СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКА: ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

  • Emilia V. Vanina Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
  • Aleksandra A. Ilina Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №551
  • Irina V. Parfyonova Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №551
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, социальные установки, цифровая образовательная среда, педагогическая диагностика

Аннотация

Актуальность темы обусловлена тем, что диагностика социальных установок приобретает особое значение для образовательного процесса в связи с развитием цифрового пространства и формированием цифровой образовательной среды.

Целью статьи является описание способа диагностики социальных установок обучающихся в педагогических целях.

Материалы и методы: раскрываются возможности использования метафорических ассоциативных карт для диагностики особенностей социальных установок подростков по отношению к пяти ключевым объектам: сетевая безопасность, сотрудничество, творчество, самоопределение, непрерывное образование. Авторы предлагают двух этапный алгоритм работы с МАК как способом диагностики социальных установок и технологию интерпретации полученных результатов.

Выводы и область применения: диагностика дает возможность проанализировать сформированность социальных установок на основе трехкомпонентной модели (когнитивный, аффективный, конативный компонент), результаты, полученные с помощью диагностики, могут быть использованы в основном образовании при реализации Программы воспитания и Программы развития универсальных учебных действий, а также применены в дополнительном образовании при реализации программ, для реализации которых особенности социальных установок имеют существенное значение.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Emilia V. Vanina, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

доцент кафедры методологии и технологий цифрового образования, кандидат психологических наук, доцент

Aleksandra A. Ilina, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №551

педагог-психолог

Irina V. Parfyonova, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №551

учитель математики, заместитель директора по УВР (ИКТ)

Литература

Список литературы

Алишев Б.С. Фундаментальные социальные установки и их соотношение // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2007. Т. 149, кн. 1. С. 46-60.

Ванина Э.В., Петрова Е. Г., Бякова Е.В. Возможности влияния на социальные установки в цифровой образовательной среде школы // Russian Journal of Educationand Psychology. 2021. Т. 12, № 6. С. 60-77. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-60-77

Воронкова Э.Ф. Метафорические ассоциативные карты как инструмент успешной консультативной работы психолога со студентами // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 118–122.

Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. М., 1993. 175 с.

Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В., Левина Л.В. Выбор способа разрешения ценностного конфликта с помощью ассоциативных карт // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 3, № 3(63). С. 119-123.

Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В., Левина Л.В., Перевозкина Ю.М. Методологические основы и принципы работы с ассоциативными картами // Развитие человека в современном мире. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. С. 242-251.

Казанцева Е.В. Метафорические ассоциативные карты как «магическая» психотерапевтическая практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 1 (январь). http://e-koncept.ru/2017/170023.htm

Милорадова Н.Е., Попова Г.В. Об алгоритме создания новых колод метафорических ассоциативных карт // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. №3. С. 149-161.

Пирогова В.В. К вопросу о понимании сущности социально-психологического механизма в работе с метафорическими ассоциативными картами (мак) // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2018. №1. С. 60-66.

Плеханова Т.С. Эффективность метафорических карт в виртуальной среде // СМАЛЬТА. Научные исследования и инновационные разработки / Scientific researches and innovation. 2016. № 5. С. 34-39. https://www.b17.ru/article/66971/

Allport H. Social Attitudes and Social Consciousness // Classic Contribution to Social Psychology. N.Y.: Oxford University Press, 1972. P. 189–190.

Kirschke W. Cards of Association for Life-Mapping [Электронный ресурс]. URL: http://www.oh-cards-na.com/2010/08/cards-of-association-for-life-mapping/ (дата обращения: 23.02.2022)

Lutz R.A. Functional Approach to Consumer Attitude // Advances in Consumer Research / eds. by K. Hunt, A. Abor. MI: Association for Consumer Research, 1978. Vol. 5. P. 360–369.

Rockeach M. The nature of attitudes // Beliefs, attitudes and values / Ed. M. Rockeach. San-Francisco, CA: Josey-Bass, 1968.

Thomas W., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. 2nd edition. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1927. Vol. 1. 1115 p.

References

Alishev B.S. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki, 2007, vol. 149, book 1, pp. 46-60.

Vanina E.V., Petrova E. G., Byakova E.V. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 6, pp. 60-77. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-60-77

Voronkova E.F. Innovatsionnoe razvitie professional’nogo obrazovaniya, 2021, no. 3 (31), pp. 118–122.

Devyatko I.F. Diagnosticheskaya protsedura v sotsiologii. Ocherk istorii i teorii [Diagnostic procedure in sociology. Essay on history and theory]. M., 1993, 175 p.

Dmitrieva N.V., Buravtsova N.V., Levina L.V. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, vol. 3, no. 3(63), pp. 119-123.

Dmitrieva N.V., Buravtsova N.V., Levina L.V., Perevozkina Yu.M. Metodologicheskie osnovy i printsipy raboty s assotsiativnymi kartami [Methodological bases and principles of work with associative maps]. Razvitie cheloveka v sovremennom mire. Materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem: v 2 chastyakh [Human development in the modern world. Materials of the VI All-Russian scientific-practical conference with international participation: in 2 parts]. Novosibirsk State Pedagogical University, 2015, pp. 242-251.

Kazantseva E.V. Kontsept, 2017, no. 1. http://e-koncept.ru/2017/170023.htm

Miloradova N.E., Popova G.V. Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoy Sibiri, 2016, no. 3, pp. 149-161.

Pirogova V.V. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chekhova, 2018, no. 1, pp. 60-66.

Plekhanova T.S. SMALTA / Scientific researches and innovation, 2016, no. 5, pp. 34-39. https://www.b17.ru/article/66971/

Allport H. Social Attitudes and Social Consciousness. Classic Contribution to Social Psychology. N.Y.: Oxford University Press, 1972, pp. 189–190.

Kirschke W. Cards of Association for Life-Mapping. URL: http://www.oh-cards-na.com/2010/08/cards-of-association-for-life-mapping/

Lutz R.A. Functional Approach to Consumer Attitude. Advances in Consumer Research / eds. by K. Hunt, A. Abor. MI: Association for Consumer Research, 1978, vol. 5, pp. 360–369.

Rockeach M. The nature of attitudes. Beliefs, attitudes and values / Ed. M. Rockeach. San-Francisco, CA: Josey-Bass, 1968.

Thomas W., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. 2nd edition. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1927, vol. 1, 1115 p.


Просмотров аннотации: 199
Загрузок PDF: 86
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
Vanina, E., Ilina, A., & Parfyonova, I. (2022). СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКА: ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(3), 38-55. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-3-38-55
Раздел
Педагогические исследования