СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА 21 ВЕКА

Ключевые слова: социальная ответственность, профессиональная компе-тенция, жизненная компетенция, конкурентоспособность выпускников, карьерная траектория

Аннотация

Цель. Статья посвящена проблеме социальной ответственности в образо-вательном контексте. Целью статьи является анализ понятия социальной ответственности как одной из основных профессиональных компетенций и ее отражение в образовательных результатах высшего образования.

Методы. В статье применяются методы описательного и оценочного ана-лиза и синтеза. В работе рассматриваются последние результаты исследо-ваний, нормативные документы, текущие тенденции на рынке труда, а также вопросы психологической адаптации и социальной ответственности тех, кто обеспечивает будущее экономики. Авторы доказывают, что соци-альная ответственность имеет решающее значение в 21 веке.

Результаты. Необходимыми условиями устойчивого развития современного общества являются экономическая стабильность и непрерывный професси-ональный рост участников социальных взаимодействий. Высшее образова-ние ставит перед собой задачу развивать у студентов профессиональные и универсальные компетенции. В статье раскрываются условия, которые необходимо создать в рамках образовательного процесса для соответствия выпускников требованиям рынка труда. В работе описываются тенденции и возможности системы высшего образования по обеспечению своих выпуск-ников соответствующими карьерными траекториями. Трансформация рос-сийской образовательной системы в соответствии с современными требо-ваниями общества повышает актуальность проводимого исследования. Ре-зультаты исследования могут применяться в образовательном процессе высших учебных заведений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Dina A. Alexeeva, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

доцент кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук

Maria A. Isaikina, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

доцент кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук

Svetlana A. Shilova, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

декан факультета иностранных языков и лингводидактики, заведующий кафедрой английского языка и межкультурной коммуникации, кандидат философских наук

Литература

References

Anisimov S.F. Dukhovnyje tsennosti: proizvodstvo i potreblenie [Spiritual Values: Production and Consumption]. Moscow: Mysl Publ., 1988, 253 p.

Baranovskaya L.A. Formirovanie sotsialnoj otvetstvennosti studentov v sociokulturnom obrazovatelnom prostranstve [Social Responsibility Development in the Sociocultural Educational Environment]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, 2018, 254 p.

Barulin V.S. Sotsialnaja filosofija [Social Philosophy]. Moscow: FAIR-PRESS Publ., 2002, 560 p.

Buslov K.P. Sotsialnoe edinstvo, protivorechija, otvetstvennost [Social Unity, Contradiction, Responsibility]. Minsk: Science and technology Publ., 1972, 79 p.

Golovko N.A. Problema moralnoj otvetstvennosti v marksistskoj etike [The Problem of Moral Responsibility in a Marxist Ethic]. Kiev: Politizdat Publ., 1972, 231 p.

Minkina N.A. Vospitanie otvetstvennostju [Bringing up by Responsibility]. Moscow: Vysshaja shkola Publ., 1990, 143 p.

O proekte «Obrazovanie 2030» [On The “Eduction 2030” Project]. Federal Institute for Education Quality Assessment. URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455 (accessed November 20, 2022).

Plakhotnyi A.F. Problema sotsialnoj otvetstvennosti [The Problem of Social Responsibility]. Kharkov: Vysshaja shkola Publ., 1981, 191 p.

Shehonin A.A., Voznesenskaya A.O., Bakholdin A.V., Gavrilina O.A. Podgotovka konkurentosposobnykh vypusknikov mezhdunarodnogo urovnya na osnove obrazovatelnogo standarta Universiteta ITMO [Training of competitive graduates based on the educational standard of the ITMO University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2019, no. 5, pp. 9-17.

Shilova S.A., Alexeeva D.A., Isaikina M.A., Karpets E.V., Kosareva S.A., Pavlova O.V. Formirovanie zhiznennykh kompetencij v ramkakh prepodavanija inostrannogo jazyka v vuze [Life Competencies Development in the Framework of Foreign Language Teaching in Institution of Higher Education]. Saratov: Saratov State University Press, 2021, 144 p.

Bourn D. Global Citizenship and Youth Participation in Europe. London: University College London, 2016, 86 p.

Dunn C., Burton B. Friedman’s “The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits”: A Critique for the Classroom. 2006. URL: https://www.researchgate.net/publication/288713811_Friedman’s_The_Social_Responsibility_of_Business_is_to_Increase_Its_Profits_A_Critique_for_the_Classroom (accessed November 20, 2022).

Kourova A., Modianos D. Inter-cultural Awareness and its Role in Enriching Students’ Communicative Competence. The International HETL Review, 2013, Special Issue, pp. 60-70.

Life Skills Education for Children and Adolescents in Schools. Geneva, 1997, 53 p. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/63552/WHO_MNH_PSF_93.7A_Rev.2.pdf?sequence=1 (accessed November 20, 2022).

