РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В РАЗВИТИИ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Цель. Статья посвящена различным методам неформального контроля и потенциалу их использования для развития рефлексивных способностей студентов высших учебных заведений. Авторы предпринимают анализ различных теорий рефлексивного обучения с целью создания инструмента контроля, направленного на развитие у студентов способностей к рефлексии.
Методология проведения работы. Полученные в ходе исследования данные рассматриваются и комментируются на основе описательного метода. Для создания системы рефлексивных утверждений авторами в качестве основы применяется рефлексивно-деятельностный подход.
Результаты. Авторы рассматривают особенности неформального контроля, сравнивают и сопоставляют их с формами формального контроля, отмечая необходимость обращения к новым подходам к оцениванию с целью мотивации студентов, поддержания стремления к учению и автономности студентов. В качестве примера такого подхода авторы приводят систему ориентированного на обучение контроля. Особое внимание в статье уделяется третьему компоненту системы – обратной связи. Данное понятие коррелирует с идеей рефлексивного обучения. Авторы анализируют различные теории рефлексивного обучения и разрабатывают систему рефлексивных утверждений, которая может быть использована в качестве инструмента развития критических способностей студентов.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в практике преподавания различных дисциплин в высших учебных заведениях.
Скачивания
Литература
References
Zaretskii V.K. Stanovlenie i sushchnost’ refleksivno-deyatel’nostnogo podkhoda v okazanii konsul’tativnoi psikhologicheskoi pomoshchi [Development and essence of reflective-activity approach in psychological and research subject]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], 2013, vol. 21(2), pp. 8-37. https://psyjournals.ru/mpj/2013/n2/65374.shtml
Zaretskii V.K., Sudakova L.V. Pomoshch’ v preodolenii uchebnykh trudnostey sredstvami refleksivno-deyatel’nostnogo podkhoda v usloviyakh distantsionnogo obucheniya: sluchay Miti [Assistance in Overcoming Educational Difficulties Utilizing Reflective-Activity Approach in the Context of Distance Learning: The Case of Mitya]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], 2020, vol. 28, no. 2, pp. 120-136. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280207
Kolesnikova I.L. Anglo-russkiy terminologicheskiy spravochnik po metodike prepodavaniya inostrannykh yazykov: spravochnoe posobie [English-Russian terminological reference by the methods of teaching foreign languages: handbook]. Moscow: Drofa, Publ., 2008, 431 p.
Pavlova O.V. Formirovanie navykov samootsenki kak sostavlyayushchey professional’no-eticheskoy kul’tury v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka [Self-assessment skills formation as part of professional-ethical culture in the process of foreign language learning]. Materialy dokladov XIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem “Inostrannye yazyki v kontekste mezhkul’turnoy kommunikatsii” (Saratov, 25-26 fevralya 2021 g.) [Materials of the reports of XIII Russian scientific conference with international participation “Foreign languages in the context of intercultural communication” (Saratov, February 25-26, 2021)]. Saratov: Saratovskiy istochnik Publ., 2021, pp. 304-309.
Podlasiy I.P. Pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov [Pedagogy: coursebook for bachelors]. Moscow: Yurayt Publ., 2012, 574 p.
Skrebneva Z.N., Palaguta T.A. Organizatsiya refleksii na uchebnykh zanyatiyakh po angliyskomu yazyku: Metodicheskie rekomendatsii dlya prepodavateley NPO, SPO [Organisation of reflection in English classes: Methodological recommendations for PVE, SVE teachers]. Kursk: OBOU SPO «KATK», 2014, 31 pp. URL: https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendaciiorganizaciya___refleksii_na_uchebnyh_zanyatiyah_po_angliyskomu_yazyku-579869.htm (accessed July 01, 2022)
Stepanova U.A., Stepanova D.A. Priemy ispravleniya oshibok i obratnaya svyaz’ (FEEDBACK) na zanyatiyakh angliyskogo yazyka [Methods of mistakes correction and feedback in English classes]. Aktual’nye problemy lingvodidaktiki i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov: sb. nauchnykh statey konferentsii “Aktual’nye voprosy filologii, mezhkul’turnoy kommunikatsii i lingvodidaktiki” [Actual Problems of Linguodidactics and Teaching Methods of Foreign Languages: Collection of Scientific Articles of the Conference “Actual Issues of Philology, Intercultural Communication and Linguodidactics” (Cheboksary, 29-30 April, 2020). Cheboksary, 2020, pp. 61-65.
Shapovalenko I.V. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Developmental psychology and age psychology: coursebook and practicum for a bacherlor`s academic degree]. Moscow: Yurayt Publ., 2014, 575 p.
Shilova S.A. K voprosu o primenenii lichnostno-orientirovannogo kontrolya pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh napravleniy [To the question of implementing learner-centered assessment within the framework of teaching foreign languages to students of non-linguistic majors]. Azimut nauchnykh issledovaniy: Pedagogika i psikhologiya [Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology], 2018, vol. 7, no. 2(23), pp. 8-37.
