ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ
Аннотация
Введение. Повышение академической успеваемости студентов является одной из актуальных проблем современного высшего образования, поскольку успеваемость является определяющим показателем готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности. Академическая успеваемость зависит от многих факторов, среди которых авторы особо выделяют умение и желание учиться как основу образовательной самостоятельности.
Цель исследования. Целью исследования является изучение степени влияния сформированности мотивационной сферы и умений самостоятельной работы, определяющих образовательную самостоятельность, на академическую успеваемость.
Материалы и методы. Для достижения исследовательских задач использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, сравнительный и корреляционный анализ. Результаты обрабатывались методами математической статистики в программе SPSS Statistics 26.
Результаты. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что сформированность умений самостоятельной работы имеет взаимосвязь с академической успеваемостью, при этом выявлены сильные положительные взаимосвязи между показателями по всем пяти блокам умений самостоятельной работы, а также внутренней и внешней положительной мотивацией. Представлены практические рекомендации по поддержанию оптимальной мотивации обучающихся.
Область применения. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения факторов, оказывающих влияние на академическую успеваемость и поиска путей ее повышения.
Заключение. Проанализировав результаты, авторы пришли к выводу, что важными условиями академической успеваемости является сформированность структуры самостоятельной учебной деятельности студентов, а также ведущая роль их внутренней и внешней положительной мотивации. Высшие учебные достижения оказываются возможными только при высоких уровнях сформированности структуры собственной учебной деятельности студентов и их положительной мотивации. Отсюда вытекают два главных направления, связанных с предупреждением академической неуспеваемости и отсева студентов: формирование у них оптимальных способов самостоятельного решения учебных, а в будущем и профессиональных задач и, кроме того, высокой положительной мотивации на всех ее иерархических уровнях.
Скачивания
Литература
Список литературы
Иванушкина Н. В. Исследование готовности студентов к самообразованию в условиях онлайн-обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-1. С.156-159.
Колесникова Е. И. Академическая успеваемость студентов технического вуза с различным стилем мышления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2014. № 2 (16). С. 18-32.
Кононыхина О. В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и массовых наук. 2021. № 2-1 (53). С. 107-111.
Лебедева К. С. Основные этапы становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 2 (20). С. 41-47. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2018-2-41-47.
Литвинова А. В. Целеполагание студентов с разным уровнем академической успеваемости // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 708-721. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721
Лызь Н. А. Образовательная деятельность студентов в интернет-пространстве: готовность и самоэффективность / Н. А. Лызь, О. Н. Истратова // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 4. С. 661-680. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.661-680
Милованова Г. В. Определение значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе / Г. В. Милованова, И. В. Харитонова, С. Н. Фомина, А. Ф. Дайкер // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 2 (87). С. 218-229.
Милованова Г. В. Сравнительный анализ мотивационных особенностей студентов на разных этапах обучения / Г. В. Милованова, Н. М. Куляшова, Е. Ю. Шемякина // Концепт. 2022. №. 6. С. 46-57. https://doi.org/10.24412/2304-120Х-2022-11043
Мирошниченко И. Н. Формирование самостоятельности как качества личности студентов в контексте становления их индивидуальной образовательной траектории // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-3. С. 202-205.
Мужиченко С. В. Особенности профессиональной мотивации студентов разного уровня академической успешности / С. В. Мужиченко, И. В. Абакумов // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 2022. Т.5, №5. С. 65-75. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75
Орлова В. В. Практика исследования академической успеваемости студентов технического университета/ В. В. Орлова, Н. С. Корнющенко-Ермолаева, П. Е. Троян // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С.17-22.
Халифаева О. А. Взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов / О. А. Халифаева, Н. Ю. Коленкова, И. Ю. Тюрина, Ф. Г. Фадина // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 7. С. 52–76. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-52-76
Хизроева З. М. Психолого-педагогические факторы эффективности учебной деятельности студентов / З. М. Хизроева, Э. М. Кимпаева // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2010. №3. С.87-91.
Якунин В. А. Педагогическая психология: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В. А.: Полиус, 1998. 638 с.
Agustiani H., Cahyad S., & Musa M. Self-efficacy and self-regulated learning as predictors of students academic performance // The Open Psychology Journal, 2016, vol. 9 (1), pp.1-6. https://doi.org/10.2174/1874350101609010001
Kauffman H. A. Review of Predictive Factors of Student Success in and Satisfaction with Online Learning // Research in Learning Technology, 2015, vol. 23. http://doi.org/10.3402/rlt.v23.26507
Morris T.H. Self-directed learning: A fundamental competence in a rapidly changing world // Int Rev Educ, 2019, vol. 65, рр. 633-653. https://doi.org/10.1007/s11159-019-09793-2
Renzhong Peng, Rongrong Fu. The effect of Chinese EFL students’ learning motivation on learning outcomes within a blended learning environment // Australasian Journal of Educational Technology, 2021, vol. 37(6), pp. 175-192. https://doi.org/10.14742/ajet.6235
Ryan Richard, Deci Edward. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology, 2020, vol. 61. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860
Sanrong Xiao, Kang Yao, Ting Wang. The Relationships of Self-regulated Learning and Academic Achievement in University Students // SHS Web Conf., vol. 60, 01003 (2019). https://doi.org/10.1051/shsconf/20196001003
References
Ivanushkina N. V. Issledovanie gotovnosti studentov k samoobrazo-vaniyu v usloviyakh onlayn-obucheniya v vuze [The study of students’ readiness for self-education in the context of online learning in higher education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2021, no. 70-1, pp. 156-159.
