РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У СТУДЕНТОВ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»

  • Valeria V. Uranova Астраханский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0003-2114-1286
  • Olga V. Bliznyak Астраханский государственный медицинский университет
  • Marina V. Mazhitova Астраханский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0002-1822-6652
  • Ralina R. Isyakaeva Астраханский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0001-9804-2951
Ключевые слова: визуализация, образовательный процесс, эффективность, таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг

Аннотация

Введение. Данная статья посвящена изучению и разработке визуального материала по дисциплине «Аналитическая химия» и определению эффективности его внедрения в образовательную среду.

Цель исследования заключалась в изучении роли визуальной информации в процессе обучения студентов медико-биологического профиля и в определении перспективности её дальнейшего внедрения.

Методы. Исследование проводилось среди студентов второго курса методом социального эксперимента и последующего опроса участников о преимуществах и недостатках инновационной системы образовательного процесса. Статистическую обработку проводили с использованием пакета «Statistica 10».

Результаты. Было выявлено, что группа студентов, занимавшихся с использованием визуального материала, показала высокие результаты по показателям: «Успеваемость, %» и «Качество, %». Был разработан алгоритм создания визуального материала тремя базовыми методами.

Область применения результатов. Результаты исследования могут послужить основой для расширения внедрения визуальных форм в образовательный процесс высших учебных заведений на постоянной основе. Созданные авторами визуальные концепции и алгоритмы могут использоваться в качестве учебного материала.

Заключение. Было выявлено, что в условиях развития инновационных технологий традиционный формат образовательного процесса является менее эффективным и для его дальнейшего развития необходимо внедрение визуального материала. Результаты эксперимента и опрос позволили выявить недостатки и преимущества в переходе от традиционного формата к инновационному. У визуализации много преимуществ, но следует учитывать, что полный переход на визуальную модель образовательного процесса невозможен, поскольку для получения качественного образования и совокупности практических навыков необходимо изучать полный объём информации, а затем его структурировать.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Valeria V. Uranova, Астраханский государственный медицинский университет

ассистент кафедры химии фармацевтического факультета

Olga V. Bliznyak, Астраханский государственный медицинский университет

студент фармацевтического факультета

Marina V. Mazhitova, Астраханский государственный медицинский университет

заведующая кафедрой химии фармацевтического факультета, доктор биологических наук, доцент

Ralina R. Isyakaeva, Астраханский государственный медицинский университет

ассистент кафедры химии фармацевтического факультета

Литература

Список литературы

Абдрахманова И. В. Методологические особенности разработки электронных учебных пособий для студентов физкультурных вузов / И. В. Абдрахманова, И. В. Лущик, М. Н. Сандирова // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 119.

Ахметов М. А. От познавательного интереса к раскрытию сущности электрохимических процессов // Химия в школе. 2014. № 8.С. 38-44.

Безбородова Н. Я. Влияние компьютерных технологий на когнитивные процессы школьников // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т. 3. № 2. С. 109-113.

Браханова М. О. Интеллект-карты при изучении неметаллов // Химия в школе. 2022. № 2. С. 42.

Ваганова О. И. Реализация технологии интеллект-карт при изучении гуманитарных дисциплин / О. И. Ваганова, Е. Б. Пономаренко, Я. В. Зубкова // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75(2). С. 51-54.

Джафарова А. Особенности использования программного обеспечения Coggle для создания интеллект-карт как эффективного способа визуализации информации на примере материала по русскому языку / А. Джафарова, М. Е. Маньшин // Методист. 2020. № 1. С. 6-9.

Жиркова Т. Н. Визуализация экспериментальных задач по химии в условиях реализации электронного обучения в общеобразовательных организациях / Т. Н. Жиркова, Ю. В. Корнилов // Современное образование: традиции и инновации. 2016. № 4. С. 203-208.

Осмоловская И. М. Обновление методов и технологий обучения в условиях информационно-образовательной среды / И. М. Осмоловская, И. В. Ускова // Школьные технологии. 2021. № 3. С. 119-125.

Пилюгина Н. Н. Об использовании интеллект-карт в процессе обучения / Н. Н. Пилюгина, Д. В. Щетинина // Химия в школе. 2021. № 8. С. 22-28.

Радченко С. А. Инновационные методы для улучшения обучения по технологии, физике, теплотехнике и охране труда / С. А. Радченко, А. Н. Сергеев // Школа будущего. 2017. № 6. С. 180-187.

Севрюк А. В. Визуализация информации при изучении теоретической механики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 89-92. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2020.04.27.

Ушкова Н. Н. О визуализации больших данных в информационных системах / Н. Н. Ушкова, А. Н. Чесалин, К. В. Болотин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2022. № 6. С. 150-160. https://doi.org/10.37882/2223-2966.2022.06.35.

Чаплыгина А. В. Применение технологии составления интеллект-карт в обучении химии // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 3(39). С. 237-252. https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.39.18.

Шлякова Е. В. Использование ментальных карт для визуализации учебного материала при обучении химии в военном вузе // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6. № 2. С. 73-77.

