ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕВОГИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

  • Evgeny V. Derevyannich ГБОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ
  • Natalia A. Balashova ГБОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ
  • Roman A. Yaskevich ГБОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера» https://orcid.org/0000-0003-4033-3697
  • Olga L. Moskalenko Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера» https://orcid.org/0000-0003-4268-6568
Ключевые слова: интернет-зависимость, аддиктивное поведение, студенты, медицинское образование

Аннотация

Цель. Изучить влияние интернет-аддикции на показатели тревоги у студентов медицинского университета.

Материалы и методы. В исследование было включено 145 студентов обоего пола, обучающихся в медицинском университете. Для оценки уровня интернет-аддикции использовалась шкала С. Чена – CIAS (Chen Internet addiction Scale) в адаптации Малыгина В. Л. и Феклисова К. А. Для выявления и оценки тяжести тревожных расстройств использовалась госпитальная шкала тревоги и депрессии – HADS.

Результаты. Установлено, что у 8,2% обследованных студентов-медиков выявлен выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения по шкале CIAS. Симптомы тревоги различной степени выраженности в два раза чаще встречались среди студентов-девушек. При изучении влияния интернет-зависимого поведения на показатели тревоги установлено, что среди студентов с интернет-аддикцией чаще встречались лица, имеющие симптомы тревоги разной степени выраженности, в сравнении со студентами склонными к интернет-аддикции и не имеющими зависимости.

Заключение. Результаты проведенного исследования продемонстрировали наличие высокого уровня тревожных расстройств у студентов медицинского университета с интернет-аддикцией.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Evgeny V. Derevyannich, ГБОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ

доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней и терапии с курсом ПО, кандидат медицинских наук

Natalia A. Balashova, ГБОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ

доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней и терапии с курсом ПО, кандидат медицинских наук, доцент

Roman A. Yaskevich, ГБОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»

доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней и терапии с курсом ПО, ведущий научный сотрудник группы патологии сердечно-сосудистой системы, доктор медицинских наук, доцент

Olga L. Moskalenko, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»

старший научный сотрудник, кандидат биологических наук, НИИ медицинских проблем Севера

Литература

Список литературы

Авхачева Н. А. Сравнительная оценка вероятности развития интернет-зависимости среди студентов-первокурсников и студентов-выпускников // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 77-2. С. 147-151. https://doi.org/10.18411/trnio-09-2021-73

Ванюшина Е. А., Гончарова М. А. Современные тенденции формирования интернет-зависимости у студентов медицинского университета // Бюллетень науки и практики. 2017. № 3 (16). С. 134-138. https://doi.org/10.5281/zenodo.399182

Гаврилова Е. С., Яшин Д. А., Ванин Е. Ю., Яшина Л. М. Сравнительная оценка факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и тревожно-депрессивной симптоматики среди студентов разных вузов мегаполиса // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=24166 (дата обращения: 09.06.2022)

Деревянных Е. В., Балашова Н. А., Яскевич Р. А., Москаленко О. Л. Частота и выраженность тревожно-депрессивных нарушений у студентов медицинского вуза // В мире научных открытий. 2017. Т. 9. № 1. С. 10-28. https://doi.org/10.12731/wsd-2017-1-10-28

Козлов Е.В., Деревянных Е.В., Балашова Н.А. и др. Уровни ситуативной и личностной тревожности у больных с хронической обструктивной болезнью легких в условиях коморбидности // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, №3. С. 167-190. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-3-167-190

Малыгин В. Л., Феклисов К. А. Искандирова А. Б. и др. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.

