SERVICE LEARNING В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

  • Natalya A. Demchenko Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко; Ивановский государственный университет
  • Elena A. Shmeleva Ивановский государственный университет; Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России; Российский государственный социальный университет https://orcid.org/0000-0002-4698-5226
  • Pavel A. Kislyakov Российский государственный социальный университет https://orcid.org/0000-0003-1238-9183
Ключевые слова: психологическая безопасность, service learning, обучение служению, практические навыки, студенты, дети с ОВЗ

Аннотация

Актуальность. В статье обоснована актуальность поиска практико-ориентированных технологий в подготовке студентов вузов. Предмет исследования – технология service learning, сопрягающая академическое обучение и практическую деятельность будущих педагогов в конкретных ситуациях в интересах людей, нуждающихся в поддержке. Цель статьи – обосновать потенциал технологии service learning в подготовке студентов к обеспечению психологической безопасности школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация данных, опрос, качественный и количественный анализ данных, в т.ч. анализ процентных соотношений. Участники исследования: студенты Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко (Республика Молдова).

Результаты исследования. Выявлена осведомленность студентов о методе service learning и их готовности его освоения. Раскрыта сущность понятия service learning, описан опыт ее применения в зарубежных и отечественных вузах, обоснована возможность ее использования в работе в подготовке студентов к обеспечению психологической безопасности школьников с ОВЗ. Представлена модель формирования готовности студентов к обеспечению психологической безопасности школьников с ОВЗ.

Заключение. Практическая значимость исследования выражается в создании комфортной и безопасной образовательной среды, декларируемой в приоритетных целях государства. Технология service learning обеспечивает эффективное формирование у студентов профессиональных компетенций по обеспечению психологической безопасности детей с ОВЗ и предполагает использование тренингов, игр, упражнений на снятие тревожности и агрессивности детей, выявление угроз и рисков психологической безопасности в реальных условиях конкретных ситуаций.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Natalya A. Demchenko, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко; Ивановский государственный университет

преподаватель кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента; аспирант

Elena A. Shmeleva, Ивановский государственный университет; Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России; Российский государственный социальный университет

доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и социальной педагогики; профессор кафедры иностранных языков и профессиональных коммуникаций; профессор кафедры физической культуры, спорта и здорового образа жизни

Pavel A. Kislyakov, Российский государственный социальный университет

доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики

Литература

Список литературы

Горбуль Ю. А., Юрьева Л.А. “Service-learning” как технология профессионально-правовой подготовки студентов на базе юридических клиник ВУЗов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019.Т.4. №4. C. 145-151.

Горлова Н. И., Троска З. А. «Service-learning» как эффективная технология организации учебного процесса через волонтерскую практику и социальную активность в современном образовательном учреждении: история и современность // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 1(134). С. 128-135.

Демченко Н. А., Шмелева Е. А. Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в коррекционных школах // Научный поиск: личность, образование, культура. 2021. № 1(39). С. 52-56.

Закирова Л. Ф. Метод “service-learning” в зарубежной педагогике (на примере немецких вузов) // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 158-165.

Коменский Я.А. Дидактические принципы; (Отрывки из «Великой дидактики»). М.: Учпедгиз, 1940. 91 с.

Линович М.В. Внедрение образовательной практики «Обучение через волонтерство» в систему академического образования в России // Волонтер. 2012. № 1–2. С. 34–37

Мор Т. Утопия. Перевод с латинского Ю.М.Каган. М.: Наука, 1978.417 с.

Омарова А.М. Технология «service learning»: система социальных практик в образовательном процессе студенческой молодежи // Наука технологии инновации: сборник научных трудов. Часть 8. Новосибирск, 2016. С 134-136.

Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

Решетников О.В. Концепция социального служения в современном обществе / под ред. В.И. Жукова. М.: Союз, 2008, 32 с.

Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. Т.1: Эмиль, или О воспитании. М.: Педагогика, 1981. 656 с.

Социально-психологическое обеспечение безопасности детей с нарушениями интеллекта: коллективная монография / П. А. Кисляков, О. А. Силаева, А. Г. Удодов [и др.] ; Российский государственный социальный университет. М.: Российский государственный социальный университет, 2019. 224 с.

