ВКЛАД ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ

Ключевые слова: педагоги, эмоциональное выгорание, психические состояния

Аннотация

Раскрываются тенденции изучения синдрома эмоционального выгорания в отечественных и зарубежных исследованиях. Показан вклад особенностей коммуникативных профессий, психических состояний педагогов в формирование эмоционального выгорания, психофизических, межличностных проблем, влияние на качество образовательных результатов.

Цель исследования – выявление связи структурных компонентов психических состояний с субфакторами и интегральным индексом эмоционального выгорания. В число задач исследования входило теоретическое изучение проблемы в современных психологических, педагогических и медицинских исследованиях; обнаружение специфики связи различных сторон психических состояний (депрессии, тревоги, стресса, психологического дискомфорта) с субфакторами синдрома эмоционального выгорания.

Методы и методология. Использованы классические методы исследований и математико-статистической обработки сведений, полученных с помощью тестирования по шкалам DАSS-21 S. Lоvibоnd, Р. Lоvibоnd, DERS K. L. Grаtz, L. Rоеmеr, GНQ-28 D.Р. Goldberg, V. Hiller, Р. Williams, опросника MBI/ПВ С. Maslach, S. Jackson.

Результаты. Интегральный показатель эмоционального выгорания у большинства педагогов регистрируется на среднем и высоком уровнях. В структуре эмоционального выгорания превалируют признаки деперсонализации и редукции (у начинающих педагогов) и эмоционального истощения (у педагогов со стажем). Обнаружены маркеры, указывающие на уязвимость педагогов с разным стажем педагогической деятельности к формированию синдрома эмоционального выгорания и его составляющих. В их числе сильный пролонгированный стресс, снижение тонических и тензионных характеристик психических состояний, соматические симптомы, эмоциональная дестабилизация.

Область применения результатов. Результаты исследования дополняют характеристику синдрома эмоционального выгорания и роль психических состояний в его развитии. Данные могут использоваться при разработки концептуального аппарата, отборе стратегий вмешательства, составления программы мероприятий по предупреждению синдрома эмоционального выгорания в условиях образовательной организации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Svetlana V. Velieva, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

 кандидат психологических наук, доцент

Olga S. Pinyaeva, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

аспирант

Oleg I. Grigorev, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

аспирант

Natalya Yu. Yarabaeva, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

аспирант

Литература

Список литературы

Антипина У. Д. Синдром профессионального выгорания / У. Д. Антипина, С. Н. Алексеева, Г. П. Антипин, С. В. Протодьяконов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Медицинские науки. 2017. №1 (6). С. 99–106.

Валиев Р. И. Сравнительное изучение распространенности эмоционального выгорания преподавателей и специалистов хирургического профиля / Р. И. Валиев, Ю. А. Кнни, О. Р. Радченко // Медицина труда и пром. экология. 2019. №9. С. 579–580.

Гунзунова Б. А. Компоненты эмоционального выгорания у различных категорий педагогических работников / Б. А. Гунзунова // Мир науки, культуры, образования. 2016. №1 (56). С. 241–245.

Золотарева А.А. Психометрические свойства русскоязычной версии шкалы воспринимаемого стресса (версии PSS-4, 10, 14) // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 1. С. 18-42. https://doi.org/10.17759/cpse.2023120102

Котова М.Б., Розанов В.Б., Иванова Е.И. Взаимосвязь между профессиональным выгоранием учителей и их отношением к своему здоровью и здоровому образу жизни // Профилактическая медицина. 2018. №21(5). С. 83-94. https://doi.org/10.17116/profmed20182105183

Перфекционизм и феномен самозванца как предикторы увлеченности работой и субъективного благополучия / Шевелева М.С., Золотарева А.А., Руднова Н.А., Корниенко Д.С., Пермякова Т.М. // Психол. журнал. 2022. T. 43. № 3 C. 80-88. https://doi.org/10.31857/S020595920020498-3

Поджио В.А., Зверева М.В. Риски профессионального выгорания у практикующих специалистов-психологов // Медицинская психология в России. 2020. №3 (62). https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-3-2

Руженкова В. В. Русскоязычная адаптация теста DASS-21 для скрининг-диагностики депрессии, тревоги и стресса / В. В. Руженкова, В. А. Руженков, И. С. Хамская // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019. №10. С. 39-46.