Москаленко О. Л., Яскевич Р. А. Тревожно-депрессивные расстройства у жителей Крайнего Севера и Сибири // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 3-2. С. 113-119. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-3-2-113-119

Москаленко О. Л., Яскевич Р. А. Тревожно-депрессивные расстройства у пациентов с артериальной гипертонией (обзор литературы) // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 1-2. С. 185-190. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-1-2-185-190

Москаленко О. Л., Яскевич Р. А. Тревожные расстройства среди обучающихся высших медицинских учебных заведений (обзор литературы) // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13. № 1-2. С. 120-127. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-2-120-127

Семёнова Н. Б., Терещенко С. Ю., Эверт Л. С. и др. Распространенность интернет-зависимости у подростков Центральной Сибири // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Т. 64, № 1. С. 36-44. https://doi.org/10.18821/0044-197X-2020-64-1-36-44

Стрижев В.А., Бойко Е.О., Ложникова Л.Е., Зайцева О.Г. Тревожно-депрессивные расстройства в медицинской студенческой среде // Кубанский научный медицинский вестник. 2016. № 2 (157). С. 126-131.

Хасанова И. И., Котова С. С. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 146-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-146-168

Черник, А. В. Взаимосвязь тревожности и интернет-аддикции у студентов // Современные научные исследования и разработки. 2017. Т. 2, № 1 (9). С. 511-514.

Яковлев А. Н., Чупрова Н. А., Вантей В. Б. и др. Возрастные аспекты интернет-зависимости: сравнительный анализ лиц юношеского возраста и молодых взрослых // Вопросы наркологии. 2020. Т. 193, № 10. С. 74–78. https://doi.org/10.47877/0234-0623_2020_10_74

Яскевич Р. А., Игнатова И. А., Шилов С. Н. и др. Влияние тревожно-депрессивных расстройств на качество жизни слабослышащих мигрантов Крайнего Севера в период реадаптации к новым климатическим условиям // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13975 (дата обращения: 09.06.2022)

Яскевич Р. А., Кочергина К. Н., Каспаров Э. В. Влияние выраженности тревожно-депрессивных расстройств на качество жизни больных артериальной гипертонией // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. – 2019. Т. 11, № 5-2. С. 146-151. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2019-11-5-2-146-151

Яскевич Р. А., Хамнагадаев И. И., Деревянных Е. В. и др. Тревожно-депрессивные расстройства у пожилых мигрантов Крайнего Севера в период реадаптации к новым климатическим условиям // Успехи геронтологии. 2014. Т. 27. № 4. С. 672-677.

Chen S. H., Weng L. J., Su Y. J. et al. Development of a Chinese internet addiction scale and its psychometric study // Chin. J. Psychol. 2003. № 45. P. https://doi.org/279-294. 10.1037/t44491-000

Cheng C., Li A. Y. Internet addiction prevalence and quality of (real) life: a meta-analysis of 31 nations across seven world regions // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2014. Vol.17. P.755-760. https://doi.org/10.1089/cyber.2014.0317

Depression and other common mental disorders. Global health estimates. – Geneva : World Health Organization, 2017. 24 p.

Ghamari F., Mohammadbeigi A., Mohammadsalehi N., Hashiani A.A. Internet addiction and modeling its risk factors in medical students, Iran. // Indian J. Psychol. Med. 2011. Vol.33, № 2. P. 158-162. https://doi.org/10.4103/0253-7176.92068

Hardeman R.R., Perry S.P., Phelan S.M. et al. Racial Identity and Mental Well-Being: The Experience of African American Medical Students, A Report from the Medical Student CHANGE Study // J. Racial and Ethnic Health Disparities. 2016. №3. P. 250-258. https://doi.org/10.1007/s40615-015-0136-5

Kheyri F., Azizifar A., Valizadeh R. et al. Investigation the relationship between internet dependence with anxiety and educational performance of high school students // J. Educ. Health. Promot. 2019. Vol. 8. P. 213. https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_84_19

Quek T.T., Tam W.W., Tran B.X. et al. The Global Prevalence of Anxiety Among Medical Students: A Meta-Analysis // Int. J. Environ. Res. Public. Health. 2019. Vol. 16, № 15. P. 361-370. https://doi.org/10.3390/ijerph16152735

