ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS РОССИЯ

  • Milena A. Akopova Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновск https://orcid.org/0000-0001-6705-1329
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, итоговая государсвенная аттестация, экзаменационный стресс, экзаменационная тревога, психологическое сопровождение студентов

Аннотация

В настоящее время с учетом компетентностного подхода в образовательные стандарты среднего профессионального образования вводится в качестве одной из форм итоговой аттестации демонстрационный экзамен. Демонстрационный экзамен обладает большим потенциалом в оценке профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы, однако его организация и проведение создает множество проблем, одна из которых – повышение экзаменационного стресса и рост экзаменационной тревоги у студентов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить экзаменационный стресс как ситуацию, приводящую к негативным физиологическим и психологическим проявлениям; как ситуацию испытания для студента, требующую повышенного самообладания, активизации коммуникативных и интеллектуальных и других ресурсов. Экзаменационная тревога может негативно сказаться на результатах обучения студентов, а также привести к разочарованию в профессии, поэтому в процессе подготовки студентов к демонстрационному экзамену мы считаем важным аспектом организацию их психологического сопровождения.

В проведенном исследовании, описанном в данной статье, был диагностирован уровень тревоги (Шкала тревоги Спилбергера-Ханина) и психологического стресса (Шкала психологического стресса) студентов на всех этапах организации психологического сопровождения, которая включала три направления работы: психологическое просвещение, тренинговая работа с группой студентов с наиболее высокими показателями тревоги и стресса и индивидуальное психологическое консультирование. Данные, полученные по результатам анкетирования и психологической диагностики (с использованием методов математической статистики) показали, что наиболее эффективным направлением работы является проведение групповых тренинговых занятий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Milena A. Akopova, Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновск

доцент кафедры специальной педагогики и естественнонаучных дисциплин, кандидат психологических наук

Литература

Список литературы

Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 70–74.

Методика подготовки демонстрационному экзамену: учебное пособие / А. И. Лыжин, А. А. Коновалов, В. Н. Некрасова. Екатеринбург: Трикс, 2022. 56 с.

Миронова О.И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 159–170. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-159-170

Мурованая Н. Н. Модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов в области дошкольного и начального общего образования: концептуальные и технологические основы // Гуманитарные науки. 2020. № 1 (49). С. 60–64.

Несына С.В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21. № 10. С. 23–28

Пирожникова А. М., Овчинникова Е. И., Лысикова Т. С. Стандарты WorldSkills в подготовке бакалавров педагогического образования: демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178–192. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-178-192

Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. 592 с.

Шармин Д.В., Шармин В.Г. Компетентностный подход в высшем образовании России: двадцать лет спустя // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 64-72.

Якунчев М. А., Жукова Н. В., Маскаева Т. А., Ляпина О. А. Модернизация государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 65–77.

Kuchuk O.V., Strizhavchuk N.S. Psychological support of students in preparation for Worldskills international championship // Педагогика и психология: вопросы теории и практики, 2022. №2. С. 6-12. https://doi.org/10.54092/26868822_2022_2_6

Cassady J. C., Johnson R. E. Cognitive test anxiety and academic performance // Contemporary Educational Psychology, 2002, vol. 27(2), pp. 270-295. https://doi.org/10.1006/ceps.2001.1094

Hancock DR. Effects of test anxiety and evaluative threat on students‘ achievement and motivation // Journal Education Research, 2001, vol. 94(5), pp. 284-290. https://doi.org/10.1080/00220670109598764

Quek T. T.-C., Tam W. W.-S., Tran B. X., Zhang M., Zhang Z., Ho C. S.-H., Ho R. C.-M. The global prevalence of anxiety among medical students: A meta-analysis // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, vol. 16(15), Article 2735. https://doi.org/10.3390/ijerph16152735

Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psychological Bulletin, 2012, vol. 138(2), pp. 353–387. https://doi.org/10.1037/a0026838

Zeidner M. Test anxiety in educational contexts. In Schutz P. A., Pekrun R. (Eds.), Emotion in education. Elsevier, 2007, 2 September, pp. 165–184. https://doi.org/10.1016/B978-012372545-5/50011-3

References

Vodyakha S.A. Prediktory psikhologicheskogo blagopoluchiya studentov [Predictors of psychological well-being of students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 1, pp. 70-74.

