ВКЛАД ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ
Аннотация
Раскрываются тенденции изучения синдрома эмоционального выгорания в отечественных и зарубежных исследованиях. Показан вклад особенностей коммуникативных профессий, психических состояний педагогов в формирование эмоционального выгорания, психофизических, межличностных проблем, влияние на качество образовательных результатов.
Цель исследования – выявление связи структурных компонентов психических состояний с субфакторами и интегральным индексом эмоционального выгорания. В число задач исследования входило теоретическое изучение проблемы в современных психологических, педагогических и медицинских исследованиях; обнаружение специфики связи различных сторон психических состояний (депрессии, тревоги, стресса, психологического дискомфорта) с субфакторами синдрома эмоционального выгорания.
Методы и методология. Использованы классические методы исследований и математико-статистической обработки сведений, полученных с помощью тестирования по шкалам DАSS-21 S. Lоvibоnd, Р. Lоvibоnd, DERS K. L. Grаtz, L. Rоеmеr, GНQ-28 D.Р. Goldberg, V. Hiller, Р. Williams, опросника MBI/ПВ С. Maslach, S. Jackson.
Результаты. Интегральный показатель эмоционального выгорания у большинства педагогов регистрируется на среднем и высоком уровнях. В структуре эмоционального выгорания превалируют признаки деперсонализации и редукции (у начинающих педагогов) и эмоционального истощения (у педагогов со стажем). Обнаружены маркеры, указывающие на уязвимость педагогов с разным стажем педагогической деятельности к формированию синдрома эмоционального выгорания и его составляющих. В их числе сильный пролонгированный стресс, снижение тонических и тензионных характеристик психических состояний, соматические симптомы, эмоциональная дестабилизация.
Область применения результатов. Результаты исследования дополняют характеристику синдрома эмоционального выгорания и роль психических состояний в его развитии. Данные могут использоваться при разработки концептуального аппарата, отборе стратегий вмешательства, составления программы мероприятий по предупреждению синдрома эмоционального выгорания в условиях образовательной организации.
Скачивания
Литература
Список литературы
Антипина У. Д. Синдром профессионального выгорания / У. Д. Антипина, С. Н. Алексеева, Г. П. Антипин, С. В. Протодьяконов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Медицинские науки. 2017. №1 (6). С. 99–106.
Валиев Р. И. Сравнительное изучение распространенности эмоционального выгорания преподавателей и специалистов хирургического профиля / Р. И. Валиев, Ю. А. Кнни, О. Р. Радченко // Медицина труда и пром. экология. 2019. №9. С. 579–580.
Гунзунова Б. А. Компоненты эмоционального выгорания у различных категорий педагогических работников / Б. А. Гунзунова // Мир науки, культуры, образования. 2016. №1 (56). С. 241–245.
Золотарева А.А. Психометрические свойства русскоязычной версии шкалы воспринимаемого стресса (версии PSS-4, 10, 14) // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 1. С. 18-42. https://doi.org/10.17759/cpse.2023120102
Котова М.Б., Розанов В.Б., Иванова Е.И. Взаимосвязь между профессиональным выгоранием учителей и их отношением к своему здоровью и здоровому образу жизни // Профилактическая медицина. 2018. №21(5). С. 83-94. https://doi.org/10.17116/profmed20182105183
Перфекционизм и феномен самозванца как предикторы увлеченности работой и субъективного благополучия / Шевелева М.С., Золотарева А.А., Руднова Н.А., Корниенко Д.С., Пермякова Т.М. // Психол. журнал. 2022. T. 43. № 3 C. 80-88. https://doi.org/10.31857/S020595920020498-3
Поджио В.А., Зверева М.В. Риски профессионального выгорания у практикующих специалистов-психологов // Медицинская психология в России. 2020. №3 (62). https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-3-2
Руженкова В. В. Русскоязычная адаптация теста DASS-21 для скрининг-диагностики депрессии, тревоги и стресса / В. В. Руженкова, В. А. Руженков, И. С. Хамская // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019. №10. С. 39-46.
