИЯ СТУДЕНТОВ В КОММУНИКАТИВНОЙ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(5), 126-150. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-5-126-150
Раздел
Психологические исследования