Шлякова Е.В. Интеллект-карты как средство структурирования и визуализации учебного материала в процессе обучения химии в военном вузе // Научное отражение. 2020. № 4. С. 37–39.

Hrabovskyi Y. Development of information visualization methods for use in multimedia applications / Y. Hrabovskyi, N. Brynza, O. Vilkhivska // Eureka: Physics and Engineering. 2020. No 1. P. 3-17. https://doi.org/10.21303/2461-4262.2020.001103.

Monaliza E.O. Haddad. The Use of Educational Technologies in Distance Education – Enabling the Appropriation of Teaching and Learning Process / Monaliza E.O. Haddad, Naura S.C. Ferreira, Adriano A. Faria // Open Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 2 (01). P. 54–58.

Norouzi Y. Evaluating children’s websites from an information visualization perspective: findings of a comparative mixed-methods study / Y. Norouzi, Z. Jafari Athar, H. Keshavarz // The Electronic Library. 2021. Vol. 39. No 6. P. 885-908. https://doi.org/10.1108/EL-12-2020-0348.

Redko L. Visual Control Methods-The Basis of Quality Control / L. Redko, M. Yanushevskaya // Studies in Systems, Decision and Control. 2021. Vol. 351. P. 187-198. https://doi.org/10.1007/978-3-030-68103-6_17.

Renato Mauricio Toasa G. Academic data visualization: A review of the current status in the university context / G. Renato Mauricio Toasa, G. L. Rodríguez // RISTI - Revista Iberica de Sistemas e Tecnologias de Informacao. 2021. Vol. 2021. No E45. P. 255-267.

References

Abdraxmanova I. V. Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya, 2017, no. 3. pp. 119.

Axmetov M. A. Ximiya v shkole, 2014, no. 8, pp. 38-44.

Bezborodova N. Ya. International Journal of Medicine and Psychology, 2020, no. 2 (3), pp. 109-113.

Braxanova M. O. Ximiya v shkole, 2022, no. 2, pp. 42.

Vaganova O. I., Ponomarenko E. B., Zubkova Ya. V. Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2022, no. 75(2), pp. 51-54.

Dzhafarova A., Man`shin M. E. Metodist, 2020, no. 1, pp. 6-9.

Zhirkova T. N., Kornilov Yu. V. Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii, 2016, no. 4, pp. 203-208.

Osmolovskaya I. M., Uskova I. V. Shkol`ny`e texnologii, 2021, no. 3, pp. 119-125.

Pilyugina N. N., Shhetinina D. V. Ximiya v shkole, 2021, no. 8, pp. 22-28.

Radchenko S. A., Sergeev A. N. Shkola budushhego, 2017, no. 6, pp. 180-187.

Sevryuk A. V. Sovremennaya nauka: aktual`ny`e problemy` teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarny`e nauki, 2020, no. 4, pp. 89-92. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2020.04.27.

Ushkova N. N., Chesalin A. N., Bolotin K. V. Sovremennaya nauka: aktual`ny`e problemy` teorii i praktiki. Seriya: Estestvenny`e i texnicheskie nauki, 2022, no. 6, pp. 150-160. https://doi.org/10.37882/2223-2966.2022.06.35.

Chaply`gina A. V. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. E`lektronny`j nauchny`j zhurnal, 2021, no. 3(39), pp. 237-252. https://doi.org/10.32516/2303-9922.2021.39.18.

Shlyakova E. V. Zhurnal pedagogicheskix issledovanij, 2021, no. 2 (6). pp. 73-77.

Shlyakova E.V. Nauchnoe otrazhenie, 2020, no. 4, pp. 37–39.

Hrabovskyi Y., Brynza N., Vilkhivska O. Eureka: Physics and Engineering, 2020, no. 1. pp. 3-17. https://doi.org/10.21303/2461-4262.2020.001103.

Monaliza E.O. Haddad, Naura S.C. Ferreira, Adriano A. Faria. Open Journal of Social Sciences, 2014, no. 2 (01), pp. 54–58.

Norouzi Y., Jafari Athar Z., Keshavarz H. The Electronic Library, 2021. no. 6 (39), pp. 885-908. https://doi.org/10.1108/EL-12-2020-0348.

Redko L., Yanushevskaya M. Studies in Systems, Decision and Control, 2021, Vol. 351, pp. 187-198. https://doi.org/10.1007/978-3-030-68103-6_17.

Renato Mauricio Toasa G., Rodríguez G. L. RISTI - Revista Iberica de Sistemas e Tecnologias de Informacao, 2021, no. E45 (2021), pp. 255-267.


Просмотров аннотации: 159
Загрузок PDF: 147
Опубликован
2022-12-20
Как цитировать
Uranova, V., Bliznyak, O., Mazhitova, M., & Isyakaeva, R. (2022). РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У СТУДЕНТОВ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ». Russian Journal of Education and Psychology, 13(6), 19-44. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-19-44
Раздел
Педагогические исследования