СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

  • Anna V. Pavlova ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Я. Яковлева» https://orcid.org/0000-0002-8967-7805
  • Elena V. Slavutskaya ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Я. Яковлева»
Ключевые слова: детско-родительские отношения, факторный анализ, методика PARI, полные и неполные семьи, дошкольники

Аннотация

В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому изучение взаимосвязи удовлетворенности браком и детско-родительских отношений в семьях со старшими дошкольниками остается актуальной темой для психолого-педагогических исследований.

В статье приведены результаты изучения отношения матерей дошкольников к разным сторонам семейной жизни по методике PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл). Обследованы полные и неполные семьи. Авторами выявлены особенности и различия в структуре детско-родительских отношений в полных и неполных семьях. Также, наблюдаются различия в структуре детско-родительских отношений в семьях с дошкольниками 3-5 лет и в семьях с дошкольниками 6-7 лет. Полученные данные позволяют разработать систему тренингов и программ по работе с родителями, имеющими недостаточно оптимальный детско-родительский контакт и отследить изменения детско-родительских отношений после оказания психолого-педагогического воздействия (тренинги, семинары, мастер-классы, личные консультации).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Anna V. Pavlova, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Я. Яковлева»

аспирант

Elena V. Slavutskaya, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Я. Яковлева»

профессор кафедры психологии и социальной педагогики, доктор психологических наук, доцент

Литература

Список литературы

Антоненко К.С., Игнатович С.С. Детско-родительские отношения как фактор психического развития ребенка в раннем детстве // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 3. С. 92-102

Антонов А.И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – Москва: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304 с.

Вагапова А.Р. Особенности родительской позиции в семьях разного типа / А.Р. Вагапова, А.Ю. Маркелова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 2. С. 170-175.

Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. Москва: Когито-Центр, 2012. 182 с.

Венза Т.В. Развитие личности ребенка в контексте детско-родительских отношений // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. № 3. С. 39-48.

Иберла К. Факторный анализ. Москва: «Статистика», 1980. 280 с.

Комлик Л.Ю., Фаустова И.В., Филатова И.Ю., Паршина Е.А. Детско-родительские отношения как фактор повышенной тревожности у детей поколения Z // Modern Science. 2021.№ 11-2. С. 212-218.

Левандовский Н. Г. О корректированном применении факторного анализа и критериях факторизации // Вопросы психологии. 1980. №5. С. 138-142.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2009. 150 с.

Мартынюк О.Б., Сикачёва К.Д. Классификации стилей семейного воспитания и их характеристика // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3(20). С. 362-367.

Славутская Е. В. Психологическое сопровождение учащихся / Е. В. Славутская. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2010. 191 с.

Славутская Е. В. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации / Е. В. Славутская, Л. А. Славутский // Экспериментальная психология. 2013. Т.6. №4. С. 40-51.

Славутская Е. В. Факторный анализ гендерных особенностей эмоциональной сферы и самооценки дошкольников / Е. В. Славутская, Н. С. Вострецова // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 69-73.

Смирнова Е. О. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова // Психолог в детском саду. 2003. №4. С.102-108.

Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 672 с.

Шульга Т. И. Психологическое сопровождение семьи: учеб. пособие. Москва: НОУ ВПО МЭИ, 2014. 154 с.

Яшкова А.Н., Сыч А.С., Рашкина Е.А. Детско-родительские отношения и социально-психологическая адаптация дошкольников // Учебный эксперимент в образовании. 2021. № 2 (98). С. 7-13.

Gordon T. Parent effectiveness training / T. Gordon. N. Y. Peter Wyden, 1970. P. 54.

Eisenberg N. Spinrad T. L., Cumberland A.J. The Socialization of Emotion: Reply to Commentaries // Psychological Inquiry, 1998, vol. 9(4), pp. 317-333.

Grusec J. E. Socialization in the Family: The roles of parents. Handbook of Socialization in the family. Theory and Research. New York. NY. US, Guliford Press, 2007, pp. 284-308.

References

Antonenko K.S., Ignatovich S.S. Pedagogika: istoriya, perspektivy, 2021, vol. 4, no. 3, pp. 92-102

Antonov A.I., Medkov V.M. Sotsiologiya sem’i [Sociology of the family]. – Moscow: Publishing House of Moscow State University: Publishing House of the International University of Business and Management (“Brothers Karich”), 1996, 304 p.

Vagapova A.R., Markelova A.Yu. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 2018, vol. 7, no. 2, pp. 170-175.

Varga A.Ya. Vvedenie v sistemnuyu semeynuyu psikhoterapiyu [Introduction to systemic family therapy]. Moscow: Kogito-Centre, 2012, 182 p.

Venza T.V. Vestnik YuUrGGPU, 2015, no. 3, pp. 39-48.

Iberla K. Faktornyy analiz [Factor analysis]. Moscow: “Statistics”, 1980, 280 p.

Komlik L.Yu., Faustova I.V., Filatova I.Yu., Parshina E.A. Modern Science, 2021, no. 11-2, pp. 212-218.

Levandovskiy N.G. Voprosy psikhologii, 1980, no. 5, pp. 138-142.

Markovskaya I. M. Trening vzaimodeystviya roditeley s det’mi [Training of interaction between parents and children]. St. Petersburg: Piter Publishing House, 2009, 150 p.

Martynyuk O.B., Sikacheva K.D. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, 2018, no. 3(20), pp. 362-367.

Slavutskaya E. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie uchashchikhsya [Psychological support of students]. Cheboksary: ChGPU im. I. Ya. Yakovleva, 2010, 191 p.

Slavutskaya E. V., Slavutskiy L. A. Eksperimental’naya psikhologiya, 2013, vol. 6, no. 4, pp. 40-51.

Slavutskaya E. V., Vostretsova N. S. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2019, no. 2, pp. 69-73.

Smirnova E. O., Sokolova M. V. Psikholog v detskom sadu, 2003, no. 4, pp. 102-108.

Eydemiller E.G., Yustitskis V.V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem’i [Psychology and psychotherapy of the family]. St. Petersburg: Piter, 2008, 672 p.

Shul’ga T. I. Psikhologicheskoe soprovozhdenie sem’i: ucheb. posobie [Psychological support of the family: textbook]. Moskva: NOU VPO MEI, 2014, 154 p.

Yashkova A.N., Sych A.S., Rashkina E.A. Uchebnyy eksperiment v obrazovanii, 2021, no. 2 (98), pp. 7-13.

Gordon T. Parent effectiveness training. N. Y. Peter Wyden, 1970, p. 54.

Eisenberg N. Spinrad T. L., Cumberland A.J. The Socialization of Emotion: Reply to Commentaries. Psychological Inquiry, 1998, vol. 9(4), pp. 317-333.

Grusec J. E. Socialization in the Family: The roles of parents. Handbook of Socialization in the family. Theory and Research. New York. NY. US, Guliford Press, 2007, pp. 284-308.


Просмотров аннотации: 454
Загрузок PDF: 275
Опубликован
2022-12-20
Как цитировать
Pavlova, A., & Slavutskaya, E. (2022). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(6), 120-134. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-120-134
Раздел
Психологические исследования