ИНТЕГРО-ДИФФЕРЕНЦИОННЫЙ ПРИНЦИП В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: О ВОЗМОЖНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ В РАМКАХ СТРУКТУРНОЙ ТЕОРИИ

  • Elena V. Slavutskaya ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
  • Leonid A. Slavutskii ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
Ключевые слова: integro-differentiation principle, динамика развития, гетерохронность, интегро-дифференционный принцип

Аннотация

Исследование посвящено возможности математического описания динамики развития личности в рамках факторных моделей. Используется динамическое уравнение Орнштейна-Уленбека, которое описывает стохастический стационарный процесс, стремящийся к равновесному состоянию. Это уравнение уже применялось психологами для описания динамики развития в рамках факторной модели личности «Большая пятерка». В настоящей работе этот подход использован для качественной интерпретации и наглядной демонстрации проявления принципов интеграции и дифференциации в развитии личности на основе трансформации факторной модели Р.Б. Кеттелла. Простое аналитическое решение уравнения для усредненных психологических показателей сравнивается с результатами авторского лонгитюдного исследования динамики изменения взаимосвязей личностных черт школьников в переходный период между начальной школой и подростковым возрастом. При сопоставлении теоретических и экспериментальных результатов показано, что модель позволяет оценить закономерности психического развития в переходный (кризисный) период, интерпретировать механизм развития, проявление гетерохронности и интегро-дифференционного принципа.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Elena V. Slavutskaya, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

доктор психологических наук, профессор

Leonid A. Slavutskii, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»

 доктор физико-математических наук, профессор

Литература

Список литературы

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып.1. С. 86-99.

Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

Колишев Н.С., Славутская Е.В., Славутский Л.А. Динамика структурирования личностных черт учащихся при переходе в основную общеобразовательную школу // Интеграция образования. 2019. Том 23. № 3(96). С. 390-403.

Ломов Б.Ф. Системность в психологии избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК; Москва: Московский психолого-социальный институт, 1996.

Ратанова Т.А. Возрастные особенности дифференцированности и интегрированности когнитивных структур у школьников // Вопросы психологии. 2014. №2. С. 34-41.

Сергиенко Е. А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. 2012. Том 5. № 24 [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24

Славутская Е.В., Владимирова О.Н. Системный анализ данных психодиагностики и проявление интегро-дифференционного принципа в развитии личности // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2(151). С. 195-206. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.152.2.028

Славутская Е. В., Абруков В.С., Славутский Л. А. Простые нейросетевые алгоритмы для оценки латентных связей психологических характеристик младших подростков // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 2. С. 131-144. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120210

Чуприкова Н.И. Теория развития: дифференцированно-интеграционная парадигма // Психологические исследования. 2009. Том 2. № 3. https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1005

Allen T.A., DeYoung C.G. Personality Neuroscience and the Five-Factor Model / In book: The Oxford Handbook of the Five Factor Model of Personality. Oxford Press: 2016. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199352487.013.26

Cattell R.B. Advanced in Cattelian Personality Theory. Handbook of Personality. Theory and Research. New York: The Guilford Press, 1990.

Christensen A.P., Golino H, Silvia P.J. A Psychometric Network Perspective on the Validity and Validation of Personality Trait Questionnaires // European Journal of Personality. 2020. 34(6). P. 1095-1108. https://doi.org/10.1002/per.2265

DeYoung C.G., Carey B.E., Krueger R.F., Ross S.R. Ten aspects of the Big Five in the Personality Inventory for DSM–5 // Personality Disorders: Theory, Research, and Treatment. 2016. 7(2). P. 113–123. https://doi.org/10.1037/per0000170

Kaiser H.F. The application of electronic computers to factor analysis // Educational and Psychological Measurement. 1960. V. 20. P. 141–151.

Krampen D., Kupper K., Rammstedt B., Rohrmann S. The german-language short form of the big five inventory for children and adolescents – other-rating version (BFI-K KJ-F) // European Journal of Psychological Assessment. 2020. V. 37(2). P. 109-117.

Kuppens P., Oravecz Z., and Tuerlinckx F. Feelings change: accounting for individual differences in the temporal dynamics of affect // J. Pers. Soc. Psychol. 2010. V.99. P. 1042–1060. https://doi.org/10.1037/a0020962

McCrae, R.R., Costa P.T. Understanding persons: From Stern’s personalistics to Five-Factor Theory // Personality and Individual Differences. 2021. V. 169. P. 1/109816.

Rachel L.C. Mitchell, Veena Kumari Hans Eysenck’s interface between the brain and personality: Modern evidence on the cognitive neuroscience of personality // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 103. P. 74-81.