Partners in Life Skills Education. Geneva, 1999, 17 p. URL: https://www.orientamentoirreer.it/sites/default/files/materiali/1999%20OMS%20lifeskills%20edizione%201999.pdf (accessed November 20, 2022).

Pellegrino J.W., Hilton M.L. Education for Life and Work: Developing Transferable Knowledge and Skills in the 21st Century. Washington D.C.: The National Academies Press, 2012, 257 p. URL: https://hewlett.org/wp-content/uploads/2016/08/Education_for_Life_and_Work.pdf (accessed November 20, 2022).

Professional Competency Development. Pittsburgh: Chatham University, 2017. URL: https://my.chatham.edu/documents/documentcenter/PDFProfessional%20Competency%20Dvlpmt%20one%20sheet%202017-18.pdf (accessed November 20, 2022).

The Cambridge Framework for Life Competencies. URL: https://www.cambridge.org/elt/blog/wp-content/uploads/2018/04/Life-Competencies-Digital-final.pdf (accessed November 20, 2022).

The Cambridge Life Competencies Framework. Social Responsibilities. Cambridge: Cambridge University, 2020. URL: https://languageresearch.cambridge.org/images/Language_Research/CamFLiC/CLCF_Social_Responsibilities.pdf (accessed November 20, 2022).

Yilmaz B, Özkan Y. An investigation into English language instructors’ and students’ intercultural awareness. Qualitative Report, 2016, no. 21(10), pp. 1932-1959.

Список литературы

Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.

Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студентов в социокультурном образовательном пространстве. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. 254 с.

Барулин В.С. Социальная философия. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 560 с.

Буслов К.П. Социальное единство, противоречия, ответственность. Минск: Наука и техника, 1972. 79 с.

Головко Н.А. Проблема моральной ответственности в марксистской этике. Киев: Политиздат, 1972. 231 с.

Минкина Н.А. Воспитание ответственностью. М.: Высшая школа, 1990. 143 с.

О проекте «Образование 2030». ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования. URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455 (дата обращения: 20.11.2022).

Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности. Харьков: Вища школа, 1981. 191 с.

Подготовка конкурентоспособных выпускников международного уровня на основе образовательного стандарта Университета ИТМО / Шехонин А.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В., Гаврилина О.А. // Высшее образование в России. 2019. №5. C. 9-17.

Формирование жизненных компетенций в рамках преподавания иностранного языка в вузе / Шилова С.А., Алексеева Д.А., Исайкина М.А., Карпец Е.В., Косарева С.А., Павлова О.В. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2021. 144 с.

Bourn D. Global Citizenship and Youth Participation in Europe. London: University College London, 2016, 86 p.

Dunn C., Burton B. Friedman’s “The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits”: A Critique for the Classroom. 2006. URL: https://www.researchgate.net/publication/288713811_Friedman’s_The_Social_Responsibility_of_Business_is_to_Increase_Its_Profits_A_Critique_for_the_Classroom (дата обращения: 20.11.2022).

Kourova A., Modianos D. Inter-cultural Awareness and its Role in Enriching Students’ Communicative Competence // The International HETL Review, 2013. Special Issue, pp. 60-70.

Life Skills Education for Children and Adolescents in Schools. Geneva, 1997, 53 p. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/63552/WHO_MNH_PSF_93.7A_Rev.2.pdf?sequence=1 (дата обращения: 20.11.2022).

Partners in Life Skills Education. Geneva, 1999, 17 p. URL: https://www.orientamentoirreer.it/sites/default/files/materiali/1999%20OMS%20lifeskills%20edizione%201999.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

Pellegrino J.W., Hilton M.L. Education for Life and Work: Developing Transferable Knowledge and Skills in the 21st Century. Washington D.C.: The National Academies Press, 2012, 257 p. URL: https://hewlett.org/wp-content/uploads/2016/08/Education_for_Life_and_Work.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

Professional Competency Development. Chatham University, 2017. URL: https://my.chatham.edu/documents/documentcenter/PDFProfessional%20Competency%20Dvlpmt%20one%20sheet%202017-18.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

The Cambridge Framework for Life Competencies. URL: https://www.cambridge.org/elt/blog/wp-content/uploads/2018/04/Life-Competencies-Digital-final.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

The Cambridge Life Competencies Framework. Social Responsibilities. Cambridge University, 2020. URL: https://languageresearch.cambridge.org/images/Language_Research/CamFLiC/CLCF_Social_Responsibilities.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

Yilmaz B., Özkan Y. An investigation into English language instructors’ and students’ intercultural awareness // Qualitative Report, 2016, no. 21(10), pp. 1932-1959.


Просмотров аннотации: 89
Загрузок PDF: 67
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Alexeeva, D., Isaikina, M., & Shilova, S. (2023). СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА 21 ВЕКА. Russian Journal of Education and Psychology, 14(3), 56-74. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-3-56-74
Раздел
Педагогические исследования