Saikia A. M., Das J., Barman P., Bharali M. D. Internet Addiction and its Relationships with Depression, Anxiety, and Stress in Urban Adolescents of Kamrup District, Assam // J. Family Community Med. 2019. Vol.26, № 2. P. 108-112. https://doi.org/10.4103/jfcm.JFCM_93_18

Salarvand S. N. Albatineh A., Dalvand S. et al. Prevalence of Internet Addiction Among Iranian University Students: A Systematic Review and Meta-analysis // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2022. Vol. 25, № 4. P. 213-222. https://doi.org/10.1089/cyber.2021.0120

Tereshchenko S., Kasparov E., Smolnikova M. et al. Internet Addiction and Sleep Problems among Russian Adolescents: A Field School-Based Study // Int. J. Environ. Res. Public. Health. 2021. Vol. 18, № 19. P. 10397. https://doi.org/10.3390/ijerph181910397

Younes F., Halawi G., Jabbour H. et al. Internet Addiction and Relationships with Insomnia, Anxiety, Depression, Stress and Self-Esteem in University Students: A Cross-Sectional Designed Study // PLoS One. 2016. Vol.11, № 9. e0161126. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0161126

Zhang M. W. B., Lim R. B. C, Lee C., Ho R. C. M. Prevalence of Internet Addiction in Medical Students: a Meta-analysis // Acad Psychiatry. 2018. Vol. 42, № 1. P. 88-93. https://doi.org/10.1007/s40596-017-0794-1

Zigmond A. S., Snaith R. P. The Hospital Anxiety and Depression scale // Acta Psychiatr. Scand. 1983. Vol. 67. P. 361-370. https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x

References

Avkhacheva N. A. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2021, no. 77-2, pp. 147-151. https://doi.org/10.18411/trnio-09-2021-73

Vanyushina E. A., Goncharova M. A. Byulleten’ nauki i praktiki, 2017, no. № 3 (16), pp. 134-138. https://doi.org/10.5281/zenodo.399182

Gavrilova E. S., Yashin D. A., Vanin E. Yu., Yashina L. M. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=24166

Derevyannykh E. V., Balashova N. A., Yaskevich R. A., Moskalenko O. L. V mire nauchnykh otkrytiy, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 10-28. https://doi.org/10.12731/wsd-2017-1-10-28

Kozlov E.V., Derevyannykh E.V., Balashova N.A. et al. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 3, pp. 167-190. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-3-167-190

Malygin V. L., Feklisov K. A. Iskandirova A. B. et al. Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki: Uchebnoe posobie [Internet-dependent behavior. Criteria and methods of diagnosis: Textbook]. M.: MGMSU, 2011, 32 p.

Moskalenko O. L., Yaskevich R. A. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 3-2, pp. 113-119. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-3-2-113-119

Moskalenko O. L., Yaskevich R. A. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 1-2, pp. 185-190. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-1-2-185-190

Moskalenko O. L., Yaskevich R. A. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 1-2,, pp. 120-127. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-2-120-127

Semenova N. B., Tereshchenko S. Yu., Evert L. S. et al. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii, 2020, vol. 64, no. 1, pp. 36-44. https://doi.org/10.18821/0044-197X-2020-64-1-36-44

Strizhev V.A., Boyko E.O., Lozhnikova L.E., Zaytseva O.G. Kubanskiy nauchnyy meditsinskiy vestnik, 2016, no. 2 (157), pp. 126-131.

Khasanova I. I., Kotova S. S. Obrazovanie i nauka, 2017, vol. 19, no. 4, pp. 146-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-146-168

Chernik A. V. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, 2017, vol. 2, no. 1 (9), pp. 511-514.

Yakovlev A. N., Chuprova N. A., Vantey V. B. et al. Voprosy narkologii, 2020, vol. 193, no. 10, pp. 74–78. https://doi.org/10.47877/0234-0623_2020_10_74

Yaskevich R. A., Ignatova I. A., Shilov S. N. et al. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=13975

Yaskevich R. A., Kochergina K. N., Kasparov E. V. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2019, vol. 11, no. 5-2, pp. 146-151. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2019-11-5-2-146-151

Yaskevich R. A., Khamnagadaev I. I., Derevyannykh E. V. et al. Uspekhi gerontologii, 2014, vol. 27, no. 4, pp. 672-677.