Mõttus R., Wood D., Condon D.M., Zimmermann J. Descriptive, Predictive and Explanatory Personality Research: Different Goals, Different Approaches, but a Shared Need to Move Beyond the Big Few Traits // European Journal of Personality. 2020. 34(6). P. 1175-1201. https://doi.org/10.1002/per.2311

Oravecz Z., Tuerlinckx F., Vandekerckhove J. Bayesian Data Analysis with the Bivariate Hierarchical Ornstein-Uhlenbeck Process Model // Multivariate Behavioral Research. 2016. V. 51(1). P. 106-119. https://doi.org/10.1080/00273171.2015.1110512

Shchebetenko S., Kalugin A.Y., Mishkevich A.M., Soto C.J., John O.P. Measurement invariance and sex and age differences of the big five inventory-2 // Evidence From the Russian Version. Assessment. 2020. V. 27(3). P. 472-486. https://doi.org/10.1177/1073191119860901

Slavutskaya E., Slavutskii L. Dynamics of personality development in pre-adolescence: longitudinal study // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy. 2020. V. 76. P. 2944-2951. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.396

Slavutskaya E., Slavutskii L., Zakharova A., Nikolaev E. Integrated use of data mining techniques for personality structure analysis // Technology, Innovation and Creativity in Digital Society. PCSF 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. V. 345. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_44

Sosnowska J, Kuppens P, De Fruyt F, Hofmans J. New directions in the conceptualization and assessment of personality - a dynamic systems approach // European Journal of Personality. 2020. V. 34(6). P. 988-998. https://doi.org/10.1002/per.2233

Soto C.J., John O. P. Short and extra-short forms of the Big Five Inventory 2: The BFI-2-S and BFI-2-XS // Journal of Research in Personality. 2017. V. 68. P. 69-81.

Uhlenbeck G.E., Ornstein L.S. On the theory of Brownian Motion // Phys. Rev. 1930. V. 36(5). P.823–841. https://doi.org/10.1103/PhysRev.36.823

References

Ananiev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as an object of knowledge]. St. Petersburg : Piter, 2001, 288 p.

Barabanchikov V.A. Sistemnii podhod v struktyre psihologicheskogo poznania [The System Approach in the Structure of Psychological Cognition]. Metodologia i istoria psihologii [Methodology and History of Psychology], 2007, vol. 2. V.1, рр. 86-99.

Ganzen V.A. Sistemnyye opisaniya v psikhologii [System descriptions in psychology]. St. Petersburg: Leningrad Publishing House, 1984,176 p.

Kolishev N.S. Dinamika strukturirovaniya lichnostnykh chert uchashchikhsya pri perekhode v osnovnuyu obshcheobrazovatel’nuyu shkolu [Dynamics of structuring personality traits of students in the transition to the main educational school]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education], 2019, vol. 23, no. 3 (96), pp. 390-403.

Lomov B.F. Sistemnost’ v psikhologii : izbrannyye psikhologicheskiye trudy [Systematic in psychology: selected psychological works]. Voronezh: MODEK; Moskva: Moskovskiy psikhologo-sotsial’nyy institute, 1996, 384 p.

Ratanova T.A. Vozrastnyye osobennosti differentsirovannosti i integrirovannosti kognitivnykh struktur u shkol’nikov [Age features of differentiation and integration of cognitive structures in schoolchildren]. Voprosy psikhologii, 2014, no. 2, pp. 34-41.

Sergienko E.A. Printsipy psikhologii razvitiya: sovremennyy vzglyad [Principles of psychological development: a modern view]. Psikhologicheskiye issledovaniya, 2012, vol. 5, no. 24.

Slavutskaya E., Vladimirova O. Sistemnyy analiz dannykh psikhodiagnostiki i proyavleniye integro-differentsionnogo printsipa v razvitii lichnosti [Psycho diagnostic data system analysis and the integro-differentiation principle manifestation in personal development]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2022. № 2 (151). pp. 195-205.

Slavutskaya E.V., Abrukov V.S., Slavutskii L.A. Prostyye neyrosetevyye algoritmy dlya otsenki latentnykh svyazey psikhologicheskikh kharakteristik mladshikh podrostkov [Simple neuro network algorithms for evaluating latent links of younger adolescent’s psychological characteristics]. Eksperimental’naâ psihologiâ [Experimental Psychology], 2019, vol. 12, no. 2, pp. 131–144. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120210

Chuprikova N.I. Teoriya razvitiya: differentsirovanno-integratsionnaya paradigm [Theory of Development: Differentiated-Integration Paradigm]. Psikhologicheskiye issledovaniya, 2009, vol. 2, no. 3.

