ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

  • Yulia I. Vostokova Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0001-5265-686X
  • Irina N. Dvornikova Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
  • Alyona S. Shpyrkova Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0003-3943-3746
Ключевые слова: уровень субъективного контроля, локус контроля, типы культур, ответственность, современное студенчество

Аннотация

Статья посвящена исследованию уровня субъективного контроля студентов с разным типом культурно-ценностных ориентаций. Актуальность исследования обусловлена тем, что феномен уровня субъективного контроля определяет ответственность личности, направленность ее действий, что в период освоения профессии особенно значимо для современного общества. На формирование уровня субъективного контроля личности оказывают влияние ее индивидуально-типологические особенности, воспитание; социальное окружение и культура. Поэтому для выстраивания стратегий по оптимизации профессиональной подготовки современных студентов важно знать их принадлежность к той или иной культуре.

Целью статьи является рассмотрение особенности взаимосвязи уровня субъективного контроля студентов с разным типом культурно-ценностных ориентаций.

Методы: опросник УСК Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда; теста культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда в адаптации Л.Г. Почебут.

В результате исследования определена принадлежность студентов к трем типам культур: традиционной, современной и динамически развивающейся. Выявлены и проанализированы особенности показателей интернальности студентов каждого типа культуры в разных сферах (достижения, неудачи, семья, производственные и семейные отношения). Доказано, что принадлежность к типу культуры оказывает статистически значимое влияние на уровень субъективного контроля личности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Yulia I. Vostokova, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

старший преподаватель кафедры общей и практической психологии

Irina N. Dvornikova, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии

Alyona S. Shpyrkova, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

студентка психолого-педагогического факультета

Литература

Список литературы

Горская Н.Е., Глызина В.Е., Федорюк А.В. Исследование особенностей уровня субъективного контроля студентов в образовательном пространстве // Казанский педагогический журнал. 2019. 2(133). С. 121-125.

Давудова А.Р., Далгатов М.М., Магомедханова У.Ш. Личностные ценности студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 147-151.

Здор Е.Ю. Емельянова Е.В. Особенности интернальности локуса контроля студентов-психологов // Национальная ассоциация учёных. 2017. № 4 (31). С. 37-39.

Зобнина Т.В. Особенности самоотношения у студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля // Вестник Костромского государственного университета. 2021. С. 65-70. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-65-70

Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Локус контроля учащихся среднего профессионального образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 2 (13). С. 32-45

Мешкова И.В. Особенности профессионального развития студентов с разными уровнями ответственности // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 133-142. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.46.3.012

Михайлова И.В., Жаркова Ю.П. Особенности самоактуализации и локуса контроля у студентов с разным уровнем прокрастинации // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 3. С. 24-38. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-24-38

Пантилеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / под ред.А. А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987. C. 278-285.

Плотникова Е.С. Взаимосвязь локуса контроля на способности к самоуправлению // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Биробиджар: 2020. С. 42-46.

Rotter J.В. Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable // American Psychologist. 1989. 45. С. 489-493.

References

Gorskaja N.E., Glyzina V.E., Fedorjuk A.V. Issledovanie osobennostej urovnja sub#ektivnogo kontrolja studentov v obrazovatel’nom prostranstve [The study of the peculiarities of the level of subjective control of students in the educational space]. Kazan Pedagogical Journal, 2019, no. 2(133), pp. 121-125.

Davudova A.R., Dalgatov M.M., Magomedhanova U.Sh. Lichnostnye cennosti studentov s internal’nym i eksternal’nym lokusom kontrolya [Personal values of students with internal and external locus of control]. The world of science, culture, education, 2016, no. 4 (59), pp. 147-151.

Zdor E.Yu., Emel’yanova E.V. Osobennosti internal’nosti lokusa kontrolya studentov-psihologov [Features of internality of the locus of control of psychology students]. National Association of Scientists, 2017, no. 4 (31), pp. 37-39.

Zobnina T.V., Kislyakova L.P. Osobennosti samootnosheniya u studentov s internal’nym i eksternal’nym lokusom kontrolya [Features of self-attitude among students with internal and external locus of control]. Bulletin of Kostroma State University, 2021, pp. 65-70. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-65-70

Krushel’nickaya O.I., Tret’yakova A.N. Lokus kontrolya uchashchihsya srednego professional’nogo obrazovaniya [Locus of control of secondary vocational education students]. Personality in a changing world: health, adaptation, development, 2016, no. 2 (13), pp. 32-45.

Meshkova I.V. Osobennosti professional’nogo razvitiya studentov s raznymi urovnyami otvetstvennosti [Meshkova I.V. Features of professional development of students with different levels of responsibility]. Vocational education and labor market, 2021, no. 3, pp. 133-142. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.46.3.012

Mihajlova I.V., ZHarkova Yu.P. Osobennosti samoaktualizacii i lokusa kontrolya u studentov s raznym urovnem prokrastinacii [Features of self-actualization and locus of control in students with different levels of procrastination]. Bulletin of the Moscow State Regional University, 2021, no. 3, pp. 24-38. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-24-38

Pantileev S.R. Metody izmerenija lokusa kontrolja [Methods of measuring the locus of control]. General psychodiagnostics. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1987, pp. 278-285.

Plotnikova E.S. Vzaimosvyaz’ lokusa kontrolya na sposobnosti k samoupravleniyu [The relationship of the locus of control on the ability to self-government]. Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Birobidzhar, 2020, pp. 42-46.

Rotter J.B. Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable, 1990, 45, pp. 489-493.


Просмотров аннотации: 107
Загрузок PDF: 44
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Vostokova, Y., Dvornikova, I., & Shpyrkova, A. (2023). ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(3), 157-170. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-3-157-170
Раздел
Психологические исследования