ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS РОССИЯ
Аннотация
В настоящее время с учетом компетентностного подхода в образовательные стандарты среднего профессионального образования вводится в качестве одной из форм итоговой аттестации демонстрационный экзамен. Демонстрационный экзамен обладает большим потенциалом в оценке профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы, однако его организация и проведение создает множество проблем, одна из которых – повышение экзаменационного стресса и рост экзаменационной тревоги у студентов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить экзаменационный стресс как ситуацию, приводящую к негативным физиологическим и психологическим проявлениям; как ситуацию испытания для студента, требующую повышенного самообладания, активизации коммуникативных и интеллектуальных и других ресурсов. Экзаменационная тревога может негативно сказаться на результатах обучения студентов, а также привести к разочарованию в профессии, поэтому в процессе подготовки студентов к демонстрационному экзамену мы считаем важным аспектом организацию их психологического сопровождения.
В проведенном исследовании, описанном в данной статье, был диагностирован уровень тревоги (Шкала тревоги Спилбергера-Ханина) и психологического стресса (Шкала психологического стресса) студентов на всех этапах организации психологического сопровождения, которая включала три направления работы: психологическое просвещение, тренинговая работа с группой студентов с наиболее высокими показателями тревоги и стресса и индивидуальное психологическое консультирование. Данные, полученные по результатам анкетирования и психологической диагностики (с использованием методов математической статистики) показали, что наиболее эффективным направлением работы является проведение групповых тренинговых занятий.
Скачивания
Литература
Список литературы
Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 70–74.
Методика подготовки демонстрационному экзамену: учебное пособие / А. И. Лыжин, А. А. Коновалов, В. Н. Некрасова. Екатеринбург: Трикс, 2022. 56 с.
Миронова О.И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 159–170. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-159-170
Мурованая Н. Н. Модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов в области дошкольного и начального общего образования: концептуальные и технологические основы // Гуманитарные науки. 2020. № 1 (49). С. 60–64.
Несына С.В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21. № 10. С. 23–28
Пирожникова А. М., Овчинникова Е. И., Лысикова Т. С. Стандарты WorldSkills в подготовке бакалавров педагогического образования: демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 178–192. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-178-192
Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. 592 с.
Шармин Д.В., Шармин В.Г. Компетентностный подход в высшем образовании России: двадцать лет спустя // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 64-72.
Якунчев М. А., Жукова Н. В., Маскаева Т. А., Ляпина О. А. Модернизация государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 65–77.
Kuchuk O.V., Strizhavchuk N.S. Psychological support of students in preparation for Worldskills international championship // Педагогика и психология: вопросы теории и практики, 2022. №2. С. 6-12. https://doi.org/10.54092/26868822_2022_2_6
Cassady J. C., Johnson R. E. Cognitive test anxiety and academic performance // Contemporary Educational Psychology, 2002, vol. 27(2), pp. 270-295. https://doi.org/10.1006/ceps.2001.1094
Hancock DR. Effects of test anxiety and evaluative threat on students‘ achievement and motivation // Journal Education Research, 2001, vol. 94(5), pp. 284-290. https://doi.org/10.1080/00220670109598764
Quek T. T.-C., Tam W. W.-S., Tran B. X., Zhang M., Zhang Z., Ho C. S.-H., Ho R. C.-M. The global prevalence of anxiety among medical students: A meta-analysis // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, vol. 16(15), Article 2735. https://doi.org/10.3390/ijerph16152735
Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psychological Bulletin, 2012, vol. 138(2), pp. 353–387. https://doi.org/10.1037/a0026838
Zeidner M. Test anxiety in educational contexts. In Schutz P. A., Pekrun R. (Eds.), Emotion in education. Elsevier, 2007, 2 September, pp. 165–184. https://doi.org/10.1016/B978-012372545-5/50011-3
References
Vodyakha S.A. Prediktory psikhologicheskogo blagopoluchiya studentov [Predictors of psychological well-being of students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 1, pp. 70-74.
