СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация
Актуальность. Ведущие отечественные ученые, занимавшиеся исследованием интеллигентности, отмечают, что интеллигентами не рождаются и в генах данное свойство личности не кодируется. Ядро интеллигентности - её ценности и смыслы формируются и воспитываются в ходе целенаправленно организованного педагогического процесса и осуществляемого в ходе него психологического воздействия и взаимодействия. Теоретической и информационной основой этого процесса, а также главным источником необходимых сведений является социальная память, выступающая в роли смыслового аккумулятора. Социальная память как динамическое психическое образование и как феномен коллективного субъекта обладает своей структурой и носителями, а также культурными и психологическими механизмами трансляции во времени и пространстве.
Материалы и методы. Комплексное познание понятия и особенностей функционирования социальной памяти военной интеллигенции, а также механизмов её трансляции осуществлено с опорой на системный, аксиологический и субъектный методологические подходы. Применяемыми научными методами явились анализ и синтез, аналогия и сравнение, абстракция и обобщение.
Результаты исследования. В структуре социальной памяти военной интеллигенции выделяются когнитивный слой, предназначенный для аккумуляции соответствующих знаний, ценностно-смысловой слой, консолидирующий в себе ценности и смыслы, характеризующие офицера как интеллигента, а также непосредственные образцы конкретных видов деятельности, субъектный слой, который в себе сосредотачивает всех субъектов – носителей и трансляторов социальной памяти. Полученным научным результатом исследования является аккумулирование обобщенных представлений о ценностно-смысловых аспектах социальной памяти отечественной военной интеллигенции и психологических механизмах её трансляции. Результаты исследования могут быть использованы для организации педагогического процесса в военном вузе по развитию интеллигентности будущих офицеров, а также при проведении научных психологических и педагогических исследований в области формирования и развития личности обучаемого.
Скачивания
Литература
Список литературы
Аникин, Д.А. Динамика социальной памяти: сетевые основания /
Д.А. Аникин, А.С. Сивоконь // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 3 (33). С. 30‒35.
Аникин, Д.А. Методология конструирования социальной памяти /
Д.А. Аникин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. № 3. С. 46‒50.
Аникин, Д.А. Память как социальный феномен / Д.А. Аникин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. № 1. С. 3‒9.
Афанасьев, В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975, С. 45‒46.
Баженова, Т.М. § 3. Биографический подход в изучении социальной памяти / Т.М. Баженова, С.В. Кодан // Юридические формы переживания истории: практики и пределы: коллективная монография / Верховный Суд Российской Федерации; Российский государственный университет правосудия, Северо-Западный филиал. Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. С. 159‒165.
Баранова, Г.В. Роль интеллигенции в устойчивости российского общества / Г.В. Баранова, А.А. Баранов, И.Е. Новиков // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 70‒79.
Валиуллина, З.Р. Традиция как основной механизм трансляции социальной памяти / З.Р. Валиуллина, Л.Р. Хасанова // Kant. 2018. № 4 (29). С. 126‒132.
Верещагина, А.В. К проблеме определения социальной памяти: понятие, основные характеристики, функции и роль в формировании патриотизма / А.В. Верещагина, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 1-2.С. 97‒107.
Газизов, Р.Р. Социальная память в свете исследования информационного пространства и времени / Р.Р. Газизов, А.Т. Каюмов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 21. № 4. С. 93‒99.
Запесоцкий, А.С. Культурологическое наследие Д.С. Лихачева /
А.С. Запесоцкий // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 5‒14.
Зинченко, Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований / Ю.П. Зинченко // Национальный психологический журнал. 2011. № 1 (5). С. 42‒49.
Каган, М.С. Воспроизводство Российской интеллигенции как педагогическая проблема / М.С. Каган // Формирование российского интеллигента в университете / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2000. С. 120‒152.
Касавин, И.Т. Коллективный субъект как предмет эпистемологического анализа / И.Т. Касавин // Эпистемология и философия науки. 2015. Т. 46. № 4. С. 5‒18.
Кодан, С.В. § 1. Социальная память в структуре научно-познавательной деятельности: понятие, основные характеристики, подходы к классификации / С.В. Кодан // Юридические формы переживания истории: практики и пределы: коллективная монография / Верховный Суд Российской Федерации; Российский государственный университет правосудия, Северо-Западный филиал. Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. С. 12‒26.
Леонтьев, А.Н. Значение и смысл / А.Н. Леонтьев // Мир психологии. 2001. № 2 (26). С. 13‒20.
