К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

  • Bogdan Ch. Dmitrienko Пятигорский государственный университет
  • Olga A. Kovaleva Пятигорский государственный университет
  • Elena A. Rubets Пятигорский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-8090-8358
Ключевые слова: критерии оценивания, методика преподавания изобразительного искусства, урок ИЗО

Аннотация

Актуальность исследования. Настоящая статья посвящена изучению проблемы оценивания творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО. Предметом исследования выступают критерии оценивания. Сегодня представляется очевидной необходимость систематизации и структуризации знаний в области теории и методики обучения изобразительному искусству.

В частности, особое внимание необходимо уделить проблеме оценивания работ учеников на уроке изобразительного искусства. Несмотря на то, что Федеральным государственным стандартом общего образования установлены требования к освоениям основной образовательной программы, для современных педагогов остается открытым вопрос о корректной оценке творческой деятельности обучающихся.

Целью настоящего исследования является изучение специфики оценивания творческой деятельности и ее результатов на уроке изобразительного искусства в школе, а также разработка методики оценивания данных результатов.

Состояние вопроса. Настоящее исследование проводилось на основе анализа фундаментальных трудов таких ученых, как Г.А. Горбунова, С.Е. Игнатьев, Е.В. Иващенко, В.С. Кузин, С.П. Ломова, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, О.П. Савельева, Н.М. Сокольников, Е.В. Шорохов и др.

Результаты и обсуждение. Классическая пятибалльная система оценивания не является в полной мере достаточной на уроках изобразительного искусства, поэтому следует включить внутреннюю – стобалльную – систему оценивания, которая будет четко и ясно обозначать каждому обучающемуся его сильные и слабые стороны.

Заключение. Оценивание творческих достижений учащихся – процесс многоплановый, требующий учета ряда особенностей учащихся и четкого владения критериальным аппаратом.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Bogdan Ch. Dmitrienko, Пятигорский государственный университет

доцент кафедры Дизайна, архитектуры и ДПИ Высшей школы дизайна и архитектуры

Olga A. Kovaleva, Пятигорский государственный университет

директор Высшей школы дизайна и архитектуры

Elena A. Rubets, Пятигорский государственный университет

зав. кафедрой искусства, новейших дизайн-технологий и художественного образования, кандидат педагогических наук

Литература

Список литературы

Горбунова Г.А. Педагогическое определение параметров (критериев) оценки и развития изобразительно-творческих способностей младших школьников на уроках изо // Вест­ник Московского гос. обл. ун-та. Сер. Педагогика. 2008. № 1. С. 131–137.

Дмитриенко Б.Ч. Антиискусство в процессе декультуризации // Университетские чтения – 2021: Материалы научно-методических чтений ПГУ, Пятигорск, 17–19 марта 2021 года. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2021. С. 169-180.

Дерябин А.А., Бойцов И.Э., Попов А.А, Рабинович П.Д., Заведенский К.Е. Исследование представлений директоров российских школ о цифровых компетенциях участников образовательной системы // Вопросы образования. 2021. №3. С. 212-236. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-212-236

Иващенко Е.В. Формирование у будущих учителей начальных классов педагогической компетентности в оценке учебных достижений школьников // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2011. №11. С. 260-269.

Игнатьев С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 41 с.

Калдыбаев С.К. Содержание и структура результата обучения / С.К. Калдыбаев, М.М. Бекежанов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. №2. С. 23–28.

Колесникова Т.А. Проблема педагогической оценки учебных достижений младших школьников на уроках изобразительного искусства / Т. А. Колесникова, А. И. Пеленков, Н. Б. Яковлева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 13 августа 2017 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 141-143

Кузин В.С. Изобразительное искусство 1–4 класс: Программа для обще-образовательных учреждений / В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов. М.: Дрофа, 2011. 46 с.

Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник. 2015. №4 (141). С. 177-181.

Новиков А.М. Формы учебной деятельности // Школьные технологии. 2007. №4. С. 18–28.

Савельева О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 5. С. 7–13.

Тен Э.Г. Формирование профессиональной методической компетенции у студентов-бакалавров // Университетские чтения – 2019: Материалы научно-методических чтений ПГУ, Пятигорск, 10–11 января 2019 года. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2019. С. 174-178.

References

Gorbunova, G. A. Vestnik Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser. Pedagogika, 2008, no. 1, pp. 131–137.

Dmitrienko B.Ch. Universitetskie chteniya – 2021: Materialy nauchno-metodicheskikh chteniy PGU, Pyatigorsk, 17–19 marta 2021 goda [University readings - 2021: Materials of scientific and methodological readings of PSU, Pyatigorsk, March 17–19, 2021]. Pyatigorsk: Pyatigorsk State University, 2021, pp. 169-180.

Deryabin A. A., Boytsov I. E., Popov A. A, Rabinovich P. D., Zavedenskiy K. E. Voprosy obrazovaniya, 2021, no. 3, pp. 212-236. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-212-236

Ivashchenko E.V. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya, 2011, no. 11, pp. 260-269.

Ignat’ev S.E. Teoriya i praktika razvitiya izobrazitel’noy deyatel’nosti detey [Theory and practice of development of visual activity of children]. M., 2007, 41 p.

Kaldybaev S.K., Bekezhanov M.M. Standarty i monitoring v obrazovanii, 2008, no. 2, pp. 23–28.

Kolesnikova T.A., Pelenkov A.., Yakovleva N.B. Nauchnoe i obrazovatel’noe prostranstvo: perspektivy razvitiya: Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Cheboksary, 13 avgusta 2017 goda [Scientific and educational space: development prospects: Collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Cheboksary, August 13, 2017]. Cheboksary: Limited Liability Company “Center for Scientific Cooperation “Interactive Plus”, 2017, pp. 141-143

Kuzin V.S., Lomov S.P., Shorokhov E.V. Izobrazitel’noe iskusstvo 1–4 klass: Programma dlya obshche-obrazovatel’nykh uchrezhdeniy [Visual arts grades 1–4: Program for general educational institutions]. M.: Drofa, 2011, 46 p.

Lykova E.S. Omskiy nauchnyy vestnik, 2015, no. 4 (141), pp. 177-181.

Novikov A.M. Shkol’nye tekhnologii, 2007, no. 4, pp. 18–28.

Savel’eva O. P. Nachal’naya shkola plyus Do i Posle, 2006, no. 5,p. 7–13.

Ten E. G. Universitetskie chteniya – 2019: Materialy nauchno-metodicheskikh chteniy PGU, Pyatigorsk, 10–11 yanvarya 2019 goda [University readings – 2019: Materials of scientific and methodological readings of PSU, Pyatigorsk, January 10–11, 2019]. Pyatigorsk: Pyatigorsk State University, 2019, pp. 174-178.


Просмотров аннотации: 164
Загрузок PDF: 140
Опубликован
2022-08-31
Как цитировать
Dmitrienko, B., Kovaleva, O., & Rubets, E. (2022). К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Russian Journal of Education and Psychology, 13(4), 58-70. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-4-58-70
Раздел
Педагогические исследования