МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА КРИТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

Ключевые слова: критическое чтение, критическое мышление, публицистический текст, иностранный язык, кластер, эффективное чтение, рефлексия, толерантность, межкультурная коммуникация

Аннотация

С развитием Интернета мир стал больше, а люди в нём ближе благодаря социальным сетям, блоггерам, стримерам и тем, кто собирает мультикультурную аудиторию. Крупные компании и малый бизнес постоянно налаживают международное взаимодействие. Всё это диктует необходимость формирования готовности к межкультурному общению и сотрудничеству, умения идти на компромисс и уважать чужую точку зрения. В этой связи способность критически мыслить сейчас более важна, чем когда-либо прежде в истории человечества, и формирование навыка критического восприятия информации в целом и критического чтения в частности у студентов высших учебных заведений становится достаточно актуальной задачей. Это, в свою очередь, стимулирует развитие многих смежных навыков, таких как исследовательский навык, навык общения, кросс культурная толерантность.

Будущим критически мыслящим специалистам необходимо уметь рассматривать любую проблему с разных сторон и находить решение, удовлетворяющее каждого. Критически мыслящий читатель должен обладать способностью понимать смысл текста и подтекст, заложенный автором, учитывать различные точки зрения, грамотно их анализировать и не обращать внимания на возможную предвзятость суждений.

Цель. В статье ставится задача рассмотреть методические приемы формирования навыка критического чтения зарубежной периодической печати. Работа с текстом рассматривается как система последовательных шагов. Авторы предлагают комплекс обучающих методик для формирования навыка критического чтения.

Результаты. В результате использования предлагаемых приемов сформируются умения формулировать цели и задачи, ставить гипотезы, оценивать свои и чужие суждения и выдвигать компромиссные решения. В дальнейшем чтение любой публикации позволит читателю оценить мнение автора, увидеть степень влияния передаваемой информации на читателя, а также полноценно воспринять информацию, передаваемую самим текстом.

Область применения результатов. Навык критического чтения открывает новые возможности для эффективного участия в иноязычном общении, благодаря которому взаимопонимание между разными национальностями становится реальностью.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Irina V. Rodionova, Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

доцент, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат филологических наук, магистр по направлению Менеджмент

Olga A. Titova, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

доцент, кафедра романо-германской филологии, кандидат педагогических наук, магистр по направлению Менеджмент

Литература

References

Golovina I.V., Titova O.A. K voprosu o leksiko-stilisticheskikh osobennostyakh gazetnykh zagolovkov v forme prostykh povestvovatel’nykh predlozheniy [Lexical and Stylistic Features of Newspaper Headlines Built in the Form of Simple Narrative Sentences]. Rol’ universitetov i muzeev v provedenii gumanitarnykh nauchnykh issledovaniy: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The Role of Universities and Museums in Humanitarian Research: Conference Proceedings]. Tula, 2011, pp. 178-180.

Zagashev I.O. Umenie zadavat’ voprosy [The Ability to Ask Questions]. Peremena, 2001, no. 4, pp. 8-13.

Rodionova I.V., Titova O.A. Povyshenie kachestva obucheniya gumanitarnym distsiplinam v kontekste trebovaniy FGOS [Improving the Quality of Teaching Humanitarian Disciplines in the Context of the Requirements of the Federal State Educational Standard]. Razvitie gumanitarnoy nauki v sovremennom sotsiokul’turnom prostranstve: sbornik statey [Development of Humanitarian Science in the Socio-cultural Space, Conference Proceedings], 2015, pp. 153-157.

Rodionova I.V., Titova O.A. Rol’ inoyazychnogo obrazovaniya v kontekste modernizatsii [The Role of Foreign Language Education in the Context of Modernization]. Sovremennye problemy prava i upravleniya: sbornik dokladov 6-y mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Contemporary Issues of Law and Management, Conference Proceedings]. ANO VPO Institut zakonovedeniya i upravleniya VPA, 2016, pp. 248-252.

Rodionova I., Titova O., Bogatov A., Bogatova Y., Golovina I. The Improvement of Students’ Oral Speech Skills in the Course of Work with a Literary Text. ICERI2020 Proceedings, 2020, pp. 7972-7978.

Rodionova I.V., Antyufeeva Yu.N. Slagaemye professionalizma uchitelya inostrannogo yazyka [Professionalism of a Foreign Language Teacher]. Aktual’nye problemy germanistiki, romanistiki i rusistiki [Contemporary Issues of Germanic Studies, Romance Studies and Russian Studies, Conference Proceedings]. 2016, no 2., pp. 58-65.