Леонтьев, Д.А. Субъективное качество времени как объект психологической диагностики / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. С. 223‒229.
Леонтьев, Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт / Д.А. Леонтьев // Мир психологии. 2014. № 1 (77).С. 104‒117.
Леонтьев, Д.А. Деятельность (попытка энциклопедического определения) / Д.А. Леонтьев // Мир психологии. 2014. № 3 (79). С. 101‒104.
Лихачев, Д.С. О русской интеллигенции: письмо в редакцию /
Д.С. Лихачев // Новый мир. 2004. № 2. С. 3‒9.
Лихачев, Д.С. Концепции интеллигенции не должно быть вообще // Рубежи. 1997. № 12, С. 56‒60.
Наумов, П.Ю. Психологические детерминанты функционирования интеллигентности будущего офицера / П.Ю. Наумов, Е.Е. Марухин // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 2-1. С. 95‒100.
Наумов, П.Ю. Субъектность и интеллигентность: от понятия к изоморфизму / П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 6. С. 188‒200.
Наумов, П.Ю. Ценности в структуре социальных эстафет / П.Ю. Наумов, А.С. Карпов // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 3 (49). С. 174‒178.
Наумова, Т.В. Можно ли ныне считать российскую интеллигенцию особым социокультурным феноменом? / Т.В. Наумова // Философия и культура. 2018. № 6. С. 78‒89.
Наумова, Т.В. Сохранилась ли в памяти народа русская интеллигенция как социокультурный феномен? / Т.В. Наумова // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 2. С. 50‒65.
Порозов, В.А. Меметовская 30-я Международная научно-теоретическая конференция «Интеллигенция и интеллигентоведение в начале XXI века: результаты и перспективы», Иваново, ИГУ, 26-27 сентября 2019 г. / В.А. Порозов // Интеллигенция и мир. 2020. № 1. С. 123‒132.
Психология памяти: курс лекций: [учеб. пособие] / А.М. Боднар // Минобрнауки России, Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 100 с.
Розов, М.А. Что такое теория социальных эстафет / М.А. Розов // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 230‒239.
Розов, М.А. Проблема объекта познания в контексте теории социальных эстафет / М.А. Розов // Эпистемология и философия науки. 2011. Т. 29. № 3. С. 200‒225.
Розов, М.А. Механизмы развития знания / М.А. Розов // Информационное общество. 2011. № 1. С. 59‒77.
Розова, С.С. Проблемы психической реальности (ответ господам сомнение и невежество) / С.С. Розова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. № 1. С. 86‒95.
Скоробогатов, А.В. Социальная память как средство конструирования идентичности личности: философско-правовой анализ / А.В. Скоробогатов // История государства и права. 2021. № 9. С. 3‒10.
Соколов, А.В. Формула интеллигентности // Вопросы философии. 2005. № 5. С. 57‒67.
Степанова, А.А. Роль социальной памяти в формировании современного образовательного пространства / А.А. Степанова // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 48‒54.
Степин, В.С. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов; Институт «Открытое общество». М.: Фирма «Гардарика», 1996. 399 с.
Степин, В.С. Философский анализ мировоззренческих универсалий культуры / В.С. Степин // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2011. № 1. С. 8‒17.
Устьянцев, В.Б. Социальная память в жизненном пространстве социума / В.Б. Устьянцев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18.№ 4. 414‒418.
Фунтикова, Н.В. Обоснование целостности структуры интеллигентности как интегративного качества личности в контексте задач воспитания интеллигентности у студентов университета / Н.В. Фунтикова // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92).С. 234‒236.
References
Anikin D.A., Sivokon’ A.S. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 7: Filosofija. Sociologija i social’nye tehnologii, 2016, no. 3 (33), pp. 30‒35.
Anikin, D.A. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika, 2011, vol. 11, no. 3, pp. 46‒50.
Anikin D.A. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika, 2007, vol. 7, no. 1, pp. 3‒9.
Afanas’ev V.G. Social’naja informacija i upravlenie obshhestvom [Social information and social management]. M., 1975, pp. 45‒46.
Bazhenova, T.M., Kodan S.V. Juridicheskie formy perezhivanija istorii: praktiki i predely: kollektivnaja monografija [Legal forms of experiencing history: practices and limits: collective monograph]. Supreme Court of the Russian Federation; Russian State University of Justice, North-Western Branch. St. Petersburg: Center for Scientific and Information Technologies “Asterion”, 2020, pp. 159‒165.
