ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СО СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

  • Olga N. Vladimirova ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева https://orcid.org/0000-0002-4803-5638
Ключевые слова: учащаяся молодежь, отклоняющееся поведение, черты личности, подростковый и юношеский возраст

Аннотация

В настоящее время в России фиксируется рост отклоняющегося поведения учащейся молодежи. Многочисленные исследования направлены на изучение причин девиаций подростков и юношей. Этим обусловлена актуальность выявления определенных характеристик личности учащихся с отклоняющимся поведением.

Цель: изучение взаимосвязи между склонностью к отклоняющемуся поведению и определенными чертами личности учащихся подросткового и юношеского возрастов.

Методы. Методика «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла, 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, методика «Диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности», автор С. С. Бубнов. Использовались статистические методы обработки результатов эмпирического исследования в программе STATISTICA.

Результаты. Выявлена взаимосвязь высоких показателей по шкале установки на социально желательные ответы по методике «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла с особенностями вербального интеллекта испытуемых. Склонность к преодолению норм и правил имеет связь с нонконформизмом, склонность к аддиктивному поведению, слабый волевой контроль эмоциональных реакций и склонность к деликвентному поведению связаны с вербальным интеллектом. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, а также склонность к агрессии и насилию взаимосвязаны с такой чертой личности, как радикализм.

Заключение. Проведенное исследование доказывает взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению учащейся молодежи с определенными чертами их личности.

Область применения результатов. Результаты позволяют оценить некоторые особенности личности учащейся молодежи с отклоняющимся поведением и предоставляют возможности для разработки подходов к их психолого-педагогическому сопровождению.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Olga N. Vladimirova, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

аспирант

Литература

Список литературы

Азарова Л.А. Психология девиантного поведения / Л.А. Азарова, В. А. Сятковский. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с.

Акутина С.П. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации / С.П. Акутина, А.А. Семавина // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 869-872. URL: https://moluch.ru/archive/112/28702/ (дата обращения: 14.07.2022).

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.

Гартвик Е.В. Психологические факторы деликвентного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3 (86). С. 283-291.

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 72-78.

Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направлениям воспитания: сборник диагностических методик / составители: Осалихина Ю.А., Косолапова Н.Н. ГБОУ СПО «Мишкинский профессионально-педагогический колледж», 2011. 71 с.

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр «Академия, 2003. 97 с.

Коваленко О.В. Взаимосвязь типа психологической защиты и склонностей к девиантному поведению у подростков // Молодой ученый. 2021. № 7 (349). С. 190-191.

Куприянчук Е.В. Социально-психологические особенности подростков с делинквентным поведением: сравнительный контекст / Е.В. Куприянчук, Х.А. Блинкова // Научное обозрение: Гуманитарные исследования. 2015. №4. С. 69-76.

Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 93-99.

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 445 с.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Москва: ТЦ Сфера, 2000. 528 с.

Оферкина О.А. Социально-психологическая профилактика асоциального поведения подростковых групп: автореф. канд. психол. наук. М.: ГУУ, 2013. 25 с.

Савина Н.Н. Подростковая делинквентность: природа, причины, предупреждение. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. 168 с.

Славутская Е.В. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации / Е.В. Славутская, Л.А. Славутский // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 40-51.

Славутская Е.В. Иерархический анализ ценностных ориентаций молодежи, обучающейся в колледже / Е.В. Славутская, О.Н. Владимирова // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (216). С. 216-222. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.149.5.030

Славутская Е.В. Системный анализ данных психодиагностики и проявление интегро-дифференционного принципа в развитии личности / Е.В. Славутская, О.Н. Владимирова // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). С. 195-205. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.152.2.028

Славутская Е.В. Экспериментальный анализ личностных особенностей и адаптации подростков из замещающих семей / Е.В. Славутская, Г.Ф. Иванова // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2(145). С. 226-235. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.146.3.032

References

Azarova L.A. Psikhologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of deviant behavior] / L.A. Azarova, V. A. Syatkovskiy. Minsk: GIUST BGU, 2009, 164 p.

Akutina S.P., Semavina A.A. Molodoy uchenyy, 2016, no. 8 (112), pp. 869-872. https://moluch.ru/archive/112/28702/

Belicheva S.A. Osnovy preventivnoy psikhologii [Fundamentals of preventive psychology]. Moscow: Social health of Russia, 1994, 224 p.

Gartvik E.V. Psikhopedagogika v pravookhranitel’nykh organakh, 2021, vol. 26, no. 3 (86), pp. 283-291.

Gilinskiy Ya.I. Sotsiologicheskie Issledovaniya, 1991, no. 4, pp. 72-78.

Diagnostika psikhologicheskikh osobennostey obuchayushchikhsya i stu-dentov podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta po napravleniyam vospitaniya: sbornik diagnosticheskikh metodik [Diagnostics of the psychological characteristics of students and students of adolescence and youth in the areas of education: a collection of diagnostic methods] / Osalikhina Yu.A., Kosolapova N.N. Mishkinsky Vocational Pedagogical College, 2011, 71 p.

Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) [Deviantology: (Psychology of deviant behavior)]. Moscow: Publishing Center “Academy”, 2003, 97 p.

Kovalenko O.V. Molodoy uchenyy, 2021, no. 7 (349), pp. 190-191.

Kupriyanchuk E.V., Blinkova Kh.A. Nauchnoe obozrenie: Gumanitarnye issledovaniya, 2015, no. 4, pp. 69-76.

Maksimova N.Yu. Voprosy psikhologii, 2008, no. 3, pp. 93-99.

Mendelevich V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie [Psychology of deviant behavior: textbook]. St. Petersburg: Rech, 2005, 445 p.

Ovcharova R.V. Tekhnologii prakticheskogo psikhologa obrazovaniya [Technologies of practical psychologist of education]. M.: TTs Sfera, 2000, 528 p.

Oferkina O.A. Sotsial’no-psikhologicheskaya profilaktika asotsial’nogo povedeniya podrostkovykh grupp [Socio-psychological prevention of antisocial behavior of adolescent groups]. Moscow: GUU, 2013, 25 p.

Savina N.N. Podrostkovaya delinkventnost’: priroda, prichiny, preduprezhdenie [Teenage delinquency: nature, causes, warning]. Novosibirsk: Publishing House of the Novosibirsk State Technical University, 2006, 168 p.

Slavutskaya E.V., Slavutskiy L.A. Eksperimental’naya psikhologiya, 2013, vol. 6, no. 4, pp. 40-51.

Slavutskaya E.V., Vladimirova O.N. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2021, no. 5 (216), pp. 216-222. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.149.5.030

Slavutskaya E.V., Vladimirova O.N. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2022, no. 2 (151), pp. 195-205. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.152.2.028

Slavutskaya E.V., Ivanova G.F. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2021, no. 2(145), pp. 226-235. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.146.3.032


Просмотров аннотации: 394
Загрузок PDF: 131
Опубликован
2022-10-31
Как цитировать
Vladimirova, O. (2022). ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СО СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(5), 136-147. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-5-136-147
Раздел
Психологические исследования