ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕРНЕТ-АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

  • Natalia A. Yaskevich Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84»
  • Efim A. Rybin Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84»
  • Roman A. Yaskevich Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крас­ГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ https://orcid.org/0000-0003-4033-3697
  • Olga L. Moskalenko Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера» https://orcid.org/0000-0003-4268-6568
Ключевые слова: клиповое мышление, интернет-зависимость, аддиктивное поведение

Аннотация

Цель. Оценить взаимосвязь интернет-аддиктивного поведения и клипового мышления у школьников

Материалы и методы. В исследовании приняло участие 59 обучающихся обоего пола 8 классов средней школы № 84 г. Красноярска. Для диагностики клипового типа мышления использовался модифицированный тест на основе опросника J.S. Bruner. Оценку уровня интернет-аддикции проводили с использованием шкала CIAS.

Результаты. Выраженный и устойчивый паттерн интернет-аддиктивного поведения по шкале CIAS выявлен у 15,2% обследованных школьников, среди которых девушек было в три раза больше в сравнении с юношами. Частота игровой зависимости была выше у юношей чем у девушек, в то время как частота зависимости от социальных сетей была в 2 раза выше среди девушек.

Клиповый тип мышления был выявлен у трети обследованных школьников с одинаковой частотой как среди юношей, так и среди девушек. При этом лица с теоретическим типом мышления чаще встречались среди девушек, а с творческим типом мышления – среди юношей. У интернет-зависимых девушек и юношей клиповый тип мышление был выявлен у половины обследуемых в обеих группах.

Заключение. Среди обучающихся с клиповым типом мышления 50% респондентов относились к лицам с интернет-аддиктивным поведением.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Natalia A. Yaskevich, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84»

учитель

Efim A. Rybin, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84»

обучающийся

Roman A. Yaskevich, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крас­ГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ

ведущий научный сотрудник, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней и терапии с курсом ПО, доктор медицинских наук, доцент

Olga L. Moskalenko, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Литература

Список литературы

Анахин Р.И. Индивидуально-психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. 2015. № 7-8. С. 53-57.

Деревянных Е.В., Балашова Н.А., Яскевич Р.А., Москаленко О.Л. Влияние интернет-аддикции на показатели тревоги у студентов медицинского вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. T. 13, № 4. С. 133-150. Doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-133-150.

Колесников В.Н., Мельник Ю.И, Теплова Л.И. Интернет-активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2019. № 1(33). С. 34-46. Doi: 10.11621/npj.2019.0104.

Коновалов А.А., Божкова Е.Д. Влияние современной цифровой среды на психическое здоровье // Медицинский альманах. 2021. Т. 1, № 66. С. 6-15.

Куприянчук Е.В., Ладухина М.В., Лисовцева В.М. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимостью // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 4. С. 1-11.

Лопушанская Е.Б. Особенности визуализации материала для студентов с клиповым мышлением // StudNet. 2020. Т. 3, № 11. С. 53.

Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.Б. и др. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. М.: МГМСУ; 2011. 32 с.

Минатуллаева Н.М., Кольцова И.В. Диагностика проявлений клипового мышления у детей старшего дошкольного возраста: теоретическое обоснование // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2 (2). С. 59-70.

Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю., Каспаров Э.В. Интернет-зависимость: понятие, виды, профилактика // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 2-2. С. 102-109. Doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-2-2-102-109.

Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю., Каспаров Э.В. Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 4-2. С. 134-142. Doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-2-134-142.

Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю., Каспаров Э.В. Психологические аспекты интернет-зависимости // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 1-3. С. 85-94. Doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-1-3-85-94.

Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю., Каспаров Э.В. Распространенность, критерии оценки и методы диагностики интернет-аддикции // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. Т. 14, №6. С. 484-503. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-6-484-503

Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю., Яскевич Р.А. Влияние интернет-аддикции на показатели депрессии у студентов медицинского вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. № 5, Т. 13. С. 118-135. Doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-133-150.

Поляков C.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В. и др. «Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 4. С. 126-143. Doi: 10.11621/vsp.2019.04.129.

Семёнова Н.Б., Терещенко С.Ю., Эверт Л.С. и др. Распространенность интернет-зависимости у подростков Центральной Сибири // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Т. 64, № 1. С. 36-44. Doi: 10.18821/0044-197X-2020-64-1-36-44.

Семёнова Н.Б., Терещенко С.Ю., Эверт Л.С., Шубина М.В. Характеристика психического статуса интернет-зависимых подростков: гендерные и возрастные особенности // Профилактическая медицина. 2022. T. 25, №8. C. 83-89. Doi: 10.17116/profmed20222508183.

