ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ И УРОВЕНЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ДОВЕРИЯ
Аннотация
Актуальность. Обнаружение направленного на себя взгляда часто является отправной точкой для социального взаимодействия, а зрительный контакт играет решающую роль в регулировании взаимодействия лицом к лицу. Открытым остается вопрос о влиянии зрительного контакта на установление доверия.
Цель. Исследовать зрительный контакт как фактор возникновения и формирования межличностного доверия.
Методы исследования. В процессе работы были использованы следующие методы: регистрация движений глаз с помощью оборудования Eye Tracker SMI 1250; опрос; анализ собранных данных с использованием сравнения, обобщения; статистическая обработка данных производилась с помощью программы IBM SPSS Statistics 27.
Результаты. Проведенное исследование показало, что при наличии зрительного контакта доверие к человеку оценивается выше.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применимы для формирования межличностного доверия в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Скачивания
Литература
Список литературы
Дивеева А.С., Карапышева А.И. Индивидуально-психологические предикторы перцептивного доверия // Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2015-2016 / Под ред. А.А. Демидова. М.: Московский институт психоанализа, 2016. С. 193-204.
Донцов А.И., Корнилова В.С. Тест оценки уровня перцептивного доверия // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 4-1. С. 82-98. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-4-82-98
Жегалло А.В., Мармалюк П.А. Характеристики изображений, определяющие эффективность их различения // Естественнонаучный подход в современной психологии. 2014. С. 157-162.
Корнилова В.С., Сошина Е.А. Зрительный контакт как форма невербальной коммуникации: основные теоретические подходы // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. Т. 11. № 4. С. 21-29.
Хрисанфова Л.А., Маркелова Т.В., Суслова Л.Ф. Формирование доверия к незнакомому человеку при восприятии его лица по фотографии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3 (35). С. 250-257.
Aharon I., Etcoff N., Ariely D., Chabris C.F., O’Connor E., Breiter H.C. Beautiful faces have variable reward value: fMRI and behavioral evidence // Neuron. 2001. Vol. 32. № 3. Р. 537-551.
Bayliss AP, Tipper SP Predictive gaze cues and personality judgments: Should eye trust you? // Psychol Sci. 2006. Р. 514-520. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7381121/ (дата обращения: 17.12.2021).
Generated.photos. URL: https://generated.photos/faces (дата обращения: 11.02.2022).
Hayden B.Y., Parikh P.C., Deaner R.O., Platt M.L. Economic principles motivating social attention in humans // Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. 2007. Vol. 274. № 1619. P. 1751-1756.
Kaisler R.E., Leder H. Trusting the looks of others: Gaze effects of faces in social settings // Perception. 2016. Vol. 45. № 8. P. 875-892.
Kaisler R.E., Leder H. Combined effects of gaze and orientation of faces on person judgments in social situations // Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.01554/full (дата обращения: 27.01.2022).
Kampe, K., Frith C., Dolan R., Frith U.Reward value of attractiveness and gaze // Nature. 2001. Vol. 413. № 6856. P. 589-589.
Kloth N., Altmann C. S., Schweinberger S. R. Facial attractiveness biases the perception of eye contact // The Quarterly journal of experimental psychology. 2011. Vol. 64. № 10. P. 1906-1918.
Lindell A.K., Lindell K.L. Beauty captures the attention of the beholder // Journal of Cognitive Psychology. 2014. Vol. 26. № 7. P. 768-780.
Main J.C. et al. Interactions among the effects of head orientation, emotional expression, and physical attractiveness on face preferences // Perception. 2010. Vol. 39. №. 1. P. 62-71.
Mason M.F., Tatkow E.P., Macrae C.N. The look of love: gaze shifts and person perception // Psychol Sci. 2005. Р. 236-239.
McKone E. Configural processing and face viewpoint //Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2008. Vol. 34. № 2. P. 310.
Todorov A., Pakrashi M., Oosterhof N.N. Evaluating faces on trustworthiness after minimal time exposure // Social cognition. 2009. Vol. 27. № 6. P. 813-833.
