ОЦЕНКА РОЛИ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРНЕТ-АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

  • Natalia A. Yaskevich Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84»
  • Alexey S. Lysakov Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84»
  • Roman A. Yaskevich Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крас­ГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ https://orcid.org/0000-0003-4033-3697
  • Olga L. Moskalenko Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера» https://orcid.org/0000-0003-4268-6568
Ключевые слова: хронобиологический тип, интернет-зависимость, аддиктивное поведение

Аннотация

Цель. Оценить роль хронобиологического типа личности в формировании интернет-аддиктивного поведения у школьников.

Материалы и методы. В исследование приняло участие 25 обучающихся обоего пола 6 класса средней школы № 84 г. Красноярска. Определение хронобиологического типа личности проводилось с использованием тест-опросника Morningness-Evningness Questionnaire. Для оценки уровня интернет-аддикции применялась шкала Chen Internet addiction Scale.

Результаты. Наиболее часто встречающимся хронобиологическим типом среди обучающихся был дневной хронотип. Выраженный и устойчивый паттерн интернет-аддиктивного поведения выявлен у 8,0% обследованных школьников, среди которых были только девочки. Частота игровой зависимости была выше у мальчиков, в то время как частота зависимости от социальных сетей была в 3 раза выше среди девочек в сравнении с мальчиками. Интернет-аддикция отмечалась преимущественно у подростков с дневным хронотипом. Частота игровой зависимости была в два раза выше у представителей вечернего хронотипа, в то время как зависимость от социальных сетей встречалась в два раза чаще у школьников дневного хронобиологического типа.

Заключение. Склонность к развитию интернет-аддиктивного поведения свойственна обучающимся с дневным хронобиологическим типом.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Natalia A. Yaskevich, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84»

учитель

Alexey S. Lysakov, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84»

обучающийся

Roman A. Yaskevich, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крас­ГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ

ведущий научный сотрудник, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней и терапии с курсом ПО, доктор медицинских наук, доцент

Olga L. Moskalenko, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

Литература

Список литературы

Деревянных Е.В., Балашова Н.А., Яскевич Р.А., Москаленко О.Л. Влияние интернет-аддикции на показатели тревоги у студентов медицинского вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. T. 13, № 4. С. 133-150. doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-133-150.

Занкевич И.Г. Проблемы аддиктивного поведения учащихся в контексте сопряженности с индивидуальными хронофизиологическими характеристиками личности // Актуальные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. Гродно: ГрГМУ. 2016. С. 54-57.

Колесников В.Н., Мельник Ю.И, Теплова Л.И. Интернет-активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2019. № 1(33). С. 34-46. doi: 10.11621/npj.2019.0104.

Коновалов А.А., Божкова Е.Д. Влияние современной цифровой среды на психическое здоровье // Медицинский альманах. 2021. Т. 1, № 66. С. 6-15.

Кузнецова Е.В. Роль хронобиологического типа личности в развитии интернет-зависимости у школьников // Молодежный инновационный вестник. 2020. Т. 9, № S2. С. 50-52.

Малыгин В.Л., Феклисов К.А. Искандирова А.Б. и др. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. М.: МГМСУ; 2011. 32 с.

Монахова Е.С. Динамика умственной работоспособности в зависимости от хронотипа школьника // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2021. №4. С. 71-77.

Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю., Каспаров Э.В. Интернет-зависимость: понятие, виды, профилактика // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 2-2. С. 102-109. doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-2-2-102-109.

Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю., Каспаров Э.В. Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 4-2. С. 134-142. doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-2-134-142.

Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю., Каспаров Э.В. Психологические аспекты интернет-зависимости // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 1-3. С. 85-94. doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-1-3-85-94.

Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю., Каспаров Э.В. Распространенность, критерии оценки и методы диагностики интернет-аддикции // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. Т. 14, №6. С. 484-503. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-6-484-503

Москаленко О.Л., Терещенко С.Ю., Яскевич Р.А. Влияние интернет-аддикции на показатели депрессии у студентов медицинского вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. № 5, Т. 13. С. 118-135. doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-133-150.