Терещенко С.Ю., Шубина М.В., Семенова Н.Б. и др. Взаимосвязь интернет-зависимости и нарушений сна у подростков Центральной Сибири при разных видах потребляемого контента // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022. Т. 122, №5 (2). С. 58-64. Doi: 10.17116/jnevro202212205258.

Фонарев Д.В., Фонарева Е.А. Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2015. Т. 15, № 2. С. 11-15. Doi: 10.14529/ozfk150202.

Хасанова И.И., Котова С.С. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 146-168. Doi: 10.17853/1994-5639-2017-4-146-168.

Яковлев А.Н., Чупрова Н.А., Вантей В.Б. и др. Возрастные аспекты интернет-зависимости: сравнительный анализ лиц юношеского возраста и молодых взрослых // Вопросы наркологии. 2020. Т. 193, № 10. С. 74-78. Doi: 10.47877/0234-0623_2020_10_74.

Яскевич Н.А., Лычаков А.С., Яскевич Р.А., Москаленко О.Л. Оценка роли хронобиологического типа личности в формировании интернет-аддиктивного поведения у школьников // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 1. http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/13

Digital 2022: Global Overview Report. Global Digital Insights. 2023. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (дата обращения: 02.02.2023).

Chen S.H., Weng L.J., Su Y.J. et al. Development of a Chinese internet addiction scale and its psychometric study // Chin. J. Psychol., 2003, no., 45, pp. 279-294. Doi: 10.1037/t44491-000.

Cheng C., Li A. Y. Internet addiction prevalence and quality of (real) life: a meta-analysis of 31 nations across seven world regions // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw, 2014, vol. 17, pp. 755-760. Doi: 10.1089/cyber.2014.0317.

ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics. 6C51.0 Gaming disorder, predominantly online. 2023 URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/entity/1448597234?view=L0 (дата обращения: 11.01.2023).

Lemmens J.S., Valkenburg P.M., Peter J. Development and validation of a game addiction scale for adolescents // Media Psychol., 2009, vol. 12, pp. 77-95. Doi: 10.1080/15213260802669458.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Internet addiction: diagnosis criteria and methods // International Journal of Advanced Studies in Medicine and Biomedical Sciences, 2022, no. 1, pp. 17-22. Doi: 10.12731/978-0-615-67340-0-2.

Saikia A. M., Das J., Barman P., Bharali M. D. Internet Addiction and its Relationships with Depression, Anxiety, and Stress in Urban Adolescents of Kamrup District, Assam // J. Family Community Med, 2019, vol. 26, no. 2, pp. 108-112. Doi: 10.4103/jfcm.JFCM_93_18.

Tereshchenko S., Kasparov E. Neurobiological Risk Factors for the Development of Internet Addiction in Adolescents // Behav. Sci. (Basel), 2019, vol. 9, no. 6, pp. 62. doi: 10.3390/bs9060062.

Tereshchenko S., Kasparov E., Semenova N. et al. Generalized and Specific Problematic Internet Use in Central Siberia Adolescents: A School-Based Study of Prevalence, Age-Sex Depending Content Structure, and Comorbidity with Psychosocial Problems // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, vol. 19, no. 13, p. 7593. Doi: 10.3390 / ijerph19137593.

Tereshchenko S., Kasparov E., Smolnikova M. et al. Internet addiction and sleep problems among Russian adolescents: a field school-based study // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, no. 19, p. 397. Doi: 10.3390/ijerph181910397.

Van Den Eijnden R.J.J.M., Lemmens J.S., Valkenburg P.M. The social media disorder scale // Comput. Hum. Behav, 2016, vol. 61, pp. 478-487. Doi: 10.1016/j.chb.2016.03.038.

References

Anakhin R.I. Individual’no-psikhologicheskie osobennosti podrostkov, sklonnykh k internet-zavisimomu povedeniyu [Individual psychological characteristics of adolescents prone to Internet-addicted behavior]. Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriya: gumanitarnye nauki [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities], 2015, no. 7-8, pp. 53-57.

Derevyannykh E.V., Balashova N.A., Yaskevich R.A., Moskalenko O.L. Vliyanie internet-addiktsii na pokazateli trevogi u studentov meditsinskogo vuza [The influence of Internet addiction on anxiety scores among medical students] // Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 4, pp. 133-150. Doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-133-150.