Baranova G.V., Baranov A.A., Novikov I.E. Izvestija Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2021, no. 1, pp. 70‒79.
Valiullina Z.R., Hasanova L.R. Kant, 2018, no. 4 (29), pp. 126‒132.
Vereshhagina A.V., Nechipurenko V.N., Samygin S.I. Istoricheskaja i social’no-obrazovatel’naja mysl’, 2017, vol. 9, no. 1-2, pp. 97‒107.
Gazizov R.R., Kajumov A.T. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social’nye nauki, 2021, vol. 21, no. 4, pp. 93‒99.
Zapesockij A.S. Voprosy filosofii, 2017, no. 5, pp. 5‒14.
Zinchenko Ju.P. Nacional’nyj psihologicheskij zhurnal, 2011, no. 1 (5), pp. 42‒49.
Kagan M.S. Formirovanie rossijskogo intelligenta v universitete / Sankt-Peterburgskij gumanitarnyj universitet profsojuzov [Formation of the Russian intellectual at the university]. St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions. St. Petersburg: St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, 2000, pp. 120‒152.
Kasavin I.T. Jepistemologija i filosofija nauki, 2015, vol. 46, no. 4,pp. 5‒18.
Kodan S.V. Juridicheskie formy perezhivanija istorii: praktiki i predely: kollektivnaja monografija [Legal forms of experiencing history: practices and limits: collective monograph] / Supreme Court of the Russian Federation; Russian State University of Justice, North-Western Branch. St. Petersburg: Center for Scientific and Information Technologies “Asterion”, 2020, pp. 12‒26.
Leont’ev A.N. Mir psihologii, 2001, no. 2 (26), pp. 13‒20.
Leont’ev D.A., Osin E.N. Sibirskij psihologicheskij zhurnal, 2022, no. 83, pp. 223‒229.
Leont’ev D.A. Mir psihologii, 2014, no. 1 (77), pp. 104‒117.
Leont’ev D.A. Mir psihologii, 2014, no. 3 (79), pp. 101‒104.
Lihachev D.S. Novyj mir, 2004, no. 2, pp. 3‒9.
Lihachev, D.S. Rubezhi, 1997, no. 12, pp. 56‒60.
Naumov P.Ju., Maruhin E.E. Psihologija. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovanija, 2021, vol. 10, no. 2-1, pp. 95‒100.
Naumov P.Ju., D’jachkov A.A. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 6, ,pp. 188‒200.
Naumov P.Ju., Karpov A.S. Social’no-jekonomicheskie javlenija i process, 2013, no. 3 (49), pp. 174‒178.
Naumova T.V. Filosofija i kul’tura, 2018, no. 6, pp. 78‒89.
Naumova T.V. Social’no-gumanitarnye znanija, 2016, no. 2, pp. 50‒65.
Porozov V.A. Intelligencija i mir, 2020, no. 1, pp. 123‒132.
Bodnar A.M. Psihologija pamjati: kurs lekcij [Psychology of memory: a course of lectures]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2014, 100 p.
Rozov M.A. Jepistemologija i filosofija nauki, 2017, vol. 51, no. 1,pp. 230‒239.
Rozov M.A. Jepistemologija i filosofija nauki, 2011, vol. 29, no. 3,pp. 200‒225.
Rozov M.A. Informacionnoe obshhestvo, 2011, no. 1, pp. 59‒77.
Rozova S.S. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psihologija, 2012, vol. 6, no. 1, pp. 86‒95.
Skorobogatov A.V. Istorija gosudarstva i prava, 2021, no. 9, pp. 3‒10.
Sokolov A.V. Voprosy filosofii, 2005, no. 5, pp. 57‒67.
Stepanova A.A. Filosofija obrazovanija, 2017, no. 1 (70), pp. 48‒54.
Stepin V.S. Filosofija nauki i tehniki: Ucheb. posobie dlja vuzov [Philosophy of science and technology: Proc. allowance for universities] /
V.S. Stepin, V.G. Gorohov, M.A. Rozov; Institute ‘Open Society’. M.: Firma “Gardarika”, 1996, 399 p.
Stepin, V.S. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, 2011, no. 1, pp. 8‒17.
Ust’jancev V.B. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika, 2018, vol. 18, no. 4, pp. 414‒418.
Funtikova, N.V. Mir nauki, kul’tury, obrazovanija, 2022, no. 1 (92),pp. 234‒236.
Просмотров аннотации: 132 Загрузок PDF: 122
Copyright (c) 2022 Petr Y. Naumov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.