Семёнова Н.Б., Терещенко С.Ю., Эверт Л.С. и др. Распространенность интернет-зависимости у подростков Центральной Сибири // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Т. 64, № 1. С. 36-44. doi: 10.18821/0044-197X-2020-64-1-36-44.

Семёнова Н.Б., Терещенко С.Ю., Эверт Л.С., Шубина М.В. Характеристика психического статуса интернет-зависимых подростков: гендерные и возрастные особенности // Профилактическая медицина. 2022. T. 25, №8. C. 83-89. doi: 10.17116/profmed20222508183.

Степанова С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М.: Наука; 1986. 239 с.

Терещенко С.Ю., Шубина М.В., Семенова Н.Б. и др. Взаимосвязь интернет-зависимости и нарушений сна у подростков Центральной Сибири при разных видах потребляемого контента // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022. Т. 122, №5(2). С. 58-64. doi: 10.17116/jnevro202212205258.

Фонарев Д.В., Фонарева Е.А. Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2015. Т. 15, № 2. С. 11-15. doi: 10.14529/ozfk150202.

Хасанова И.И., Котова С.С. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 146-168. doi: 10.17853/1994-5639-2017-4-146-168.

Яковлев А.Н., Чупрова Н.А., Вантей В.Б. и др. Возрастные аспекты интернет-зависимости: сравнительный анализ лиц юношеского возраста и молодых взрослых // Вопросы наркологии. 2020. Т. 193, № 10. С. 74-78. doi: 10.47877/0234-0623_2020_10_74.

Chen S.H., Weng L.J., Su Y.J. et al. Development of a Chinese internet addiction scale and its psychometric studyю. // Chin. J. Psychol., 2003, no. 45, pp. 279-294. doi: 10.1037/t44491-000.

Cheng C., Li A. Y. Internet addiction prevalence and quality of (real) life: a meta-analysis of 31 nations across seven world regions. // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw, 2014, no. 17(12), pp. 755-760. doi: 10.1089/cyber.2014.0317.

Horne J.A., Ostberg O. A self-assessment questionnaire to determine morningness-eveningness in human circadian rhythms. // Int. J. Chronobio, 1976, vol. 4, no. 2. pp. P. 97-110.

ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics. 6C51.0 Gaming disorder, predominantly online, 2023. URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/entity/1448597234?view=L0 (дата обращения: 11.01.2023).

Küçükturan A.G., Horzum M.B., Korkmaz G., Üngören Y. Investigating the relationship between personality, chronotype, computer game addiction, and sleep quality of high school students: A structural equation modelling approach. // Chronobiol. Int, 2022, vol. 39, no. 4, pp. 590-601. doi: 10.1080/07420528.2021.2013252

Lemmens J.S., Valkenburg P.M., Peter J. Development and validation of a game addiction scale for adolescents. // Media Psychol., 2009, vol. 12, pp. 77-95. doi: 10.1080/15213260802669458.

Miniwatts Marketing Group. Internet World Stats. Internet User Statistics & 2022 Population for the 53 European Countries and Regions. 2023. URL: https://www.internetworldstats.com/stats4.htm. (дата обращения: 11.01.2023).

Montaruli A., Castelli L., Mulè A. et al. Biological Rhythm and Chronotype: New Perspectives in Health. // Biomolecules, 2021, vol. 11, no. 4, pp. 487. doi: 10.3390/biom11040487.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Internet addiction: diagnosis criteria and methods. // International Journal of Advanced Studies in Medicine and Biomedical Sciences, 2022, no. 1, pp. 17-22. doi: 10.12731/978-0-615-67340-0-2.

Petronytė L., Praninskienė R. Chronobiological types, duration of sleeping and psycho-emotional condition of teenagers. // Acta Med. Litu, 2016, vol. 23, no. 4, pp. 232-238. doi: 10.6001/actamedica.v23i4.3425.