Titova O.A. Lingvostilisticheskie osobennosti autentichnogo teksta inoyazychnykh periodicheskikh izdaniy [Linguo-stylistic Features of the Authentic Text of Foreign-language Periodicals]. Universitet XXI veka: nauchnoe izmerenie: materialy nauchnoy konferentsii professorsko-prepodavatel’skogo sostava, aspirantov, magistrantov i soiskateley TGPU im. L.N. Tolstogo [University of the XXI Century: Scientific Dimension, Conference Proceedings]. Tula, 2011, pp. 300-303.

Titova O., Kudinova V., Rodionova I., Golovina I., Kudinova I. Authentic Mass Media Texts as the Basis of Foreign Language and Culture Teaching. ICERI2019 Proceedings, 2019, pp. 5570-5574.

Braus J.A., Wood D. Environmental Education in the Schools – Creating a Program that Works! Washington: Peace Corps, 1993, 345 p.

Lindsay G., Hull K., Thompson R. Creative and Critical Thinking. Reader in General Psychology, Issue 3. Subject of Cognition, 2015,pp 156-167.

Meredith K., Steel J. Classrooms of Wonder and Wisdom: Reading, Writing, and Critical Thinking for the 21st Century. Corwin, 2010, 192 p.

Sternberg R.J., Halpern D.F. Critical Thinking in Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 2020, 390 p.

Vaughn J., Estes T. Reading and Reasoning beyond the Primary Grades. Boston: Allyn & Bacon, 1986, 662 p.

Vitamin de. Journal für junge Deutschlerner. URL: https://www.vitaminde.de (accessed July 18, 2023)

Список литературы

Головина И.В., Титова О.А. К вопросу о лексико-стилистических особенностях газетных заголовков в форме простых повествовательных предложений // Роль университетов и музеев в проведении гуманитарных научных исследований: материалы VI Международной научно-практической конференции. ответственный редактор О.Г. Вронский. 2011. С. 178-180.

Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Перемена. 2001. № 4.С. 8-13.

Родионова И.В., Титова О.А. Повышение качества обучения гуманитарным дисциплинам в контексте требований ФГОС // Развитие гуманитарной науки в современном социокультурном пространстве: сборник статей. / Отв. ред. Ю.В. Иванова. 2015. С. 153-157.

Родионова И.В., Титова О.А. Роль иноязычного образования в контексте модернизации // Современные проблемы права и управления: сборник докладов 6-й международной научной конференции. АНО ВПО Институт законоведения и управления ВПА. 2016. С. 248-252.

Rodionova I., Titova O., Bogatov A., Bogatova Y., Golovina I. The Improvement of Students’ Oral Speech Skills in the Course of Work with a Literary Text // ICERI2020 Proceedings, 2020, pp. 7972-7978.

Родионова И.В., Антюфеева Ю.Н. Слагаемые профессионализма учителя иностранного языка // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2016. № 2. С. 58-65.

Титова О.А. Лингвостилистические особенности аутентичного текста иноязычных периодических изданий // Университет XXI века: научное измерение: материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. 2011. С. 300-303.

Titova O., Kudinova V., Rodionova I., Golovina I., Kudinova I. Authentic Mass Media Texts as the Basis of Foreign Language and Culture Teaching // ICERI2019 Proceedings, 2019, pp. 5570-5574.

Braus J.A., Wood D. Environmental Education in the Schools – Creating a Program that Works! Washington: Peace Corps, 1993, 345 p.

Lindsay G., Hull K., Thompson R. Creative and Critical Thinking // Reader in General Psychology, Issue 3. Subject of Cognition, 2015, pp 156-167.

Meredith K., Steel J. Classrooms of Wonder and Wisdom: Reading, Writing, and Critical Thinking for the 21st Century. Corwin, 2010, 192 p.

Sternberg R.J., Halpern D.F. Critical Thinking in Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 2020, 390 p.

Vaughn J., Estes T. Reading and Reasoning beyond the Primary Grades. Boston: Allyn & Bacon, 1986, 662 p.

Vitamin de. Journal für junge Deutschlerner. URL: https://www.vitaminde.de (дата обращения: 18.07.2023)


Просмотров аннотации: 80
Загрузок PDF: 66
Опубликован
2023-10-31
Как цитировать
Rodionova, I., & Titova, O. (2023). МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА КРИТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(5), 7-23. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-5-7-23
Раздел
Педагогические исследования