ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Natalya A. Yatsevich Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Ключевые слова: высшее медицинское образование, педагогические компетенции, ординатура, врач-педиатр, здоровье, здоровый образ жизни

Аннотация

Настоящая статья поднимает проблему, связанную с формированием педагогических компетенций специалистов, обучающихся в ординатуре. Трудовые функции врачей-педиатров расширяются благодаря педагогическим компетенциям, которые позволяют воспитывать у детей и их родителей ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, развивать мотивацию в овладении здоровьесберегающими навыками.

Принимая во внимание сложность формирования педагогических компетенций врачей-педиатров на этапе ординатуры, в 2021-2022 учебном году в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете было проведено теоретическое исследование, предполагающее изучение данного вопроса.

Цель исследования. Изучить теорию и практику формирования профессионально-педагогических компетенций врачей-педиатров на этапе обучения в ординатуре.

Методы и методология. В основу данного исследования положен социоориентированный подход, позволяющий рассмотреть состояние заявленной проблемы в российском медицинском образовании. Исследование осуществлялось с помощью теоретического анализа литературы по педагогике и психологии высшей школы, истории медицинского образования.

Результаты. Материалы теоретического исследования позволили актуализировать проблему формирования педагогических компетенций у врачей-педиатров, описать подходы к интерпретации понятия «педагогические компетенции», уточнить особенности формирования педагогических компетенций специалистов, обучающихся в ординатуре.

Заключение. Результаты теоретического исследования свидетельствуют о необходимости переосмысления организационно-технологических составляющих педагогической подготовки врачей-педиатров в процессе профессионального образования, а также о значимости моделирования такой образовательной подготовки, в ходе которой формируются педагогические компетенции специалистов.

Область применения результатов. Содержание теоретического исследования может быть интегрировано в систему подготовки врачей на этапе додипломного и последипломного медицинского образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Natalya A. Yatsevich, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

ассистент кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики

Литература

Список литературы

Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 2005. 114 с.

Белов Е.В. Медицинская педагогика и ее роль в профессиональной деятельности врача (преподавателя медицинского вуза) // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 3 (5). С. 67–69.

Васильева Е.Ю., Гайкина М.Ю., Тагаева Т.В. Педагогика в клинической практике врача. Учебное пособие. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. 118 с.

Вацкель Е.А, Денишенко В.А. Педагогические аспекты развития рефлексии у клинических ординаторов первого года обучения // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Том 10, № 38. С. 8–14.

Гринько Е.Н. Педагогика в подготовке врачей-педиатров на уровне ординатуры // Вопросы современной педиатрии. 2018. Том 17, №1. С. 16–18.

Евстегнеева В.А., Смольянинова О.Л., Логвинов С.И. Системный и процессный подход при обеспечении качества образовательных процессов в медицинских вузах // Инновации в науке. 2016. № 3 (52). С. 7–16.

Здравоохранение в России: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 174 с.

Медведев В.Е., Татур Ю.Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46–56.

Петрова В.Н. Роль педагогики в процессе обучения ординаторов // Медицинское образование и вузовская наука. 2017. № 1(9). С. 39–42.

Подольная Н.Н. Ответственность за собственное здоровье как условие предотвращения преступлений против здоровья населения // Виктимология. 2019. № 2(20). С. 53–57.

Решение коллегии Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2007 г. № ПК-4/1 “О ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере образования” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6281587/

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/opendata/7707778246-fgosvo

Шатравкина А.В. Методологические ориентиры подготовки медицинских кадров высшей квалификации // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 60-1. С. 389–393.

References

Baidenko V.I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniyu gosudarstvennyh obrazovatel’nyh standartov vysshego professional’nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy): metodicheskoe posobie [Competence-based approach to the design of state educational standards of higher professional education (methodological and methodological issues): a methodological guide]. Moscow: Research Center for Quality Problems in Specialist Training, 2005, 114 p.

Belov E.V. Medicinskaya pedagogika i ee rol’ v professional’noj deyatel’nosti vracha (prepodavatelya medicinskogo vuza) [Medical pedagogy and its role in the professional activity of a doctor (teacher of a medical university)]. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical skill and pedagogical technologies]. Cheboksary: CNS “Interactive plus”, 2015, no. 3 (5), pp 67-69.

Vasil’eva E.U., Gajkina M.U., Tagaeva T.V. Pedagogika v klinicheskoj praktike vracha. Uchebnoe posobie [Pedagogy in the clinical practice of a doctor. Tutorial]. Arkhangelsk: Publishing House of the Northern State Medical University, 2017, 118 p.

Vackel’ E.A, Denishenko V.A. Pedagogicheskie aspekty razvitiya refleksii u klinicheskih ordinatorov pervogo goda obucheniya [Pedagogical aspects of the development of reflection in clinical residents of the first year of study]. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze [Questions of methods of teaching at the university], 2021, vol. 10, no. 38, pp 8-14.

Grin’ko E.N. Pedagogika v podgotovke vrachej-pediatrov na urovne ordinatury [Pedagogy in the training of pediatricians at the residency level]. Voprosy sovremennoj pediatrii [Questions of modern pediatrics], 2018, vol. 17, no. 1, pp 16-18.

Evstegneeva V.A. Smol’yaninova O.L. Logvinov S.I. Sistemnyj i processnyj podhod pri obespechenii kachestva obrazovatel’nyh processov v medicinskih vuzah [System and process approach in ensuring the quality of educational processes in medical universities]. Innovacii v nauke [Innovation in science], 2016, no. 3 (52), pp 7-16.

Health care in Russia, 2015: Statistical compendium. Moscow: Rosstat, 2015, 174 p.

Medvedev V.E. Tatur Y.G. Podgotovka prepodavatelya vysshej shkoly: kompetentnostnyj podhod [Higher school teacher training: competency-based approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2007, no. 11, pp 46-56.

Petrova V.N. Rol’ pedagogiki v processe obucheniya ordinatorov [The role of pedagogy in the process of training residents]. Medicinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical education and university science]. 2017, no. 1 (9), pp 39-42.

Podol’naya N.N. Otvetstvennost’ za sobstvennoe zdorov’e kak uslovie predotvrashcheniya prestuplenij protiv zdorov’ya naseleniya [Responsibility for one’s own health as a condition for preventing crimes against public health]. Viktimologiya [Victimology]. 2019, no. 2 (20), pp 53-57.

Reshenie kollegii Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 avgusta 2007 g. № PK-4/1 “O hode realizacii prioritetnogo nacional’nogo proekta v sfere obrazovaniya” [Decision of the Board of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated August 22, 2007 No. PK-4/1 “On the implementation of the priority national project in the field of education”]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6281587/ (accessed May 1, 2022).

Federal’nye gosudarstvennye obrazovatel’nye standarty vysshego obrazovaniya (uroven’ podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii po programmam ordinatury) [Federal state educational standards of higher education (the level of training of highly qualified personnel in residency programs)]. https://minzdrav.gov.ru/opendata/7707778246-fgosvo (accessed May 3, 2022).

Shatravkina A.V. Metodologicheskie orientiry podgotovki medicinskih kadrov vysshej kvalifikacii [Methodological guidelines for the training of highly qualified medical personnel]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education]. 2016, no. 60-1, pp 389-393.


Просмотров аннотации: 200
Загрузок PDF: 104
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
Yatsevich, N. (2022). ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(3), 56-69. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-3-56-69
Раздел
Педагогические исследования