Saikia A.M., Das J., Barman P., Bharali M.D. Internet Addiction and its Relationships with Depression, Anxiety, and Stress in Urban Adolescents of Kamrup District, Assam. // J. Family Community Med., 2019, vol. 26, no. 2, pp. 108-112. doi: 10.4103/jfcm.JFCM_93_18.

Tereshchenko S., Kasparov E., Semenova N. et al. Generalized and Specific Problematic Internet Use in Central Siberia Adolescents: A School-Based Study of Prevalence, Age-Sex Depending Content Structure, and Comorbidity with Psychosocial Problems. // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, vol. 19, no. 13, pp. 7593. doi: 10.3390 / ijerph19137593.

Tereshchenko S., Kasparov E., Smolnikova M. et al. Internet addiction and sleep problems among Russian adolescents: a field school-based study. // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, no. 19, pp. 397. doi: 10.3390/ijerph181910397.

Van Den Eijnden R.J.J.M., Lemmens J.S., Valkenburg P.M. The social media disorder scale. // Comput. Hum. Behav., 2016, vol. 61, pp. 478-487. doi: 10.1016/j.chb.2016.03.038.

Yılbaş B., Günel Karadeniz P. The Relationship Between Chronotype and Impulsivity, Attention-Deficit Disorder, Internet, Social Media, and Smartphone Addiction. // Alpha Psychiatry, 2022, vol. 23, no. 4, pp. 203-209. doi: 10.5152/alphapsychiatry.2022.21656.

References

Derevyannykh E.V., Balashova N.A., Yaskevich R.A., Moskalenko O.L. Vliyanie internet-addiktsii na pokazateli trevogi u studentov meditsinskogo vuza [The influence of Internet addiction on anxiety scores in medical students], Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 4, pp. 133-150. doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-133-150.

Zankevich I.G. Problemy addiktivnogo povedeniya uchashchikhsya v kontekste sopryazhennosti s individual’nymi khronofiziologicheskimi kharakteristikami lichnosti [Problems of addictive behavior of students in the context of conjugation with individual chronophysiological characteristics of personality]. Aktual’nye problemy gigieny, radiatsionnoy i ekologicheskoy meditsiny [Actual problems of hygiene, radiation and environmental medicine]. Grodno:GrGMU, 2016. S. 54-57.

Kolesnikov V.N., Mel’nik Yu.I, Teplova L.I. Internet-aktivnost’ i problemnoe ispol’zovanie interneta v yunosheskom vozraste [Internet activity and problematic use of the Internet in youth]. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 2019, no. 1(33), pp. 34-46. doi: 10.11621/npj.2019.0104.

Konovalov A.A., Bozhkova E.D. Vliyanie sovremennoy tsifrovoy sredy na psikhicheskoe zdorov’e [Influence of the modern digital environment on mental health]. Meditsinskiy al’manakh [Medical almanac], 2021, vol. 1, no. 66, pp. 6-15.

Kuznetsova E.V. Rol’ khronobiologicheskogo tipa lichnosti v razvitii internet-zavisimosti u shkol’nikov [The role of the chronobiological type of personality in the development of Internet addiction in schoolchildren]. Molodezhnyy innovatsionnyy vestnik [Youth Innovation Bulletin], 2020, vol.9, no.S2, pp. 50-52.

Malygin V.L., Feklisov K.A. Iskandirova A.B. i dr. Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki [Iskandirova A.B. and others. Internet-dependent behavior. Criteria and methods of diagnosis]: Uchebnoe posobie. M.: MGMSU; 2011. 32 s.