Сайбулаева Д. Г. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов / Д. Г. Сайбулаева, П. М. Кагирова // Мир науки, культуры, образования. 2018. №3 (70). С. 368–372.

Черных, А. А. Особенности проявлений синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов / А. А. Черных, Р. Д. Санжаева // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2017. №2. С. 75–80.

Abdullah A. S., and Ismail S. N. A Structural Equation Model Describes Factors Contributing Teachers’ Job Stress in Primary Schools // Int. J. Instruct. 2019. Vol. 12. Р. 1251–1262. https://doi.org/10.29333/iji.2019.12180a

Alаm A., Аhmаd M. The role of teachers’ emotional intelligence in enhancing student achievement // J. Asia Bus. Stud. 2018. С.31–43. Vol. 12. № 1. Р. 31-43. https://doi.org/10.1108/JABS-08-2015-0134

An Explanatory Model of Emotional Intelligence and Its Association with Stress, Burnout Syndrome, and Non-Verbal Communication in the University Teachers / Рuertas-Molero P., Zurita-Ortega F., Chacón-Cuberos R., Martínez-Martínez A., Castro-Sánchez M., González-Valero G. // J. Clin. Med. 2018. Vol.7. Р. 524. https://doi.org/10.3390/jcm7120524

Effects of mind-body exercises (Tai Chi/Yoga) on heart rate variability parameters and perceived stress: а systematic review with meta-analysis of randomized controlled trials / Liye Z., Jeffer-Eidi S., Wei G.X., Tao H., Yeung A., Barbosa-Neto O., Chen K., Sai-Chuen S. // J. Clin. Med. 2018. Vol. 7. Р. 404.

Effects of mind–body exercises (Tai Chi/Yoga) on heart rate variability parameters and perceived stress: A systematic review with meta-analysis of randomized controlled trials / Zou L., Sasaki J. E., Wei G. X., Huang T., Yeung A. S., Neto O. B., ... & Hui S. S. C. // Journal of Clinical Medicine. 2018. Vol. 7(11). 404 р.

Leaving the teaching profession: The role of teacher stress and educational accountability policies on turnover intent / Ryan S. V., Nathaniel P., Pendergast L. L., Saeki E., Segool N., and Schwing S. // Teaching Teacher Educ. 2017. Vol. 66. Р. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.03.016

Measuring the influence of stress and burnout in teacher-child relationship / Gаstaldi F. G. M., Раstа T., Lоngоbаrdi C., Рrinо L. E., & Quаqliа R. // European Journal of Education and Psychology. 2014. Vol. 7(1).Р. 17-28.

Mаslасh C., Leiter M.P. Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry // World Psychiatry. 2016. Vol. 15(2). P. 103-111. https://doi.org/10.1002/wps.20311

The Psychological State of Teachers During the COVID-19 Crisis: The Challenge of Returning to Face-to-Face Teaching / Оzаmiz-Еtxеbаrriа N., Sаntxo Berаsаtegi N., Idoiаgа Mondrаgon N. and Dosil Sаntаmаríа M. // Front. Psychol. 2021. Vol. 11, 620718. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.620718

References

Antipina U. D., Alekseeva S. N., Antipin G. P., Protod’yakonov S. V. Vestnik Severo-Vostochnogo federal’nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriya : Meditsin-skie nauki, 2017, no. 1 (6), pp. 99–106.

Valiev R. I., Knni Yu. A., Radchenko O. R. Meditsina truda i prom. Ekologiya, 2019, no. 9, pp. 579–580.

Gunzunova B. A. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 2016, no. 1 (56), pp. 241–245.