Сайбулаева Д. Г. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов / Д. Г. Сайбулаева, П. М. Кагирова // Мир науки, культуры, образования. 2018. №3 (70). С. 368–372.
Черных, А. А. Особенности проявлений синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов / А. А. Черных, Р. Д. Санжаева // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2017. №2. С. 75–80.
Abdullah A. S., and Ismail S. N. A Structural Equation Model Describes Factors Contributing Teachers’ Job Stress in Primary Schools // Int. J. Instruct. 2019. Vol. 12. Р. 1251–1262. https://doi.org/10.29333/iji.2019.12180a
Alаm A., Аhmаd M. The role of teachers’ emotional intelligence in enhancing student achievement // J. Asia Bus. Stud. 2018. С.31–43. Vol. 12. № 1. Р. 31-43. https://doi.org/10.1108/JABS-08-2015-0134
An Explanatory Model of Emotional Intelligence and Its Association with Stress, Burnout Syndrome, and Non-Verbal Communication in the University Teachers / Рuertas-Molero P., Zurita-Ortega F., Chacón-Cuberos R., Martínez-Martínez A., Castro-Sánchez M., González-Valero G. // J. Clin. Med. 2018. Vol.7. Р. 524. https://doi.org/10.3390/jcm7120524
Effects of mind-body exercises (Tai Chi/Yoga) on heart rate variability parameters and perceived stress: а systematic review with meta-analysis of randomized controlled trials / Liye Z., Jeffer-Eidi S., Wei G.X., Tao H., Yeung A., Barbosa-Neto O., Chen K., Sai-Chuen S. // J. Clin. Med. 2018. Vol. 7. Р. 404.
Effects of mind–body exercises (Tai Chi/Yoga) on heart rate variability parameters and perceived stress: A systematic review with meta-analysis of randomized controlled trials / Zou L., Sasaki J. E., Wei G. X., Huang T., Yeung A. S., Neto O. B., ... & Hui S. S. C. // Journal of Clinical Medicine. 2018. Vol. 7(11). 404 р.
Leaving the teaching profession: The role of teacher stress and educational accountability policies on turnover intent / Ryan S. V., Nathaniel P., Pendergast L. L., Saeki E., Segool N., and Schwing S. // Teaching Teacher Educ. 2017. Vol. 66. Р. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.03.016
Measuring the influence of stress and burnout in teacher-child relationship / Gаstaldi F. G. M., Раstа T., Lоngоbаrdi C., Рrinо L. E., & Quаqliа R. // European Journal of Education and Psychology. 2014. Vol. 7(1).Р. 17-28.
Mаslасh C., Leiter M.P. Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry // World Psychiatry. 2016. Vol. 15(2). P. 103-111. https://doi.org/10.1002/wps.20311
The Psychological State of Teachers During the COVID-19 Crisis: The Challenge of Returning to Face-to-Face Teaching / Оzаmiz-Еtxеbаrriа N., Sаntxo Berаsаtegi N., Idoiаgа Mondrаgon N. and Dosil Sаntаmаríа M. // Front. Psychol. 2021. Vol. 11, 620718. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.620718
References
Antipina U. D., Alekseeva S. N., Antipin G. P., Protod’yakonov S. V. Vestnik Severo-Vostochnogo federal’nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriya : Meditsin-skie nauki, 2017, no. 1 (6), pp. 99–106.
Valiev R. I., Knni Yu. A., Radchenko O. R. Meditsina truda i prom. Ekologiya, 2019, no. 9, pp. 579–580.
Gunzunova B. A. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 2016, no. 1 (56), pp. 241–245.