Monakhova E.S. Dinamika umstvennoy rabotosposobnosti v zavisimosti ot khronotipa shkol’nika [Dynamics of mental performance depending on the chronotype of the student]. Vestnik nauchnogo obshchestva studentov, aspirantov i molodykh uchenykh [Bulletin of the scientific society of students, graduate students and young scientists], 2021, no. 4, pp. 71-77.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Internet-zavisimost’: ponyatie, vidy, profilaktika [Internet addiction: concept, types, prevention]. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 2-2, pp. 102-109. doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-2-2-102-109.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Profilaktika internet-zavisimosti u detey i podrostkov [Prevention of Internet Addiction in Children and Adolescents]. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 4-2, pp. 134-142. doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-2-134-142.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Psikhologicheskie aspekty internet-zavisimosti [Psychological aspects of Internet addiction]. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 1-3, pp. 85-94. doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-1-3-85-94.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Rasprostranennost’, kriterii otsenki i metody diagnostiki internet-addiktsii [Prevalence, assessment criteria and methods for diagnosing Internet addiction]. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. V. 14, №6. P. 484-503. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-6-484-503

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Yaskevich R.A. Vliyanie internet-addiktsii na pokazateli depressii u studentov meditsinskogo vuza [The influence of Internet addiction on depression indicators in medical students]. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 5, pp. 118-135. doi: 10.12731/2658-4034-2022-13-4-133-150.

Semenova N.B., Tereshchenko S.Yu., Evert L.S. i dr. Rasprostranennost’ internet-zavisimosti u podrostkov Tsentral’noy Sibiri [Prevalence of Internet addiction among adolescents in Central Siberia]. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii [Healthcare of the Russian Federation], 2020, vol. 64, no. 1, pp. 36-44. doi: 10.18821/0044-197X-2020-64-1-36-44.

Semenova N.B., Tereshchenko S.Yu., Evert L.S., Shubina M.V. Kharakteristika psikhicheskogo statusa internet-zavisimykh podrostkov: gendernye i vozrastnye osobennosti [Characteristics of the mental status of Internet addicted adolescents: gender and age characteristics]. Profilakticheskaya meditsina [Preventive medicine], 2022, vol. 25, no. 8, pp. 83-89. doi: 10.17116/profmed20222508183.

Stepanova S.I. Bioritmologicheskie aspekty problemy adaptatsii [Biorhythmological aspects of the problem of adaptation]. M.:Nauka; 1986. 239 s.

Tereshchenko S.Yu., Shubina M.V., Semenova N.B. i dr. Vzaimosvyaz’ internet-zavisimosti i narusheniy sna u podrostkov Tsentral’noy Sibiri pri raznykh vidakh potreblyaemogo kontenta [Relationship between Internet addiction and sleep disorders in adolescents in Central Siberia with different types of content consumed]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry named after S.S. Korsakov], 2022, vol. 122, no. 5(2), pp. 58-64. doi: 10.17116/jnevro202212205258.

Fonarev D.V., Fonareva E.A. Psikhofizicheskie issledovaniya individual’nykh razlichiy u shkol’nikov [Psychophysical studies of individual differences in schoolchildren]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kul’tura [Bulletin of the Yuzhno-Ural State State University. Series: Education, healthcare, physical culture], 2015, vol. 15, no. 2, pp. 11-15. doi: 10.14529/ozfk150202.

Khasanova I.I., Kotova S.S. Vzaimosvyaz’ internet-zavisimosti s sovladayushchim i otklonyayushchimsya povedeniem uchashcheysya molodezhi [The relationship between Internet addiction and coping and deviant behavior of students]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2017, vol. 19, no. 4, pp. 146-168. doi: 10.17853/1994-5639-2017-4-146-168.

Yakovlev A.N., Chuprova N.A., Vantey V.B. i dr. Vozrastnye aspekty internet-zavisimosti: sravnitel’nyy analiz lits yunosheskogo vozrasta i molodykh vzroslykh [Age aspects of Internet addiction: a comparative analysis of youth and young adults]. Voprosy narkologii [Voprosy narkologii], 2020, vol. 193, no. 10, pp. 74-78. doi: 10.47877/0234-0623_2020_10_74.

Chen S.H., Weng L.J., Su Y.J. et al. Development of a Chinese internet addiction scale and its psychometric study. Chin. J. Psychol., 2003, no. 45, pp. 279-294. doi: 10.1037/t44491-000.