Allen T.A., DeYoung C.G. Personality Neuroscience and the Five-Factor Model / In book: The Oxford Handbook of the Five Factor Model of Personality. Oxford Press, 2016. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199352487.013.26

Cattell R.B. Advanced in Cattelian Personality Theory. Handbook of Personality. Theory and Research. New York: The Guilford Press, 1990.

Christensen A.P., Golino H, Silvia P.J. A Psychometric Network Perspective on the Validity and Validation of Personality Trait Questionnaires. European Journal of Personality, 2020, vol. 34(6), pp. 1095-1108.1002/per.2265

DeYoung C.G., Carey B.E., Krueger R.F., Ross S.R. Ten aspects of the Big Five in the Personality Inventory for DSM–5. Personality Disorders: Theory, Research, and Treatment, 2016, vol. 7(2), pp. 113–123. https://doi.org/10.1037/per0000170

Kaiser H.F. The application of electronic computers to factor analysis. Educational and Psychological Measurement, 1960, vol. 20,pp. 141–151.

Krampen D., Kupper K., Rammstedt B., Rohrmann S. The german-language short form of the big five inventory for children and adolescents – other-rating version (BFI-K KJ-F). European Journal of Psychological Assessment, 2020, vol. 37(2), pp. 109-117.

Kuppens P., Oravecz Z., and Tuerlinckx F. Feelings change: accounting for individual differences in the temporal dynamics of affect. J. Pers. Soc. Psychol., 2010, vol. 99, pp. 1042–1060. https://doi.org/10.1037/a0020962

McCrae, R.R., Costa P.T. Understanding persons: From Stern’s personalistics to Five-Factor Theory. Personality and Individual Differences, 2021, vol. 169, p. 1/109816.

Rachel L.C. Mitchell, Veena Kumari Hans Eysenck’s interface between the brain and personality: Modern evidence on the cognitive neuroscience of personality. Personality and Individual Differences, 2016, vol. 103, pp. 74-81.

Mõttus R., Wood D., Condon D.M., Zimmermann J. Descriptive, Predictive and Explanatory Personality Research: Different Goals, Different Approaches, but a Shared Need to Move Beyond the Big Few Traits. European Journal of Personality, 2020, vol. 34(6), pp. 1175-1201. https://doi.org/10.1002/per.2311

Oravecz Z., Tuerlinckx F., Vandekerckhove J. Bayesian Data Analysis with the Bivariate Hierarchical Ornstein-Uhlenbeck Process Model. Multivariate Behavioral Research, 2016, vol. 51(1), pp. 106-119. https://doi.org/10.1080/00273171.2015.1110512

Shchebetenko S., Kalugin A.Y., Mishkevich A.M., Soto C.J., John O.P. Measurement invariance and sex and age differences of the big five inventory-2. Evidence From the Russian Version. Assessment, 2020, vol. 27(3), pp. 472-486. https://doi.org/10.1177/1073191119860901

Slavutskaya E., Slavutskii L. Dynamics of personality development in pre-adolescence: longitudinal study. Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy, 2020, vol. 76, pp. 2944-2951. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.396

Slavutskaya E., Slavutskii L., Zakharova A., Nikolaev E. Integrated use of data mining techniques for personality structure analysis. Technology, Innovation and Creativity in Digital Society. PCSF 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. V. 345. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_44

Sosnowska J, Kuppens P, De Fruyt F, Hofmans J. New directions in the conceptualization and assessment of personality - a dynamic systems approach. European Journal of Personality, 2020, vol. 34(6), pp. 988-998. https://doi.org/10.1002/per.2233

Soto C.J., John O. P. Short and extra-short forms of the Big Five Inventory 2: The BFI-2-S and BFI-2-XS. Journal of Research in Personality, 2017, vol. 68, pp. 69-81.

Uhlenbeck G.E., Ornstein L.S. On the theory of Brownian Motion. Phys. Rev., 1930, vol. 36(5), pp. 823–841. https://doi.org/10.1103/PhysRev.36.823


Просмотров аннотации: 129
Загрузок PDF: 72
Опубликован
2023-10-31
Как цитировать
Slavutskaya, E., & Slavutskii, L. (2023). ИНТЕГРО-ДИФФЕРЕНЦИОННЫЙ ПРИНЦИП В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: О ВОЗМОЖНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ В РАМКАХ СТРУКТУРНОЙ ТЕОРИИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(5), 88-108. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-5-88-108
Раздел
Психологические исследования