Kolesnikov V.N., Mel’nik Yu.I, Teplova L.I. Internet-aktivnost’ i problemnoe ispol’zovanie interneta v yunosheskom vozraste [Internet activity and problematic use of the Internet in youth]. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 2019, no. 1(33), pp. 34-46. Doi: 10.11621/npj.2019.0104.

Konovalov A.A., Bozhkova E.D. Vliyanie sovremennoy tsifrovoy sredy na psikhicheskoe zdorov’e [Influence of the modern digital environment on mental health]. Meditsinskiy al’manakh [Medical almanac], 2021, vol. 1, no. 66, pp. 6-15.

Kupriyanchuk E.V., Ladukhina M.V., Lisovtseva V.M. Individual’no-psikhologicheskie osobennosti podrostkov s internet-zavisimost’yu [Individual psychological characteristics of adolescents with Internet addiction]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and psychology], 2022, vol. 10, no. 4, pp. 1-11.

Lopushanskaya E.B. Osobennosti vizualizatsii materiala dlya studentov s klipovym myshleniem [Features of material visualization for students with clip thinking]. StudNet, 2020, vol. 3, no. 11, pp. 53.

Malygin V.L., Feklisov K.A., Iskandirova A.B. i dr. Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki: Uchebnoe posobie [Internet-dependent behavior. Criteria and methods of diagnosis: Textbook].M.: MGMSU; 2011. 32 p.

Minatullaeva N.M., Kol’tsova I.V. Diagnostika proyavleniy klipovogo myshleniya u detey starshego doshkol’nogo vozrasta: teoreticheskoe obosnovanie [Diagnosis of manifestations of clip thinking in children of senior preschool age: theoretical justification]. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatel’skaya traektoriya (INSAYT) [Innovative scientific modern academic research trajectory (INSIGHT)], 2020, no. 2(2), pp. 59-70.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Internet-zavisimost’: ponyatie, vidy, profilaktika [Internet addiction: concept, types, prevention]. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 2-2, pp. 102-109. Doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-2-2-102-109.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Profilaktika internet-zavisimosti u detey i podrostkov [Prevention of Internet addiction in children and adolescents]. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 4-2, pp. 134-142. Doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-2-134-142.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Psikhologicheskie aspekty internet-zavisimosti [Psychological aspects of Internet addiction]. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 1-3, pp. 85-94. Doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-1-3-85-94.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Rasprostranennost’, kriterii otsenki i metody diagnostiki internet-addiktsii [Prevalence, assessment criteria and methods for diagnosing Internet addiction]. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. V. 14, №6. P. 484-503. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-6-484-503

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Yaskevich R.A. Vliyanie internet-addiktsii na pokazateli depressii u studentov meditsinskogo vuza [The influence of Internet addiction on depression indicators in medical students]. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 5, pp. 118-135. Doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-133-150.

Polyakov C.D., Belozerova L.A., Vershinina V.V. i dr. «Klipovoe myshlenie» u starsheklassnikov i studentov: opyt issledovaniya [“Clip thinking” among high school students and students: research experience]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology], 2019, no. 4, pp. 126-143. Doi: 10.11621/vsp.2019.04.129.

Semenova N.B., Tereshchenko S.Yu., Evert L.S. i dr. Rasprostranennost’ internet-zavisimosti u podrostkov Tsentral’noy Sibiri [Prevalence of Internet addiction among adolescents in Central Siberia]. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii [Healthcare of the Russian Federation], 2020, vol. 64, no. 1, pp. 36-44. Doi: 10.18821/0044-197X-2020-64-1-36-44.

Semenova N.B., Tereshchenko S.Yu., Evert L.S., Shubina M.V. Kharakteristika psikhicheskogo statusa internet-zavisimykh podrostkov: gendernye i vozrastnye osobennosti [Characteristics of the mental status of Internet addicted adolescents: gender and age characteristics]. Profilakticheskaya meditsina [Preventive medicine], 2022, vol. 25, no. 8, pp. 83-89. Doi: 10.17116/profmed20222508183.

Tereshchenko S.Yu., Shubina M.V., Semenova N.B. i dr. Vzaimosvyaz’ internet-zavisimosti i narusheniy sna u podrostkov Tsentral’noy Sibiri pri raznykh vidakh potreblyaemogo kontenta [Relationship between Internet addiction and sleep disorders in adolescents in Central Siberia with different types of content consumed]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry im. S.S. Korsakov], 2022, vol. 122, no. 5(2), pp. 58-64. Doi: 10.17116/jnevro202212205258.

