ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Аннотация
Цель. В данном исследовании в качестве предмета рассматриваются сходства и различия ценностно-смысловой сферы обучающихся российских вузов. С учетом региональной специфики предполагается, что существующие сходства ценностно-смысловой сферы студентов российских вузов разных регионов будут преобладать над различиями. В исследовании приняли участие обучающиеся вузов г. Самары, г. Омска, г. Владикавказа и г. Воронежа.
Метод или методология проведения работы. Для сбора и обработки эмпирических данных использовались стандартизированные тестовые методики и методы математической статистики.
Результаты. В ходе исследования были выявлены статистически значимые различия в степени осмысленности жизни и уровне интернальности обучающихся. Наибольшее расхождение по степени значимости было выявлено относительно ценностей здоровья, материальной обеспеченности, творчества, семьи, карьеры, служения, славы и отдыха. Наряду с этим, статистически значимых различий в самоактуализации и направленности личности, обнаружено не было. Участники исследования из разных городов показали преимущественно нормальный и завышенный уровни самоуважения, и самопринятия, большинство обучающихся предпочитают жить в настоящем, не откладывать и не планировать надолго вперед. Также было отмечено сходство в стремлении придерживаться определенных принципов, в противовес проявлению гибкости и реактивности.
Область применения результатов. Полученные в ходе исследования результаты будут полезны при организации внеучебной воспитательной работы со студентами, как основа формирования и развития их нравственного самосознания и субъектности, а также развития учебной мотивации и профессиональной идентичности.
Скачивания
Литература
Список литературы
Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 44–48.
Андриенко О.А., Зубкова С.Н. Ценностные ориентации студентов с разной гендерной идентичностью // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. №1(30). С. 329-331. https://doi.org/10.26140/amip-2020-0901-0081.
Афанасенко И.В. Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрастах // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 2. С. 124–131. https://doi.org/10.21702/rpj.2016.2.10
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
Буслаева Е.Л., Михалкин Н.В. Ценности современного российского общества: философско-психологический анализ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2005. №1. С. 62-69.
Дворникова Е.В., Кошелева А.В. Программный подход по формированию представлений о семейных отношениях у современной студенческой молодежи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, №3. С. 156-160.
Завражнов, В. В., Железнова Е.Д. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте // Молодой ученый. 2017. № 19 (153). С. 265-267.
Зинькина Ю. В., Шульгин С.Г., Архангельский В.Н. Уровень образования и ценностные ориентации в России // Logos et Praxis. 2020. Т. 19, №1. С. 74-86. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2020.1.8
Комиссарова И.Г. Ценностные ориентации современного российского студенчества //Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 4. С. 153-160. https://doi.org/10.15372/PEMW20150418
Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. Сборник статей. Издательство: Генезис, 2017. 159 с.
Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №1. С. 5–23.
Огнев А.С., Лихачева Э.В. Взаимосвязь самоэффективности личности и тревожности у студентов // Наука и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 150-153.
Прадчук О.И. Ценностное самоопределение как основа жизненной перспективы преподавателя и студента // Шаг в науку. 2018. № 1.С. 125-127.
Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 99-111. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности, пер. с нем. Москва: Мир, 1994. 320 с.
Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. С. 21-25.
Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. 2002. №1. С. 105-110.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования // Gigabaza. URL: https://gigabaza.ru/doc/14089-pall.html (дата обращения 12.04.2022)].
Хрипунова О.Г., Поляруш А.А., Селиванова Е.В., Лунева Е.В. Гендерные особенности развития ценностных ориентаций студенческой молодежи // Science for Education Today. 2019. Т. 9, №5. С. 24-36.
Яшина Л.И. Ценностные ориентации студенческой молодежи// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №2(65). С. 117-121. https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.65.2.019
References
Alekseeva, V. G. Psikhologicheskiy zhurnal, 1984, vol. 5, no. 5, pp. 44–48.
Andrienko O.A., Zubkova S.N. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya, 2020, vol. 9, no. 1(30), pp. 329-331. https://doi.org/10.26140/amip-2020-0901-0081.
Afanasenko I.V. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 2016, vol. 13, no. 2, pp. 124–131. https://doi.org/10.21702/rpj.2016.2.10
Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of personality formation: Selected psychological works]/ ed. D.I. Fel’dshteyna. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2001, 349 p.
Buslaeva E.L., Mikhalkin N.V. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki, 2005, no. 1, pp. 62-69.
Dvornikova E.V., Kosheleva A.V. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2019, vol. 25, no. 3, pp. 156-160.
Zavrazhnov, V. V., Zheleznova E.D. Molodoy uchenyy, 2017, no. 19 (153), pp. 265-267.
Zin’kina Yu. V., Shul’gin S.G., Arkhangel’skiy V.N. Logos et Praxis, 2020, vol. 19, no. 1, pp. 74-86. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2020.1.8
Komissarova I.G. Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire, 2015, no. 4, pp. 153-160. https://doi.org/10.15372/PEMW20150418
Lengle A. Person. Ekzistentsial’no-analiticheskaya teoriya lichnosti. Sbornik statey [Person. Existential-analytical theory of personality. Digest of articles]. Publisher: Genesis, 2017, 159 p.
Lengle A. Moskovskiy psikhoterapevticheskiy zhurnal, 2001, no. 1, pp. 5–23.
Ognev A.S., Likhacheva E.V. Nauka i sovremennost’. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and Modernity. Collection of articles of the International scientific-practical conference]. Ufa, 2015, pp. 150-153.
Pradchuk O.I. Shag v nauku, 2018, no. 1, pp. 125-127.
Puzanova Zh.V., Larina T.I. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 4, pp. 99-111. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111
Remshmidt H. Podrostkovyy i yunosheskiy vozrast: problemy stanovleniya lichnosti [Teenage and youthful age: problems of personality development]. Moscow: Mir, 1994, 320 p.
Seryy A.V., Yanitskiy M.S. Tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti: uchebnoe posobie [Value-semantic sphere of personality: study guide]. Kemerovo: Kemerovo State University, 1999, pp. 21-25.
Skriptunova E.A., Morozov A.A. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2002, no. 1, pp. 105-110.
Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning]. M.: Progress, 1990, 368 p.
Kholodnaya M.A. Gigabaza. https://gigabaza.ru/doc/14089-pall.html
Khripunova O.G., Polyarush A.A., Selivanova E.V., Luneva E.V. Science for Education Today, 2019, vol. 9, no. 5, pp. 24-36.
Yashina L.I. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2020, no. 2(65), pp. 117-121. https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.65.2.019
Просмотров аннотации: 150 Загрузок PDF: 139
Copyright (c) 2022 Olga A. Kornilova, Elena L. Krylova, Inna L. Matasova, Mariia A. Shatalina
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.