Carless D. Learning-Oriented Assessment: conceptual bases and practical implications. Innovations in Education and Teaching International, 2007, vol. 44, no. 1, pp. 57-66. https://doi.org/10.1080/14703290601081332
Dewey J. How We Think: A Restatement of the Relation of Reflective Thinking to the Educative Process. Boston, MA: D.C. Heath & Co Publishers, 1933, 228 p. URL: https://archive.org/details/HowWeThink (accessed July 22, 2022)
Gibbs G. Learning by Doing: A Guide to Teaching and Learning Methods. Further Education Unit. Oxford: Oxford Polytechnic, 1988, 126 p.
Kolb D.A. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1984, 360 p.
Kolb D.A. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development (Second Edition). Pearson Education Limited, 2015, 390 p.
Rodgers C. Defining Reflection: Another Look at John Dewey and Reflective Thinking. Teachers College Record, 2002, vol. 104, no. 4, pp. 842-866. https://doi.org/10.1111/1467-9620.00181
Salamoura A., Unsworth S. Learning Oriented Assessment: putting learning, teaching and assessment together. Empower. Insights into learning and assessment. Cambridge University Press, 2016, pp. 2-6. URL: https://www.cambridge.org/fk/files/7614/6002/5030/ELT_33261_Empow_kit_03_16-PRINT.pdf (accessed June 20, 2022)
Schön D.A. The reflective practitioner: How professionals think in action. Aldershot: Ashgate Publishing Ltd, 1991, 374 p.
Spratt M., Pulverness A., Williams A. The Teaching Knowledge Test Course. Modules 1, 2 and 3. Cambridge University Press, 2011, 256 p.
Teaching knowledge test glossary. Cambridge Assessment English. Cambridge. United Kingdom, 2019, 59 p. URL: https://www.cambridgeenglish.org/Images/22184-tkt-glossary-document.pdf (accessed June 22, 2022)
Список литературы
Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Т. 21. № 2. С. 8-37. https://psyjournals.ru/mpj/2013/n2/65374.shtml
Зарецкий В.К., Судакова Л.В. Помощь в преодолении учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода в условиях дистанционного обучения: случай Мити // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 120-136. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280207
Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008. 431c.
Павлова О.В. Формирование навыков самооценки как составляющей профессионально-этической культуры в процессе изучения иностранного языка // Материалы докладов XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (Саратов, 25-26 февраля 2021 г.). Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2021. С. 304-309.
Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров. М.: Изд-во «Юрайт», 2012. 574с.
Скребнева З.Н., Палагута Т.А. Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языку: Методические рекомендации для преподавателей НПО, СПО Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014. 31 с. URL: https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendaciiorganizaciya___refleksii_na_uchebnyh_zanyatiyah_po_angliyskomu_yazyku-579869.htm (дата обращения: 01.07.2022)
Степанова У.А., Степанова Д.А. Приемы исправления ошибок и обратная связь (FEEDBACK) на занятиях английского языка // Актуальные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сб. научных статей конференции «Актуальные вопросы филологии, межкультурной коммуникации и лингводидактики» (Чебоксары, 29-30 апреля, 2020 г.). Чебоксары. 2020. С. 61-65.
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Изд-во «Юрайт», 2014. 575 с.
Шилова С.А. К вопросу о применении личностно-ориентированного контроля при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 319-322.
Carless D. Learning-Oriented Assessment: conceptual bases and practical implications // Innovations in Education and Teaching International, 2007, vol. 44, no. 1, pp. 57-66. https://doi.org/10.1080/14703290601081332
Dewey J. How We Think: A Restatement of the Relation of Reflective Thinking to the Educative Process. Boston, MA: D.C. Heath & Co Publishers, 1933, 228 p. URL: https://archive.org/details/HowWeThink (дата обращения: 22.07.2022)
Gibbs G. Learning by Doing: A Guide to Teaching and Learning Methods. Further Education Unit. Oxford: Oxford Polytechnic, 1988, 126 p.
Kolb D.A. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1984, 360 p.
Kolb D.A. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development (Second Edition). Pearson Education Limited, 2015, 390 p.
Rodgers C. Defining Reflection: Another Look at John Dewey and Reflective Thinking // Teachers College Record, 2002, vol. 104, no. 4, pp. 842-866. https://doi.org/10.1111/1467-9620.00181
Salamoura A., Unsworth S. Learning Oriented Assessment: putting learning, teaching and assessment together // Empower. Insights into learning and assessment. Cambridge University Press, 2016, pp. 2-6. URL: https://www.cambridge.org/fk/files/7614/6002/5030/ELT_33261_Empow_kit_03_16-PRINT.pdf (дата обращения: 20.06.2022)
Schön D.A. The reflective practitioner: How professionals think in action. Aldershot: Ashgate Publishing Ltd, 1991, 374 p.
Spratt M., Pulverness A., Williams A. The Teaching Knowledge Test Course. Modules 1, 2 and 3. Cambridge University Press, 2011, 256 p.
Teaching knowledge test glossary. Cambridge Assessment English. Cambridge. United Kingdom, 2019, 59 p. URL: https://www.cambridgeenglish.org/Images/22184-tkt-glossary-document.pdf (дата обращения: 22.06.2022).
Просмотров аннотации: 509 Загрузок PDF: 230
Copyright (c) 2022 Svetlana A. Shilova, Olga V. Pavlova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.