Fonarev D.V., Fonareva E.A. Psikhofizicheskie issledovaniya individual’nykh razlichiy u shkol’nikov [Psychophysical studies of individual differences among schoolchildren]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kul’tura [Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, health care, physical culture], 2015, vol. 15, no. 2, pp. 11-15. Doi: 10.14529/ozfk150202.

Khasanova I.I., Kotova S.S. Vzaimosvyaz’ internet-zavisimosti s sovladayushchim i otklonyayushchimsya povedeniem uchashcheysya molodezhi [The relationship of Internet addiction with coping and deviant behavior of student youth]. Obrazovanie i nauka [Obrazovanie i nauka], 2017, vol. 19, no. 4, pp. 146-168. Doi: 10.17853/1994-5639-2017-4-146-168.

Yakovlev A.N., Chuprova N.A., Vantey V.B. i dr. Vozrastnye aspekty internet-zavisimosti: sravnitel’nyy analiz lits yunosheskogo vozrasta i molodykh vzroslykh [Age aspects of Internet addiction: a comparative analysis of adolescents and young adults]. Voprosy narkologii [Questions of Narcology], 2020, vol. 193, no. 10, pp. 74-78. Doi: 10.47877/0234-0623_2020_10_74.

Yaskevich N.A., Lychakov A.S., Yaskevich R.A., Moskalenko O.L. Otsenka roli khronobiologicheskogo tipa lichnosti v formirovanii internet-addiktivnogo povedeniya u shkol’nikov [Evaluation of the role of the chronobiological personality type in the formation of Internet addictive behavior in schoolchildren]. Russian Journal of Education and Psychology, 2023, vol. 14, no. 1. http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/13

Digital 2022: Global Overview Report. Global Digital Insights. 2023. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (дата обращения: 02.02.2023).

Chen S.H., Weng L.J., Su Y.J. et al. Development of a Chinese internet addiction scale and its psychometric study. Chin. J. Psychol., 2003, no., 45, pp. 279-294. Doi: 10.1037/t44491-000.

Cheng C., Li A. Y. Internet addiction prevalence and quality of (real) life: a meta-analysis of 31 nations across seven world regions. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw, 2014, vol. 17, pp. 755-760. Doi: 10.1089/cyber.2014.0317.

ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics. 6C51.0 Gaming disorder, predominantly online. 2023 URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/entity/1448597234?view=L0 (дата обращения: 11.01.2023).

Lemmens J.S., Valkenburg P.M., Peter J. Development and validation of a game addiction scale for adolescents. Media Psychol., 2009, vol. 12, pp. 77-95. Doi: 10.1080/15213260802669458.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Internet addiction: diagnosis criteria and methods. International Journal of Advanced Studies in Medicine and Biomedical Sciences, 2022, no. 1, pp. 17-22. Doi: 10.12731/978-0-615-67340-0-2.

Saikia A. M., Das J., Barman P., Bharali M. D. Internet Addiction and its Relationships with Depression, Anxiety, and Stress in Urban Adolescents of Kamrup District, Assam. J. Family Community Med, 2019, vol. 26, no. 2, pp. 108-112. Doi: 10.4103/jfcm.JFCM_93_18.

Tereshchenko S., Kasparov E. Neurobiological Risk Factors for the Development of Internet Addiction in Adolescents. Behav. Sci. (Basel), 2019, vol. 9, no. 6, pp. 62. doi: 10.3390/bs9060062.

Tereshchenko S., Kasparov E., Semenova N. et al. Generalized and Specific Problematic Internet Use in Central Siberia Adolescents: A School-Based Study of Prevalence, Age-Sex Depending Content Structure, and Comorbidity with Psychosocial Problems. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, vol. 19, no. 13, p. 7593. Doi: 10.3390 / ijerph19137593.

Tereshchenko S., Kasparov E., Smolnikova M. et al. Internet addiction and sleep problems among Russian adolescents: a field school-based study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, no. 19, p. 397. Doi: 10.3390/ijerph181910397.

Van Den Eijnden R.J.J.M., Lemmens J.S., Valkenburg P.M. The social media disorder scale. Comput. Hum. Behav, 2016, vol. 61, p. 478-487. Doi: 10.1016/j.chb.2016.03.038.


Просмотров аннотации: 246
Загрузок PDF: 150
Опубликован
2023-04-30
Как цитировать
Yaskevich, N., Rybin, E., Yaskevich, R., & Moskalenko, O. (2023). ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕРНЕТ-АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(2), 121-141. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-2-121-141
Раздел
Психологические исследования