Kolesnikova E. I. Akademicheskaya uspevaemost’ studentov tekhnicheskogo vuza s razlichnym stilem myshleniya [Academic performance of students of a technical university with different thinking styles]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Psikhologiya, 2014, no. 2 (16), pp. 18-32.
Kononykhina O. V. Motivatsiya studentov pri distantsionnom obuche-nii [Student motivation in distance learning]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i massovykh nauk, 2021, no. 2-1 (53), pp. 107-111.
Lebedeva K. S. Osnovnye etapy stanovleniya obrazovatel’noy samo-stoyatel’nosti bakalavrov pedagogicheskogo napravleniya [The main stages of formation of educational independence of bachelors of pedagogical direction]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, 2018, no. 2 (20), pp. 41-47. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2018-2-41-47
Litvinova A. V. Tselepolaganie studentov s raznym urovnem akademicheskoy uspevaemosti [Goal-setting of students with different levels of academic achievement]. Integratsiya obrazovaniya, 2022, vol. 26, no. 4, pp. 708-721. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721
Lyz’ N. A., Istratova O. N. Obrazovatel’naya deyatel’nost’ studentov v internet-prostranstve: gotovnost’ i samoeffektivnost’ [Educational activities of students in the Internet space: readiness and self-efficacy]. Integratsiya obrazovaniya, 2021, vol. 25, no. 4, pp. 661-680. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.661-680
Milovanova G. V. Opredelenie znachimykh umeniy samostoyatel’noy raboty dlya uspeshnogo obucheniya v vuze [Determination of meaningful skills of independent work for successful learning in higher education] / G. V. Milovanova, I. V. Kharitonova, S. N. Fomina, A. F. Dayker. Integratsiya obrazovaniya, 2017, vol. 21, no. 2 (87), pp. 218-229.
Milovanova G. V. Sravnitel’nyy analiz motivatsionnykh osobennostey studentov na raznykh etapakh obucheniya [Comparative analysis of motivational characteristics of students at different stages of training] / G. V. Milovanova, N. M. Kulyashova, E. Yu. Shemyakina. Kontsept, 2022, no. 6, pp. 46-57. https://doi.org/10.24412/2304-120Kh-2022-11043
Miroshnichenko I. N. Formirovanie samostoyatel’nosti kak kachestva lichnosti studentov v kontekste stanovleniya ikh individual’noy obrazovatel’noy traektorii [Formation of independence as a personality trait of students in the context of the formation of their individual educational trajectory]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2022, no. 74-3, pp. 202-205.
Muzhichenko S. V., Abakumova I. V. Osobennosti professional’noy motivatsii studentov raznogo urovnya akademicheskoy uspeshnosti [Features of professional motivation of students of different levels of academic success]. Innovatsi-onnaya nauka: psikhologiya, pedagogika, defektologiya, 2022, vol. 5, no. 5, pp. 65-75. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75
Orlova V. V. Praktika issledovaniya akademicheskoy uspevaemosti studentov tekhnicheskogo universiteta [The practice of studying the academic performance of students of a technical university] / V. V. Orlova, N. S. Kornyushchenko-Ermolaeva, P. E. Troyan. Vysshee obrazovanie segodnya, 2017, no. 3, pp. 17-22.
Khalifaeva O. A. Vzaimosvyaz’ stiley myshleniya i akademicheskoy uspevaemosti studentov [Relationship between thinking styles and academic performance of students] / O. A. Khalifaeva, N. Yu. Kolenkova, I. Yu. Tyurina, A. G. Fadina. Obrazovanie i nauka, 2020, vol. 22, no. 7, pp. 52-76. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-52-76
Khizroeva Z. M., Kimpaeva E. A. Psikhologo-pedagogicheskie faktory effektivnosti uchebnoy deyatel’nosti studentov [Psychological and pedagogical factors of the effectiveness of students’ educational activities]. Izvestiya DGPU. Psikhologo-pedagogicheskie nauki, 2010, no. 3, pp. 87-91.
Yakunin V. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie [Pedagogical psychology]. Sankt-Peterburg: Izdatel’stvo Mikhaylova V. A.: Polius, 1998, 638 p.
Agustiani H., Cahyad S., & Musa M. Self-efficacy and self-regulated learning as predictors of students academic performance. The Open Psychology Journal, 2016, vol. 9 (1), pp. 1-6. https://doi.org/10.2174/1874350101609010001
Kauffman H. A. Review of Predictive Factors of Student Success in and Satisfaction with Online Learning. Research in Learning Technology, 2015, vol. 23. http://doi.org/10.3402/rlt.v23.26507
Morris T.H. Self-directed learning: A fundamental competence in a rapidly changing world. Int Rev Educ, 2019, vol. 65, pp. 633-653. https://doi.org/10.1007/s11159-019-09793-2
Renzhong Peng, Rongrong Fu. The effect of Chinese EFL students’ learning motivation on learning outcomes within a blended learning environment. Australasian Journal of Educational Technology, 2021, vol. 37(6), pp. 175-192. https://doi.org/10.14742/ajet.6235
Ryan Richard, Deci Edward. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, 2020, vol. 61. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860
Sanrong Xiao, Kang Yao, Ting Wang. The Relationships of Self-regulated Learning and Academic Achievement in University Students. SHS Web Conf., vol. 60, 01003 (2019). https://doi.org/10.1051/shsconf/20196001003
Просмотров аннотации: 151 Загрузок PDF: 93
Copyright (c) 2023 Galina V. Milovanova, Natalya M. Kulyashova, Elena Yu. Shemyakina
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.