Willis J., Todorov A. First impressions: making up your mind after a 100-ms exposure to a face // Psychol Sci. 2006. Р. 592-598.
References
Diveeva A.S., Karapysheva A.I. Individual’no-psihologicheskie prediktory perceptivnogo doveriya [Individual psychological predictors of perceptual trust] Psihologicheskie i psihoanaliticheskie issledovaniya. Ezhegodnik 2015-2016, 2016, pp. 193-204.
Doncov A.I., Kornilova V.S. Test ocenki urovnya perceptivnogo doveriya [Perceptive trust assessment test]. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12. no. 4-1, pp. 82-98. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-4-82-98
ZHegallo A.V., Marmalyuk P.A. Harakteristiki izobrazhenij, opredelyayushchie effektivnost’ ih razlicheniya [Characteristics of images that determine the effectiveness of their distinction]. Estestvennonauchnyj podhod v sovremennoj psihologii, 2014, pp. 157-162.
Kornilova V.S., Soshina E.A. Zritel’nyj kontakt kak forma neverbal’noj kommunikacii: osnovnye teoreticheskie podhody [Eye contact as a form of nonverbal communication: basic theoretical approaches]. Russian Journal of Education and Psychology, 2020, vol. 11, no. 4, pp. 21-29.
Hrisanfova L.A., Markelova T.V., Suslova L.F. Formirovanie doveriya k neznakomomu cheloveku pri vospriyatii ego lica po fotografii [The formation of trust in a stranger when perception of his face by photography]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2014, no. 3 (35), pp. 250-257.
Aharon I., Etcoff N., Ariely D., Chabris C.F., O’Connor E., Breiter H.C. Beautiful faces have variable reward value: fMRI and behavioral evidence. Neuron, 2001, vol. 32, no. 3, pp. 537-551.
Bayliss AP, Tipper SP Predictive gaze cues and personality judgments: Should eye trust you? Psychol Sci, 2006, pp. 514-520. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7381121/
Generated.photos. https://generated.photos/faces
Hayden B.Y., Parikh P.C., Deaner R.O., Platt M.L. Economic principles motivating social attention in humans. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 2007, vol. 274, no. 1619, pp. 1751-1756.
Kaisler R.E., Leder H. Trusting the looks of others: Gaze effects of faces in social settings. Perception, 2016, vol. 45, no. 8, pp. 875-892.
Kaisler R.E., Leder H. Combined effects of gaze and orientation of faces on person judgments in social situations. Frontiers in psychology, 2017, vol. 8. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.01554/full
Kampe, K., Frith C., Dolan R., Frith U.Reward value of attractiveness and gaze Nature, 2001, vol. 413, no. 6856, pp. 589-589.
Kloth N., Altmann C. S., Schweinberger S. R. Facial attractiveness biases the perception of eye contact. The Quarterly journal of experimental psychology, 2011, vol. 64, no. 10, pp. 1906-1918.
Lindell A.K., Lindell K.L. Beauty captures the attention of the beholder. Journal of Cognitive Psychology, 2014, vol. 26, no. 7, pp. 768-780.
Main J.C. et al. Interactions among the effects of head orientation, emotional expression, and physical attractiveness on face preferences. Perception, 2010, vol. 39, no. 1, pp. 62-71.
Mason M.F., Tatkow E.P., Macrae C.N. The look of love: gaze shifts and person perception. Psychol Sci, 2005, pp. 236-239.
McKone E. Configural processing and face viewpoint. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2008, vol. 34, no. 2, pp. 310.
Todorov A., Pakrashi M., Oosterhof N.N. Evaluating faces on trustworthiness after minimal time exposure. Social cognition, 2009, vol. 27, no. 6, pp. 813-833.
Willis J., Todorov A. First impressions: making up your mind after a 100-ms exposure to a face. Psychol Sci, 2006, pp. 592-598.
Просмотров аннотации: 392 Загрузок PDF: 242
Copyright (c) 2022 Veronika S. Коrnilova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.