КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА: ОТ ИСЛАМСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕНЕССАНСА К СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация
Мыслителями эпохи Исламского педагогического Ренессанса было создано множество работ, в которых раскрывались проблемы подготовки учителя и наставника. По мнению мыслителей прошлого, учитель – это образованный, культурный, человек, мудрый наставник, созидатель личности ребёнка. Названные идеи и сегодня достаточно актуальны. Современному педагогу и наставнику необходимо повышать активную жизненную позицию, совершенствовать личностные и профессиональные качества, развивать творческую составляющую, формировать личный бренд. В целях формирования этих компетенций предлагается использование инновационной педагогической мастерской, способствующей развитию у педагога и наставника творческого потенциала через использование управленческих и образовательных ресурсов, отвечающей современным задачам системы образования.
Целью статьи является историко-педагогический анализ взглядов на проблему педагога и наставника эпохи Исламского педагогического Ренессанса и их актуализации для современного образования.
Материалы и методы. Источниками стали исследования арабских и персидских ученых, а также опубликованные работы российских и зарубежных авторов, которые рассматривали отдельные проблемы педагогики средневекового ислама и современности. Методы историко-педагогического исследования: сравнительно-исторический, монографический, биографический, проблемно-хронологический. Общенаучные теоретические методы: анализ, синтез, систематизация, классификация, обобщение, сопоставление, индуктивные и дедуктивные методы и библиографические методы (аннотирование, рецензирование, цитирование, тезирование и др.).
Результаты. В работе систематизированы педагогические идеи мыслителей эпохи Исламского педагогического Ренессанса и современности; выявлены организационно-педагогические возможности развития личного бренда современного педагога через использование инновационных творческих мастерских, площадки Технопарка; определены критерии и показатели эффективности педагогической деятельности учителя-наставника с развитым личным брендом в современной образовательной практике.
Материалы исследования могут использоваться в практике школы учителями и классными руководителями, в системе высшего профессионального образования студентами, магистрантами, аспирантами и преподавателями гуманитарных светских и мусульманских вузов и колледжей, практическими работниками, интересующимися вопросами истории исламской педагогики и образования.
Скачивания
Литература
Список литературы
Аль-Газали. Наставление сыну // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.
Аль-Фараби. Указание пути к счастью // Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Изд-во «Наука» Казахской ССР, 1978.
Аминов Т.М. История исламской педагогики и образования: учебник для бакалавров по напр. 47.03.03. Религиоведение. Уфа, 2022. 159 с.
Голованов В. В. Наставник – это человек, который формирует свободного человека, идя от интереса ребенка. // Вести образования. электронный журнал, 2008. №2. URL: http://vogazeta.ru
Домнин В.Н. Брендинг, новые технологии в России. Маркетинг для профессионалов. - СПб: Питер, 2002. 353 с.
Ибрагимов Х.И., Абдуллаева Ш.А. История педагогики и образования: учебник для магистрантов. Ташкент, 2009.
Иноземцева Л.П. Имидж преподавателя как составляющая его профессиональной личности // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №4. Вып. 57. С. 231-232.
Камалова Ш.У. и др. Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны) // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1068-1070.
Кочкина С. Н. Роль педагога-наставника в современном мире // Педагогика: история, перспективы. 2020. №2. Toм 3. С.131 -147.
Саяхов Р.Л., Аминов Т.М. Исламская педагогика: учебник для бакалавров по напр. 47.03.03. Религиоведение. Уфа, 2022. 162 с.
Tercan, N., & Nurysheva, G. Al-Farabi’s creative heritage and his scientific-pedagogical ideas. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. 2021. 54 (6), 434-442. doi: 10.32744/pse.2021.6.29.
References
Al-Ghazali. Instruction to the son // Selected works of thinkers of the countries of the Near and Middle East of the 9th-14th centuries. M., 1961.
Al-Farabi. Indication of the path to happiness // Socio-ethical treatises. Alma-Ata: Publishing house “Science” of the Kazakh SSR, 1978.
Aminov T.M. History of Islamic pedagogy and education: a textbook for bachelors on e.g. 03/47/03. Religious studies. Ufa, 2022. 159 p.
Golovanov VV A mentor is a person who forms a free person, proceeding from the interest of the child. // News of education. electronic journal, 2008. No. 2. URL: http://vogazeta.ru
Domnin V.N. Branding, new technologies in Russia. Marketing for professionals. - St. Petersburg: Piter, 2002. 353 p.
Ibragimov Kh.I., Abdullaeva Sh.A. History of pedagogy and education: a textbook for undergraduates. Tashkent, 2009.
Inozemtseva L.P. Teacher’s image as a component of his professional personality // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2011. No. 4. Issue. 57. S. 231-232.
Kamalova Sh.U. Pedagogical views of Abu Ali ibn Sina (Avicenna) // Young scientist. 2015. No. 9. S. 1068-1070.
Kochkina S. N. The role of a teacher-mentor in the modern world // Pedagogy: history, perspectives. 2020. №2. Volume 3. P.131-147.
Sayakhov R.L., Aminov T.M. Islamic pedagogy: a textbook for bachelors on e.g. 03/47/03. Religious studies. Ufa, 2022. 162 p.
Tercan, N., & Nurysheva, G. Al-Farabi’s creative heritage and his scientific-pedagogical ideas. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. 2021. 54(6), 434-442. doi: 10.32744/pse.2021.6.29.
Просмотров аннотации: 137 Загрузок PDF: 159
Copyright (c) 2023 Nailya K. Nurikhanova, Aliya T. Araslanova, Tamara B. Nabieva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.