Zolotareva A.A. Klinicheskaya i spetsi-al’naya psikhologiya, 2023, vol. 12, no. 1, pp. 18-42. https://doi.org/10.17759/cpse.2023120102

Kotova M.B., Rozanov V.B., Ivanova E.I. Profilakticheskaya meditsina, 2018, no. 21(5), pp. 83-94. https://doi.org/10.17116/profmed20182105183

Sheveleva M.S., Zolotareva A.A., Rud-nova N.A., Kornienko D.S., Permyakova T.M. Psikhologicheskiy zhurnal, 2022, vol. 43, no. 3, pp. 80-88. https://doi.org/10.31857/S020595920020498-3

Podzhio V.A., Zvereva M.V. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii, 2020, no. №3 (62). https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-3-2

Ruzhenkova V. V., Ruzhenkov V. A., Khamskaya I. S. Vestnik nevrologii, psikhiatrii i neyrokhirurgii, 2019, no. 10, pp. 39-46.

Saybulaeva D. G., Kagirova P. M. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 2018, no. 3 (70), pp. 368–372.

Chernykh A. A., Sanzhaeva R. D. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogicheskie nauki, 2017, no. 2, pp. 75–80.

Abdullah A. S., and Ismail S. N. A Structural Equation Model Describes Factors Contributing Teachers’ Job Stress in Primary Schools. Int. J. Instruct, 2019, vol. 12, pp. 1251–1262. https://doi.org/10.29333/iji.2019.12180a

Alam A., Ahmad M. The role of teachers’ emotional intelligence in en-hancing student achievement. J. Asia Bus. Stud, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 31-43. https://doi.org/10.1108/JABS-08-2015-0134

An Explanatory Model of Emotional Intelligence and Its Association with Stress, Burnout Syndrome, and Non-Verbal Communication in the University Teachers / Ruertas-Molero P., Zurita-Ortega F., Chacón-Cuberos R., Martínez-Martínez A., Castro-Sánchez M., González-Valero G. J. Clin. Med, 2018, vol. 7, pp. 524. https://doi.org/10.3390/jcm7120524

Effects of mind-body exercises (Tai Chi/Yoga) on heart rate variability parameters and perceived stress: a systematic review with meta-analysis of random-ized controlled trials / Liye Z., Jeffer-Eidi S., Wei G.X., Tao H., Yeung A., Barbosa-Neto O., Chen K., Sai-Chuen S. J. Clin. Med, 2018, vol. 7, p. 404.

Effects of mind–body exercises (Tai Chi/Yoga) on heart rate variability parameters and perceived stress: A systematic review with meta-analysis of random-ized controlled trials / Zou L., Sasaki J. E., Wei G. X., Huang T., Yeung A. S., Neto O. B., ... & Hui S. S. C. Journal of Clinical Medicine, 2018, vol. 7(11), 404 p.

Leaving the teaching profession: The role of teacher stress and educa-tional accountability policies on turnover intent / Ryan S. V., Nathaniel P., Pendergast L. L., Saeki E., Segool N., and Schwing S. Teaching Teacher Educ, 2017, vol. 66, pp. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.03.016

Measuring the influence of stress and burnout in teacher-child relation-ship / Gastaldi F. G. M., Rasta T., Longobardi C., Rrino L. E., & Quaqlia R. European Journal of Education and Psychology, 2014, vol. 7(1), pp. 17-28.

Maslash C., Leiter M.P. Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry. World Psychiatry, 2016, vol. 15(2), pp. 103-111. https://doi.org/10.1002/wps.20311

The Psychological State of Teachers During the COVID-19 Crisis: The Challenge of Returning to Face-to-Face Teaching / Ozamiz-Etxebarria N., Santxo Berasategi N., Idoiaga Mondragon N. and Dosil Santamaría M. Front. Psychol, 2021, vol. 11, 620718. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.620718


Просмотров аннотации: 138
Загрузок PDF: 97
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Velieva, S., Pinyaeva, O., Grigorev, O., & Yarabaeva, N. (2023). ВКЛАД ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(3), 139-156. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-3-139-156
Раздел
Психологические исследования