Шмелева Е. А., Кисляков П.А. Третья миссия университетов в институализации просоциальной активности молодежи // Ноосферные исследования. 2021. № 2. С. 4-12.

Шмелева Е. А., Правдов М. А., Корнев А. В., Мальцева Л. Д. Проектная деятельность в обеспечении практикоориентированности профессиональной подготовки студентов к инклюзивному образованию // Научный поиск. 2014. № 4.2. С. 73-75

Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Джишкариани Т.Д. и др. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие /под ред. П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. Шуя: Изд-во ШФ ИвГУ, 2016. 83 с.

Aramburuzabala P., García R. El aprendizaje-servicio en la formación de maestros // Revista del Congrés Internacional de Docència Universitària I Innovació. 2012. Vol. 1. Pp.1–15.

Billig S.H., Root S., Jesse D. The impact of participation in service-learning on high school students’ civic engagement. College Park, MD: Center for Information and Research on Civic Engagement and Learning, 2005.

Bolívar A. Competencias básicas y ciudadanía // Revista Caleidoscopio. 2008. Vol.1. Pp. 4-32.

Capella C., Gil-Gómez J., Martí-Puig M. Service-learning Methodology in Physical Education // Apunts. Educación Física y Deportes. 2014. Vol. 116 (1). Pp. 33-43.

Conway J.M., Amel E.L., Gerwien D.P. Teaching and learning in the social context: a meta-analysis of service learning’s effects on academic, personal, social, and citizenship outcomes // Teaching of Psychology. 2009. Vol.36 (4). Pp. 233-245.

Furco A. Service-learning: A balanced approach to experiential education. In B. Taylor (Ed.), Expanding boundaries: Serving and learning, Washington, DC: Corporation for National Service. 1996. Pp. 2-7.

Jacoby B. and Associates. Service-Learning in Higher Education: Concepts and Practices. San-Francisco, CA: Jossey-Bass, 1996. 416 p.

Kahne J., Westheimer L. The limits of efficacy: Educating citizens for democratic action. Comunicación presentada en el Annual Meeting of the American Political Science Association. Boston, MA, 2002.

Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Luneva L.F., Rybakova A.I., Feofanov V.N. Social and Psychological Safety of Adolescents with Intellectual Disabilities in Special and Inclusive Schools of Russia // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2018. Vol.12 (8). Pp.17-20.

Levine P., López M.H. Youth voter turnout has declined, by any measure. College Park, MD: The Center for Information and Research on Civic Learning and Engagement, 2002.

Markus G.B., Howard J.P. F., King D.C. Notes: Integrating community service and classroom instruction enhances learning: Results from an experiment // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1993, Vol. 15 (4). Pp. 410–419.

Morgan W., Streb M. How quality service-learning develops civic values. Bloomington, IN: Center for Participation and Citizenship, 1999.

Perry J.L., Katula M.C. Does service affect citizenship? // Administration & Society. 2001. № 33. Pp. 330– 365.

Rodriguez-Gallego M. R.. El aprendizaje-servicio como estrategia metodológica en la universidad //Revista Complutense de Educación. 2013. Vol. 25 (1). Pp. 95-113. https://doi.org/10.5209/rev_RCED.2014.v25.n1.41157

Scales P.C., Blyth D.A., Berkas T.Y., Kielsmeier J.C. The effects of service-learning on middle school students’ social responsibility and academic success // Journal of Early Adolescence. 2000. Vol. 20 (3). Pp. 332-358.

Sigmon R. Service-learning: Three Principles, Spring, Synergist 9, 1979.

Sliwka A., Petry C., Kalb P. Durch Verantwortung lernen – Service Learning: Etwas für andere tun. Weinheim: Beltz, 2004. 240 p.

Umpleby S., Rakicevik G. Adopting Service-Learning in Universities around the World // Journal of the World Universities Forum. 2008. Vol.1(2). Pp.39-48.

Warren J.L. Does Service-Learning Increase Student Learning? A Meta-Analysis // Michigan Journal of Community Service Learning. 2012. Pp. 56-61.

Youniss J., Yates M. Communitv service and social responsibilitv in youth. Chicago, IL: University of Chicago Press., 1997.

