ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СО СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В настоящее время в России фиксируется рост отклоняющегося поведения учащейся молодежи. Многочисленные исследования направлены на изучение причин девиаций подростков и юношей. Этим обусловлена актуальность выявления определенных характеристик личности учащихся с отклоняющимся поведением.
Цель: изучение взаимосвязи между склонностью к отклоняющемуся поведению и определенными чертами личности учащихся подросткового и юношеского возрастов.
Методы. Методика «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла, 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, методика «Диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности», автор С. С. Бубнов. Использовались статистические методы обработки результатов эмпирического исследования в программе STATISTICA.
Результаты. Выявлена взаимосвязь высоких показателей по шкале установки на социально желательные ответы по методике «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла с особенностями вербального интеллекта испытуемых. Склонность к преодолению норм и правил имеет связь с нонконформизмом, склонность к аддиктивному поведению, слабый волевой контроль эмоциональных реакций и склонность к деликвентному поведению связаны с вербальным интеллектом. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, а также склонность к агрессии и насилию взаимосвязаны с такой чертой личности, как радикализм.
Заключение. Проведенное исследование доказывает взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению учащейся молодежи с определенными чертами их личности.
Область применения результатов. Результаты позволяют оценить некоторые особенности личности учащейся молодежи с отклоняющимся поведением и предоставляют возможности для разработки подходов к их психолого-педагогическому сопровождению.
Скачивания
Литература
Список литературы
Азарова Л.А. Психология девиантного поведения / Л.А. Азарова, В. А. Сятковский. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с.
Акутина С.П. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации / С.П. Акутина, А.А. Семавина // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 869-872. URL: https://moluch.ru/archive/112/28702/ (дата обращения: 14.07.2022).
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
Гартвик Е.В. Психологические факторы деликвентного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3 (86). С. 283-291.
Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 72-78.
Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направлениям воспитания: сборник диагностических методик / составители: Осалихина Ю.А., Косолапова Н.Н. ГБОУ СПО «Мишкинский профессионально-педагогический колледж», 2011. 71 с.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр «Академия, 2003. 97 с.
Коваленко О.В. Взаимосвязь типа психологической защиты и склонностей к девиантному поведению у подростков // Молодой ученый. 2021. № 7 (349). С. 190-191.
Куприянчук Е.В. Социально-психологические особенности подростков с делинквентным поведением: сравнительный контекст / Е.В. Куприянчук, Х.А. Блинкова // Научное обозрение: Гуманитарные исследования. 2015. №4. С. 69-76.
Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 93-99.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 445 с.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Москва: ТЦ Сфера, 2000. 528 с.
Оферкина О.А. Социально-психологическая профилактика асоциального поведения подростковых групп: автореф. канд. психол. наук. М.: ГУУ, 2013. 25 с.
Савина Н.Н. Подростковая делинквентность: природа, причины, предупреждение. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. 168 с.
Славутская Е.В. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации / Е.В. Славутская, Л.А. Славутский // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 40-51.
Славутская Е.В. Иерархический анализ ценностных ориентаций молодежи, обучающейся в колледже / Е.В. Славутская, О.Н. Владимирова // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (216). С. 216-222. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.149.5.030
Славутская Е.В. Системный анализ данных психодиагностики и проявление интегро-дифференционного принципа в развитии личности / Е.В. Славутская, О.Н. Владимирова // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). С. 195-205. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.152.2.028
Славутская Е.В. Экспериментальный анализ личностных особенностей и адаптации подростков из замещающих семей / Е.В. Славутская, Г.Ф. Иванова // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2(145). С. 226-235. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.146.3.032
References
Azarova L.A. Psikhologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of deviant behavior] / L.A. Azarova, V. A. Syatkovskiy. Minsk: GIUST BGU, 2009, 164 p.
Akutina S.P., Semavina A.A. Molodoy uchenyy, 2016, no. 8 (112), pp. 869-872. https://moluch.ru/archive/112/28702/
Belicheva S.A. Osnovy preventivnoy psikhologii [Fundamentals of preventive psychology]. Moscow: Social health of Russia, 1994, 224 p.
Gartvik E.V. Psikhopedagogika v pravookhranitel’nykh organakh, 2021, vol. 26, no. 3 (86), pp. 283-291.
Gilinskiy Ya.I. Sotsiologicheskie Issledovaniya, 1991, no. 4, pp. 72-78.
Diagnostika psikhologicheskikh osobennostey obuchayushchikhsya i stu-dentov podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta po napravleniyam vospitaniya: sbornik diagnosticheskikh metodik [Diagnostics of the psychological characteristics of students and students of adolescence and youth in the areas of education: a collection of diagnostic methods] / Osalikhina Yu.A., Kosolapova N.N. Mishkinsky Vocational Pedagogical College, 2011, 71 p.
Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) [Deviantology: (Psychology of deviant behavior)]. Moscow: Publishing Center “Academy”, 2003, 97 p.
Kovalenko O.V. Molodoy uchenyy, 2021, no. 7 (349), pp. 190-191.
Kupriyanchuk E.V., Blinkova Kh.A. Nauchnoe obozrenie: Gumanitarnye issledovaniya, 2015, no. 4, pp. 69-76.
Maksimova N.Yu. Voprosy psikhologii, 2008, no. 3, pp. 93-99.
Mendelevich V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie [Psychology of deviant behavior: textbook]. St. Petersburg: Rech, 2005, 445 p.
Ovcharova R.V. Tekhnologii prakticheskogo psikhologa obrazovaniya [Technologies of practical psychologist of education]. M.: TTs Sfera, 2000, 528 p.
Oferkina O.A. Sotsial’no-psikhologicheskaya profilaktika asotsial’nogo povedeniya podrostkovykh grupp [Socio-psychological prevention of antisocial behavior of adolescent groups]. Moscow: GUU, 2013, 25 p.
Savina N.N. Podrostkovaya delinkventnost’: priroda, prichiny, preduprezhdenie [Teenage delinquency: nature, causes, warning]. Novosibirsk: Publishing House of the Novosibirsk State Technical University, 2006, 168 p.
Slavutskaya E.V., Slavutskiy L.A. Eksperimental’naya psikhologiya, 2013, vol. 6, no. 4, pp. 40-51.
Slavutskaya E.V., Vladimirova O.N. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2021, no. 5 (216), pp. 216-222. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.149.5.030
Slavutskaya E.V., Vladimirova O.N. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2022, no. 2 (151), pp. 195-205. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.152.2.028
Slavutskaya E.V., Ivanova G.F. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2021, no. 2(145), pp. 226-235. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.146.3.032
Просмотров аннотации: 394 Загрузок PDF: 131
Copyright (c) 2022 Olga N. Vladimirova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.