Zolotareva A.A. Klinicheskaya i spetsi-al’naya psikhologiya, 2023, vol. 12, no. 1, pp. 18-42. https://doi.org/10.17759/cpse.2023120102
Kotova M.B., Rozanov V.B., Ivanova E.I. Profilakticheskaya meditsina, 2018, no. 21(5), pp. 83-94. https://doi.org/10.17116/profmed20182105183
Sheveleva M.S., Zolotareva A.A., Rud-nova N.A., Kornienko D.S., Permyakova T.M. Psikhologicheskiy zhurnal, 2022, vol. 43, no. 3, pp. 80-88. https://doi.org/10.31857/S020595920020498-3
Podzhio V.A., Zvereva M.V. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii, 2020, no. №3 (62). https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-3-2
Ruzhenkova V. V., Ruzhenkov V. A., Khamskaya I. S. Vestnik nevrologii, psikhiatrii i neyrokhirurgii, 2019, no. 10, pp. 39-46.
Saybulaeva D. G., Kagirova P. M. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 2018, no. 3 (70), pp. 368–372.
Chernykh A. A., Sanzhaeva R. D. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogicheskie nauki, 2017, no. 2, pp. 75–80.
Abdullah A. S., and Ismail S. N. A Structural Equation Model Describes Factors Contributing Teachers’ Job Stress in Primary Schools. Int. J. Instruct, 2019, vol. 12, pp. 1251–1262. https://doi.org/10.29333/iji.2019.12180a
Alam A., Ahmad M. The role of teachers’ emotional intelligence in en-hancing student achievement. J. Asia Bus. Stud, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 31-43. https://doi.org/10.1108/JABS-08-2015-0134
An Explanatory Model of Emotional Intelligence and Its Association with Stress, Burnout Syndrome, and Non-Verbal Communication in the University Teachers / Ruertas-Molero P., Zurita-Ortega F., Chacón-Cuberos R., Martínez-Martínez A., Castro-Sánchez M., González-Valero G. J. Clin. Med, 2018, vol. 7, pp. 524. https://doi.org/10.3390/jcm7120524
Effects of mind-body exercises (Tai Chi/Yoga) on heart rate variability parameters and perceived stress: a systematic review with meta-analysis of random-ized controlled trials / Liye Z., Jeffer-Eidi S., Wei G.X., Tao H., Yeung A., Barbosa-Neto O., Chen K., Sai-Chuen S. J. Clin. Med, 2018, vol. 7, p. 404.
Effects of mind–body exercises (Tai Chi/Yoga) on heart rate variability parameters and perceived stress: A systematic review with meta-analysis of random-ized controlled trials / Zou L., Sasaki J. E., Wei G. X., Huang T., Yeung A. S., Neto O. B., ... & Hui S. S. C. Journal of Clinical Medicine, 2018, vol. 7(11), 404 p.
Leaving the teaching profession: The role of teacher stress and educa-tional accountability policies on turnover intent / Ryan S. V., Nathaniel P., Pendergast L. L., Saeki E., Segool N., and Schwing S. Teaching Teacher Educ, 2017, vol. 66, pp. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.03.016
Measuring the influence of stress and burnout in teacher-child relation-ship / Gastaldi F. G. M., Rasta T., Longobardi C., Rrino L. E., & Quaqlia R. European Journal of Education and Psychology, 2014, vol. 7(1), pp. 17-28.
Maslash C., Leiter M.P. Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry. World Psychiatry, 2016, vol. 15(2), pp. 103-111. https://doi.org/10.1002/wps.20311
The Psychological State of Teachers During the COVID-19 Crisis: The Challenge of Returning to Face-to-Face Teaching / Ozamiz-Etxebarria N., Santxo Berasategi N., Idoiaga Mondragon N. and Dosil Santamaría M. Front. Psychol, 2021, vol. 11, 620718. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.620718
Просмотров аннотации: 132 Загрузок PDF: 93
Copyright (c) 2023 Svetlana V. Velieva, Olga S. Pinyaeva, Oleg I. Grigorev, Natalya Yu. Yarabaeva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.