Metodika podgotovki demonstratsionnomu ekzamenu: uchebnoe posobie [Methodology of preparation for the demonstration exam: textbook] / A. I. Lyzhin, A. A. Konovalov, V. N. Nekrasova. Ekaterinburg: Triks, 2022, 56 p.
Mironova O.I. Podkhody k izucheniyu ekzamenatsionnogo stressa u studentov [Approaches to the study of exam stress in students]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [Pedagogy and psychology of education], 2021, no. 1, pp. 159-170. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-159-170
Murovanaya N. N. Model’ praktiko-orientirovannoy podgotovki budushchikh pedagogov v oblasti doshkol’nogo i nachal’nogo obshchego obrazovaniya: kontseptual’nye i tekhnologicheskie osnovy Model of practice-oriented training of future teachers in the field of preschool and primary general education: conceptual and technological foundations [Model of practice-oriented training of future teachers in the field of preschool and primary general education: conceptual and technological foundations]. Gumanitarnye nauki [Humanities], 2020, no. 1 (49), pp. 60-64.
Nesyna S.V. Demonstratsionnyy ekzamen v podgotovke budushchikh pedagogov [Demonstration exam in the preparation of future teachers]. Obrazovatel’nyy vestnik «Soznanie» [Educational bulletin “Consciousness”], 2019, vol. 21, no. 10, pp. 23-28.
Pirozhnikova A. M., Ovchinnikova E. I., Lysikova T. S. Standarty WorldSkills v podgotovke bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya: demonstratsionnyy ekzamen v ramkakh itogovoy attestatsii [WorldSkills standards in the preparation of bachelors of pedagogical education: a demonstration exam as part of the final certification]. Pedagogicheskiy IMIDZh [Pedagogical IMAGE], 2022, vol. 16, no. 2 (55), pp. 178-192. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-178-192
Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya [Practical psychology of education]/ ed. I.V. Dubrovina. SPb.: Piter, 2004, 592 p.
Sharmin D.V., Sharmin V.G. Kompetentnostnyy podkhod v vysshem obrazovanii Rossii: dvadtsat’ let spustya [Competence approach in higher education in Russia: twenty years later]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2021, no. 3 (146), pp. 64-72.
Yakunchev M. A., Zhukova N. V., Maskaeva T. A., Lyapina O. A. Modernizatsiya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii vypusknikov pedagogicheskogo vuza [Modernization of the state final certification of graduates of a pedagogical university]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of science and education], 2019, no. 6 (42), pp. 65-77.
Kuchuk O.V., Strizhavchuk N.S. Psychological support of students in preparation for Worldskills international championship. Pedagogika i psikhologiya: voprosy teorii i praktiki [Pedagogy and psychology: questions of theory and practice], 2022, no. 2, pp. 6-12. https://doi.org/10.54092/26868822_2022_2_6
Cassady J. C., Johnson R. E. Cognitive test anxiety and academic performance. Contemporary Educational Psychology, 2002, vol. 27(2), pp. 270-295. https://doi.org/10.1006/ceps.2001.1094
Hancock DR. Effects of test anxiety and evaluative threat on students‘ achievement and motivation. Journal Education Research, 2001, vol. 94(5), pp. 284-290. https://doi.org/10.1080/00220670109598764
Quek T. T.-C., Tam W. W.-S., Tran B. X., Zhang M., Zhang Z., Ho C. S.-H., Ho R. C.-M. The global prevalence of anxiety among medical students: A meta-analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, vol. 16(15), Article 2735. https://doi.org/10.3390/ijerph16152735
Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 2012, vol. 138(2), pp. 353-387. https://doi.org/10.1037/a0026838
Zeidner M. Test anxiety in educational contexts. In Schutz P. A., Pekrun R. (Eds.), Emotion in education. Elsevier, 2007, 2 September, pp. 165-184. https://doi.org/10.1016/B978-012372545-5/50011-3
Просмотров аннотации: 176 Загрузок PDF: 82
Copyright (c) 2023 Milena A. Akopova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.