Chen S. H., Weng L. J., Su Y. J. et al. Development of a Chinese internet addiction scale and its psychometric study. Chin. J. Psychol., 2003, no. 45, pp. https://doi.org/279-294. 10.1037/t44491-000

Cheng C., Li A. Y. Internet addiction prevalence and quality of (real) life: a meta-analysis of 31 nations across seven world regions. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw., 2014, vol. 17, pp. 755-760. https://doi.org/10.1089/cyber.2014.0317

Depression and other common mental disorders. Global health estimates. Geneva : World Health Organization, 2017, 24 p.

Ghamari F., Mohammadbeigi A., Mohammadsalehi N., Hashiani A.A. Internet addiction and modeling its risk factors in medical students, Iran. Indian J. Psychol. Med., 2011, vol. 33, no. 2,, pp. 158-162. https://doi.org/10.4103/0253-7176.92068

Hardeman R.R., Perry S.P., Phelan S.M. et al. Racial Identity and Mental Well-Being: The Experience of African American Medical Students, A Report from the Medical Student CHANGE Study. J. Racial and Ethnic Health Disparities, 2016, no. 3, pp. 250-258. https://doi.org/10.1007/s40615-015-0136-5

Kheyri F., Azizifar A., Valizadeh R. et al. Investigation the relationship between internet dependence with anxiety and educational performance of high school students. J. Educ. Health. Promot., 2019, vol. 8, p. 213. https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_84_19

Quek T.T., Tam W.W., Tran B.X. et al. The Global Prevalence of Anxiety Among Medical Students: A Meta-Analysis. Int. J. Environ. Res. Public. Health., 2019, vol. 16, no. 15, pp. 361-370. https://doi.org/10.3390/ijerph16152735

Saikia A. M., Das J., Barman P., Bharali M. D. Internet Addiction and its Relationships with Depression, Anxiety, and Stress in Urban Adolescents of Kamrup District, Assam. J. Family Community Med., 2019, vol. 26, no. 2, pp. 108-112. https://doi.org/10.4103/jfcm.JFCM_93_18

Salarvand S. N. Albatineh A., Dalvand S. et al. Prevalence of Internet Addiction Among Iranian University Students: A Systematic Review and Meta-analysis. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw., 2022, vol. 25, no. 4, pp. 213-222. https://doi.org/10.1089/cyber.2021.0120

Tereshchenko S., Kasparov E., Smolnikova M. et al. Internet Addiction and Sleep Problems among Russian Adolescents: A Field School-Based Study. Int. J. Environ. Res. Public. Health., 2021, vol. 18, no. 19, 10397. https://doi.org/10.3390/ijerph181910397

Younes F., Halawi G., Jabbour H. et al. Internet Addiction and Relationships with Insomnia, Anxiety, Depression, Stress and Self-Esteem in University Students: A Cross-Sectional Designed Study. PLoS One, 2016, vol. 11, no. 9, e0161126. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0161126

Zhang M. W. B., Lim R. B. C, Lee C., Ho R. C. M. Prevalence of Internet Addiction in Medical Students: a Meta-analysis. Acad Psychiatry, 2018, vol. 42, no. 1, pp. 88-93. https://doi.org/10.1007/s40596-017-0794-1

Zigmond A. S., Snaith R. P. The Hospital Anxiety and Depression scale. Acta Psychiatr. Scand., 1983, vol. 67, pp. 361-370. https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x


Просмотров аннотации: 223
Загрузок PDF: 158
Опубликован
2022-08-31
Как цитировать
Derevyannich, E., Balashova, N., Yaskevich, R., & Moskalenko, O. (2022). ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕВОГИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА. Russian Journal of Education and Psychology, 13(4), 133-150. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-4-133-150
Раздел
Психологические исследования