Cheng C., Li A. Y. Internet addiction prevalence and quality of (real) life: a meta-analysis of 31 nations across seven world regions. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw, 2014, no. 17(12), pp. 755-760. doi: 10.1089/cyber.2014.0317.

Horne J.A., Ostberg O. A self-assessment questionnaire to determine morningness-eveningness in human circadian rhythms. Int. J. Chronobio, 1976, vol. 4, no. 2. pp. P. 97-110.

ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics. 6C51.0 Gaming disorder, predominantly online, 2023. URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/entity/1448597234?view=L0 (дата обращения: 11.01.2023).

Küçükturan A.G., Horzum M.B., Korkmaz G., Üngören Y. Investigating the relationship between personality, chronotype, computer game addiction, and sleep quality of high school students: A structural equation modelling approach. Chronobiol. Int, 2022, vol. 39, no. 4, pp. 590-601. doi: 10.1080/07420528.2021.2013252.

Lemmens J.S., Valkenburg P.M., Peter J. Development and validation of a game addiction scale for adolescents. Media Psychol., 2009, vol. 12, pp. 77-95. doi: 10.1080/15213260802669458.

Miniwatts Marketing Group. Internet World Stats. Internet User Statistics & 2022 Population for the 53 European Countries and Regions. 2023. URL: https://www.internetworldstats.com/stats4.htm. (дата обращения: 11.01.2023).

Montaruli A., Castelli L., Mulè A. et al. Biological Rhythm and Chronotype: New Perspectives in Health. Biomolecules, 2021, vol. 11, no. 4, pp. 487. doi: 10.3390/biom11040487.

Moskalenko O.L., Tereshchenko S.Yu., Kasparov E.V. Internet addiction: diagnosis criteria and methods. International Journal of Advanced Studies in Medicine and Biomedical Sciences, 2022, no. 1, pp. 17-22. doi: 10.12731/978-0-615-67340-0-2.

Petronytė L., Praninskienė R. Chronobiological types, duration of sleeping and psycho-emotional condition of teenagers. Acta Med. Litu, 2016, vol. 23, no. 4, pp. 232-238. doi: 10.6001/actamedica.v23i4.3425.

Saikia A.M., Das J., Barman P., Bharali M.D. Internet Addiction and its Relationships with Depression, Anxiety, and Stress in Urban Adolescents of Kamrup District, Assam. J. Family Community Med., 2019, vol. 26, no. 2, pp. 108-112. doi: 10.4103/jfcm.JFCM_93_18.

Tereshchenko S., Kasparov E., Semenova N. et al. Generalized and Specific Problematic Internet Use in Central Siberia Adolescents: A School-Based Study of Prevalence, Age-Sex Depending Content Structure, and Comorbidity with Psychosocial Problems. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, vol. 19, no. 13, pp. 7593. doi: 10.3390 / ijerph19137593.

Tereshchenko S., Kasparov E., Smolnikova M. et al. Internet addiction and sleep problems among Russian adolescents: a field school-based study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, no. 19, pp. 397. doi: 10.3390/ijerph181910397.

Van Den Eijnden R.J.J.M., Lemmens J.S., Valkenburg P.M. The social media disorder scale. Comput. Hum. Behav., 2016, vol. 61, pp. 478-487. doi: 10.1016/j.chb.2016.03.038.

Yılbaş B., Günel Karadeniz P. The Relationship Between Chronotype and Impulsivity, Attention-Deficit Disorder, Internet, Social Media, and Smartphone Addiction. Alpha Psychiatry, 2022, vol. 23, no. 4, pp. 203-209. doi: 10.5152/alphapsychiatry.2022.21656.


Просмотров аннотации: 170
Загрузок PDF: 114
Опубликован
2023-02-28
Как цитировать
Yaskevich, N., Lysakov, A., Yaskevich, R., & Moskalenko, O. (2023). ОЦЕНКА РОЛИ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРНЕТ-АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(1), 173-193. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-1-173-193
Раздел
Психологические исследования