ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Цель работы – обобщить результаты пилотного исследования оценки структурных компонентов профессиональной компетентности педагога сельской школы, определить принципы и направления исследования по проектированию диагностической карты оценки профессиональных дефицитов педагога, работающего в условиях сельской школы.
Методы исследования. В процессе исследования был проведен теоретический анализ педагогической литературы, позволивший уточнить степень актуальности и глубины проработки исследуемой проблемы. Проведенное пилотное исследование оценки каждым педагогом своего уровня педагогической компетентности позволило определить направление проектирования практико-ориентированных заданий с целью диагностики профессиональных дефицитов педагога сельской школы.
Результаты исследования. Проведен теоретический анализ структурных компонентов профессиональной компетентности педагога в аспекте реализации требований обновленных ФГОС и разработанного проекта Профессионального стандарта педагога. Показаны результаты пилотного исследования оценки структурных компонентов профессиональной компетентности педагога сельской, включая малокомплектную школы. Определены блоки компетенций педагогов, подлежащие оценке: нормативный, предметный, психолого-педагогический, методический и аналитический. Представлены и проанализированы различные модели оценки уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов. Определены принципы и направления прикладного исследования по проектированию диагностической карты оценки профессиональных дефицитов педагога, работающего в условиях сельской школы.
Область применения результатов. Статья будет полезна преподавателям педагогических вузов, организаций дополнительного профессионального образования, студентам, обучающимся по направлениям «Педагогическое образование».
Скачивания
Литература
Список литературы
Амирова Л. А. Социальный портрет сельского учителя: результаты сравнительного исследования сельских и городских педагогов // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2017. Том 8. № 9. С. 5–24.
Асадуллин Р.М., Дорофеев А.В., Левина И.Р. Диагностика цифровых компетенций педагога // Педагогика и просвещение. 2022. № 1. С. 1-17. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2022.1.37153
Васенёв Ю.Б. Компетентностный подход: инновации в образовании современного педагога: монография. Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013.
Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога. М.: Сентябрь, 2008. 176 с.
Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.
Дудина О.П. Мониторинг профессиональных дефицитов как средство формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов профессиональных образовательных организаций // Достижения науки и образования. 2020. №. 14 (68). С. 52-54.
Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах. 2005. Вып. 8. С. 26-44.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. М., 2008. 250 с.
Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Завуч. 2008. № 1. С. 4-24.
Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82-88.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2004. 319 с.
Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: Методические рекомендации / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. 183 с.
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022).
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. М.: Логос, 2008. 320 с.
Шайденко Н.А. Подходы к оценке дефицитов профессиональных компетенций молодых учителей // Образование личности. 2019. № 3–4. С. 12-18.
Шкерина Л.В., Кейв М.А. Формирование профессиональных компетенций педагога в вузе: монография. Красноярск, 2015. 280 c.
Bhmer M. Zentrale und dezentrale Lehrerfortbildung: Entwicklung, Strukturen und Innovationen. Weinheim, Basel: Beltz, 1983.
Blank W.E. Handbook for developing Competency-Based Training Programs. New-Jersey: Prentice Hall, 1982.
References
Amirova L. A. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem, 2017, vol. 8, no. 9, pp. 5–24.
Asadullin R.M., Dorofeev A.V., Levina I.R. Pedagogika i prosveshchenie, 2022, no. 1, pp. 1-17. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2022.1.37153
Vasenev Yu.B. Kompetentnostnyy podkhod: innovatsii v obrazovanii sovremennogo pedagoga: monografiya [Competence-based approach: innovations in the education of a modern teacher: monograph]. Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013.
Genike E.A. Professional’naya kompetentnost’ pedagoga [Professional competence of the teacher]. M.: Sentyabr’, 2008, 176 p.
Gershunskiy B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya KhKhI veka (v poiskakh praktiko-orientirovannykh obrazovatel’nykh kontseptsiy) [Philosophy of education for the XXI century (in search of practice-oriented educational concepts)]. M.: Sovershenstvo, 1998, 608 p.
Dudina O.P. Dostizheniya nauki i obrazovaniya, 2020, no. 14 (68), pp. 52-54.
Druzhilov S.A. Sibir’. Filosofiya. Obrazovanie. Nauchno-publitsisticheskiy al’manakh, 2005, no. 8, pp. 26-44.
Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii – novaya paradigma rezul’tata sovremennogo obrazovaniya [Key competencies are a new paradigm of the result of modern education]. M., 2008, 250 p.
Ivanov D.I. Zavuch, 2008, no. 1, pp. 4-24.
Markova A.K. Sovetskaya pedagogika, 1990, no. 8, pp. 82-88.
Mitina L.M. Psikhologiya truda i professional’nogo razvitiya uchitelya [Psychology of work and professional development of the teacher]. M.: Akademiya, 2004, 319 p.
Otsenka professional’noy kompetentnosti bakalavrov i magistrov obrazovaniya: Metodicheskie rekomendatsii [Evaluation of the professional competence of bachelors and masters of education: Guidelines] / ed. A.P. Tryapitsyna. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I.Gertsena, 2008, 183 p.
Draft Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation “On approval of the professional standard “Teacher (pedagogical activity in the field of primary general, basic general, secondary general education) (teacher)” (prepared by the Ministry of Labor of Russia on January 31, 2022).
Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 286 “On Approval of the Federal State Educational Standard for Primary General Education”.
Khutorskoy A.V. Narodnoe obrazovanie, 2003, no. 2, pp. 58–64.
Shadrikov V.D. Psikhologiya deyatel’nosti i sposobnosti cheloveka [Psychology of activity and human abilities]. M.: Logos, 2008, 320 p.
Shaydenko N.A. Obrazovanie lichnosti, 2019, no. 3–4, pp. 12-18.
Shkerina L.V., Keyv M.A. Formirovanie professional’nykh kompetentsiy pedagoga v vuze [Formation of professional competencies of a teacher at a university]. Krasnoyarsk, 2015, 280 p.
Bhmer M. Zentrale und dezentrale Lehrerfortbildung: Entwicklung, Strukturen und Innovationen. Weinheim, Basel: Beltz, 1983.
Blank W.E. Handbook for developing Competency-Based Training Programs. New-Jersey: Prentice Hall, 1982.
Просмотров аннотации: 250 Загрузок PDF: 107
Copyright (c) 2022 Irina M. Zakharova, Lilia R. Sadykova, Nailya G. Khakimova,
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.