Metodika podgotovki demonstratsionnomu ekzamenu: uchebnoe posobie [Methodology of preparation for the demonstration exam: textbook] / A. I. Lyzhin, A. A. Konovalov, V. N. Nekrasova. Ekaterinburg: Triks, 2022, 56 p.

Mironova O.I. Podkhody k izucheniyu ekzamenatsionnogo stressa u studentov [Approaches to the study of exam stress in students]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [Pedagogy and psychology of education], 2021, no. 1, pp. 159-170. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-159-170

Murovanaya N. N. Model’ praktiko-orientirovannoy podgotovki budushchikh pedagogov v oblasti doshkol’nogo i nachal’nogo obshchego obrazovaniya: kontseptual’nye i tekhnologicheskie osnovy Model of practice-oriented training of future teachers in the field of preschool and primary general education: conceptual and technological foundations [Model of practice-oriented training of future teachers in the field of preschool and primary general education: conceptual and technological foundations]. Gumanitarnye nauki [Humanities], 2020, no. 1 (49), pp. 60-64.

Nesyna S.V. Demonstratsionnyy ekzamen v podgotovke budushchikh pedagogov [Demonstration exam in the preparation of future teachers]. Obrazovatel’nyy vestnik «Soznanie» [Educational bulletin “Consciousness”], 2019, vol. 21, no. 10, pp. 23-28.

Pirozhnikova A. M., Ovchinnikova E. I., Lysikova T. S. Standarty WorldSkills v podgotovke bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya: demonstratsionnyy ekzamen v ramkakh itogovoy attestatsii [WorldSkills standards in the preparation of bachelors of pedagogical education: a demonstration exam as part of the final certification]. Pedagogicheskiy IMIDZh [Pedagogical IMAGE], 2022, vol. 16, no. 2 (55), pp. 178-192. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-178-192

Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya [Practical psychology of education]/ ed. I.V. Dubrovina. SPb.: Piter, 2004, 592 p.

Sharmin D.V., Sharmin V.G. Kompetentnostnyy podkhod v vysshem obrazovanii Rossii: dvadtsat’ let spustya [Competence approach in higher education in Russia: twenty years later]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2021, no. 3 (146), pp. 64-72.

Yakunchev M. A., Zhukova N. V., Maskaeva T. A., Lyapina O. A. Modernizatsiya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii vypusknikov pedagogicheskogo vuza [Modernization of the state final certification of graduates of a pedagogical university]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of science and education], 2019, no. 6 (42), pp. 65-77.

Kuchuk O.V., Strizhavchuk N.S. Psychological support of students in preparation for Worldskills international championship. Pedagogika i psikhologiya: voprosy teorii i praktiki [Pedagogy and psychology: questions of theory and practice], 2022, no. 2, pp. 6-12. https://doi.org/10.54092/26868822_2022_2_6

Cassady J. C., Johnson R. E. Cognitive test anxiety and academic performance. Contemporary Educational Psychology, 2002, vol. 27(2), pp. 270-295. https://doi.org/10.1006/ceps.2001.1094

Hancock DR. Effects of test anxiety and evaluative threat on students‘ achievement and motivation. Journal Education Research, 2001, vol. 94(5), pp. 284-290. https://doi.org/10.1080/00220670109598764

Quek T. T.-C., Tam W. W.-S., Tran B. X., Zhang M., Zhang Z., Ho C. S.-H., Ho R. C.-M. The global prevalence of anxiety among medical students: A meta-analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, vol. 16(15), Article 2735. https://doi.org/10.3390/ijerph16152735

Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 2012, vol. 138(2), pp. 353-387. https://doi.org/10.1037/a0026838

Zeidner M. Test anxiety in educational contexts. In Schutz P. A., Pekrun R. (Eds.), Emotion in education. Elsevier, 2007, 2 September, pp. 165-184. https://doi.org/10.1016/B978-012372545-5/50011-3


Просмотров аннотации: 131
Загрузок PDF: 50
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Akopova, M. (2023). ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS РОССИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(3), 201-220. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-3-201-220
Раздел
Психологические исследования