Referenсes

Gorbul’ Yu. A., Yur’eva L.A. “Service-learning” kak tekhnologiya professional’no-pravovoj podgotovki studentov na baze yuridicheskih klinik VUZov [“Service-learning” as a technology of professional and legal training of students on the basis of legal clinics of universities], Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki, 2019, T. 4, issue 4, pp. 145-151.

Gorlova N. I., Troska Z. A. “Service-learning” kak effektivnaya tekhnologiya organizacii uchebnogo processa cherez volonterskuyu praktiku i social’nuyu aktivnost’ v sovremennom obrazovatel’nom uchrezhdenii: istoriya i sovremennost’ [“Service-learning” as an effective technology for organizing the educational process through volunteer practice and social activity in a modern educational institution: history and modernity], Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social’nogo universiteta, 2016, T. 15, vol. 1, no.134, pp 128-135.

Demchenko N. A., Shmeleva E. A. Osobennosti psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obuchayushchihsya v korrekcionnyh shkolah [Features of psychological and pedagogical support of students in correctional schools], Nauchnyj poisk: lichnost’, obrazovanie, kul’tura, 2021, vol. 1, no. 39, pp. 52-56.

Zakirova L. F. Metod “service-learning” v zarubezhnoj pedagogike (na primere nemeckih vuzov) [Method “service-learning” in foreign pedagogy (on the example of German universities)], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2010, vol. 5-6, pp. 158-165.

Komenskij Ya.A. Didakticheskie principy; (Otryvki iz «Velikoj didaktiki») [Didactic principles; (Excerpts from the “Great Didactics”)]. Moscow: Uchpedgiz, 1940. 91 p.

Linovich M.V. Vnedrenie obrazovatel’noj praktiki «Obuchenie cherez volonterstvo» v sistemu akademicheskogo obrazovaniya v Rossii [Introduction of educational practice “Learning through volunteering” into the system of academic education in Russia], Volonter, 2012, vol. 1–2, pp. 34–37.

Mor T. Utopiya [Utopia]. Translated from Latin by Y.M.Kagan. Moscow: Nauka, 1978.417 p.

Omarova A.M. Tekhnologiya «service learning»: sistema social’nyh praktik v obrazovatel’nom processe studencheskoj molodezhi [“Service learning” technology: a system of social practices in the educational process of student youth]. Nauka tekhnologii innovacii: sbornik nauchnyh trudov. CHast’ 8. Novosibirsk, 2016, pp. 134-136.

Pestalocci I.G. Lingard i Gertruda [Lingard and Gertrude]. Hrestomatiya po istorii zarubezhnoj pedagogiki. Moscow, 1971.

Reshetnikov O.V. Koncepciya social’nogo sluzheniya v sovremennom obshchestve [The concept of social service in modern society] / pod red. V.I. Zhukova. M.: Soyuz, 2008, 32 p.

Russo Zh. Zh. Pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. T.1: Emil’, ili O vospitanii [Pedagogical works: in 2 vols. Vol.1: Emil, or About education]. Moscow: Pedagogika, 1981. 656 p.

Kislyakov P.A., Silaeva O.A., Udodov A.G., Feofanov V.N., Shmeleva E.A. Social’no-psihologicheskoe obespechenie bezopasnosti detej s narusheniyami intellekta [Socio-psychological security of children with intellectual disabilities]. Moscow: Rossijskij gosudarstvennyj social’nyj universitet, 2019. 224 p.

Shmeleva E. A., Kislyakov P.A. Tret’ya missiya universitetov v institualizacii prosocial’noj aktivnosti molodezhi [The third mission of universities is to institutionalize the prosocial activity of young people], Noosfernye issledovaniya, 2021, vol. 2, pp. 4-12.

Shmeleva E.A., Pravdov M.A., Kornev A.V., Mal’ceva L.D. Proektnaya deyatel’nost’ v obespechenii praktikoorientirovannosti professional’noj podgotovki studentov k inklyuzivnomu obrazovaniyu [Project activity in ensuring practice-oriented professional training of students for inclusive education], Nauchnyj poisk, 2014, vol. 4.2, pp. 73-75

Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Dzhishkariani T.D. i dr. Social’no-obrazovatel’noe proektirovanie v duhovno-nravstvennom stanovlenii budushchego pedagoga [Socio-educational design in the spiritual and moral formation of the future teacher]. Metodicheskoe posobie /pod red. P.A. Kislyakova, E.A. Shmelevoj. Shuya, 2016. 83 p.

