СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация
В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому изучение взаимосвязи удовлетворенности браком и детско-родительских отношений в семьях со старшими дошкольниками остается актуальной темой для психолого-педагогических исследований.
В статье приведены результаты изучения отношения матерей дошкольников к разным сторонам семейной жизни по методике PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл). Обследованы полные и неполные семьи. Авторами выявлены особенности и различия в структуре детско-родительских отношений в полных и неполных семьях. Также, наблюдаются различия в структуре детско-родительских отношений в семьях с дошкольниками 3-5 лет и в семьях с дошкольниками 6-7 лет. Полученные данные позволяют разработать систему тренингов и программ по работе с родителями, имеющими недостаточно оптимальный детско-родительский контакт и отследить изменения детско-родительских отношений после оказания психолого-педагогического воздействия (тренинги, семинары, мастер-классы, личные консультации).
Скачивания
Литература
Список литературы
Антоненко К.С., Игнатович С.С. Детско-родительские отношения как фактор психического развития ребенка в раннем детстве // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 3. С. 92-102
Антонов А.И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – Москва: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304 с.
Вагапова А.Р. Особенности родительской позиции в семьях разного типа / А.Р. Вагапова, А.Ю. Маркелова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 2. С. 170-175.
Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. Москва: Когито-Центр, 2012. 182 с.
Венза Т.В. Развитие личности ребенка в контексте детско-родительских отношений // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. № 3. С. 39-48.
Иберла К. Факторный анализ. Москва: «Статистика», 1980. 280 с.
Комлик Л.Ю., Фаустова И.В., Филатова И.Ю., Паршина Е.А. Детско-родительские отношения как фактор повышенной тревожности у детей поколения Z // Modern Science. 2021.№ 11-2. С. 212-218.
Левандовский Н. Г. О корректированном применении факторного анализа и критериях факторизации // Вопросы психологии. 1980. №5. С. 138-142.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2009. 150 с.
Мартынюк О.Б., Сикачёва К.Д. Классификации стилей семейного воспитания и их характеристика // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3(20). С. 362-367.
Славутская Е. В. Психологическое сопровождение учащихся / Е. В. Славутская. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2010. 191 с.
Славутская Е. В. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации / Е. В. Славутская, Л. А. Славутский // Экспериментальная психология. 2013. Т.6. №4. С. 40-51.
Славутская Е. В. Факторный анализ гендерных особенностей эмоциональной сферы и самооценки дошкольников / Е. В. Славутская, Н. С. Вострецова // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 69-73.
Смирнова Е. О. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова // Психолог в детском саду. 2003. №4. С.102-108.
Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 672 с.
Шульга Т. И. Психологическое сопровождение семьи: учеб. пособие. Москва: НОУ ВПО МЭИ, 2014. 154 с.
Яшкова А.Н., Сыч А.С., Рашкина Е.А. Детско-родительские отношения и социально-психологическая адаптация дошкольников // Учебный эксперимент в образовании. 2021. № 2 (98). С. 7-13.
Gordon T. Parent effectiveness training / T. Gordon. N. Y. Peter Wyden, 1970. P. 54.
Eisenberg N. Spinrad T. L., Cumberland A.J. The Socialization of Emotion: Reply to Commentaries // Psychological Inquiry, 1998, vol. 9(4), pp. 317-333.
Grusec J. E. Socialization in the Family: The roles of parents. Handbook of Socialization in the family. Theory and Research. New York. NY. US, Guliford Press, 2007, pp. 284-308.
References
Antonenko K.S., Ignatovich S.S. Pedagogika: istoriya, perspektivy, 2021, vol. 4, no. 3, pp. 92-102
Antonov A.I., Medkov V.M. Sotsiologiya sem’i [Sociology of the family]. – Moscow: Publishing House of Moscow State University: Publishing House of the International University of Business and Management (“Brothers Karich”), 1996, 304 p.
Vagapova A.R., Markelova A.Yu. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 2018, vol. 7, no. 2, pp. 170-175.
Varga A.Ya. Vvedenie v sistemnuyu semeynuyu psikhoterapiyu [Introduction to systemic family therapy]. Moscow: Kogito-Centre, 2012, 182 p.
Venza T.V. Vestnik YuUrGGPU, 2015, no. 3, pp. 39-48.
Iberla K. Faktornyy analiz [Factor analysis]. Moscow: “Statistics”, 1980, 280 p.
Komlik L.Yu., Faustova I.V., Filatova I.Yu., Parshina E.A. Modern Science, 2021, no. 11-2, pp. 212-218.
Levandovskiy N.G. Voprosy psikhologii, 1980, no. 5, pp. 138-142.
Markovskaya I. M. Trening vzaimodeystviya roditeley s det’mi [Training of interaction between parents and children]. St. Petersburg: Piter Publishing House, 2009, 150 p.
Martynyuk O.B., Sikacheva K.D. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, 2018, no. 3(20), pp. 362-367.
Slavutskaya E. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie uchashchikhsya [Psychological support of students]. Cheboksary: ChGPU im. I. Ya. Yakovleva, 2010, 191 p.
Slavutskaya E. V., Slavutskiy L. A. Eksperimental’naya psikhologiya, 2013, vol. 6, no. 4, pp. 40-51.
Slavutskaya E. V., Vostretsova N. S. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2019, no. 2, pp. 69-73.
Smirnova E. O., Sokolova M. V. Psikholog v detskom sadu, 2003, no. 4, pp. 102-108.
Eydemiller E.G., Yustitskis V.V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem’i [Psychology and psychotherapy of the family]. St. Petersburg: Piter, 2008, 672 p.
Shul’ga T. I. Psikhologicheskoe soprovozhdenie sem’i: ucheb. posobie [Psychological support of the family: textbook]. Moskva: NOU VPO MEI, 2014, 154 p.
Yashkova A.N., Sych A.S., Rashkina E.A. Uchebnyy eksperiment v obrazovanii, 2021, no. 2 (98), pp. 7-13.
Gordon T. Parent effectiveness training. N. Y. Peter Wyden, 1970, p. 54.
Eisenberg N. Spinrad T. L., Cumberland A.J. The Socialization of Emotion: Reply to Commentaries. Psychological Inquiry, 1998, vol. 9(4), pp. 317-333.
Grusec J. E. Socialization in the Family: The roles of parents. Handbook of Socialization in the family. Theory and Research. New York. NY. US, Guliford Press, 2007, pp. 284-308.
Просмотров аннотации: 483 Загрузок PDF: 332
Copyright (c) 2023 Anna V. Pavlova, Elena V. Slavutskaya
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.