Rodriguez-Gallego M. R.E l aprendizaje-servicio como estrategia metodológica en la Universidad, Revista Complutense de Educación, 2013, vol. 25, no.1, pp. 95-113. https://doi.org/10.5209/rev_RCED.2014.v25.n1.41157

Jacoby B. and Associates. Service-Learning in Higher Education: Concepts and Practices. San-Francisco, CA: Jossey-Bass, 1996, 416 p.

Capella C., Gil-Gómez J., Martí-Puig M. Service-learning Methodology in Physical Education, Apunts. Educación Física y Deportes, 2014, vol. 116, no. 1, pp. 33-43.

Furco A. Service-learning: A balanced approach to experiential education. In B. Taylor (Ed.), Expanding boundaries: Serving and learning, Washington, DC: Corporation for National Service, 1996, pp. 2-7.

Sigmon R. Service-learning: Three Principles, Spring, Synergist 9, 1979.

Sliwka A., Petry C., Kalb P. Durch Verantwortung lernen – Service Learning: Etwas für andere tun. Weinheim: Beltz, 2004, 240 p.

Umpleby S., Rakicevik G. Adopting Service-Learning in Universities around the World, Journal of the World Universities Forum, 2008, vol.1, no. 2, pp.39-48.

Scales P.C., Blyth D.A., Berkas T.Y., Kielsmeier J.C. The effects of service-learning on middle school students’ social responsibility and academic success, Journal of Early Adolescence, 2000, vol. 20, no.3, pp. 332-358.

Aramburuzabala P., García R. El aprendizaje-servicio en la formación de maestros, Revista del Congrés Internacional de Docència Universitària I Innovació, 2012, no. 1, pp.1–15.

Bolívar A. Competencias básicas y ciudadanía, Revista Caleidoscopio, 2008, no.1, pp. 4-32.

Perry J.L., Katula M.C. Does service affect citizenship? Administration & Society, 2001, no. 33, pp. 330-365.

Youniss J., Yates M. Communitv service and social responsibilitv in youth. Chicago, IL: University of Chicago Press., 1997.

Kahne J., Westheimer L. The limits of efficacy: Educating citizens for democratic action. Comunicación presentada en el Annual Meeting of the American Political Science Association. Boston, MA, 2002.

Levine P., López M.H. Youth voter turnout has declined, by any measure. College Park, MD: The Center for Information and Research on Civic Learning and Engagement, 2002.

Billig S.H., Root S., Jesse D. The impact of participation in service-learning on high school students’ civic engagement. College Park, MD: Center for Information and Research on Civic Engagement and Learning, 2005.

Morgan W., Streb M. How quality service-learning develops civic values. Bloomington, IN: Center for Participation and Citizenship, 1999.

Conway J.M., Amel E.L., Gerwien D.P. Teaching and learning in the social context: a meta-analysis of service learning’s effects on academic, personal, social, and citizenship outcomes. Teaching of Psychology, 2009, vol.36, no. 4, pp. 233 - 245.

Warren J.L. Does Service-Learning Increase Student Learning? A Meta-Analysis. Michigan Journal of Community Service Learning, 2012, pp. 56-61.

Markus G.B., Howard J.P. F., King D.C. Notes: Integrating community service and classroom instruction enhances learning: Results from an experiment. Educational Evaluation and Policy Analysis, 1993, vol. 15, no. 4, pp. 410–419.

Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Luneva L.F., Rybakova A.I., Feofanov V.N. Social and Psychological Safety of Adolescents with Intellectual Disabilities in Special and Inclusive Schools of Russia. Journal of Clinical and Diagnostic Research, 2018, vol.12, no 8, pp.17-20.


Просмотров аннотации: 114
Загрузок PDF: 156
Опубликован
2023-02-28
Как цитировать
Demchenko, N., Shmeleva, E., & Kislyakov, P. (2023). SERVICE LEARNING В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(1), 145-172. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-1-145-172
Раздел
Психологические исследования