ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (BLENDED LEARNING)
Аннотация
В статье рассматривается вопрос эффективности использования технологии смешанного обучения для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку.
В настоящее время уровень владения иностранным языком специалистом любой сферы деятельности определяется стремительными процессами всемирной политической, экономической, культурной и религиозной интеграции и возрастающей в связи с этим ролью межкультурной коммуникации. Ключевой целью преподавания иностранного языка становится подготовка специалиста, готового к непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе иноязычной коммуникативной компетенции.
Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции будет более эффективным при условии активного использования технологии смешанного обучения.
Смешанное обучение рассматривается как комплексная образовательная технология, сочетающая традиционную форму очного обучения в аудитории под руководством преподавателя в режиме реального времени и обучения посредством цифровой образовательной среды, что позволяет выстраивать процесс преподавания иностранного языка в соответствии с современными требованиями к выпускникам ВУЗов.
Особое внимание в статье уделяется понятию, а также различным подходам к применению различных моделей технологии смешанного обучения в процессе формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.
Технология смешанного обучения способствует формированию самостоятельности и ответственности студентов, развитию их способности к самообразованию и непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.
Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современного образования теме эффективности использования инновационных технологий в преподавании иностранного языка. Предметом анализа выступает технология смешанного обучения. Автор ставит целью раскрыть потенциал использования технологии смешанного обучения для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.
Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют методы изучения и анализа публикаций, в которых рассматриваются аспекты данной проблемы, обобщение собственного опыта работы по использованию технологии смешанного обучения, а также систематизация изученной информации.
Результаты. Технология смешанного обучения (Blended Learning) представляет собой один из современных подходов к преподаванию иностранного языка в ВУЗе. Сочетая в себе традиционные формы обучения в аудитории и инновационные формы обучения, реализуемые посредством электронных образовательных платформ и онлайн ресурсов, данная технология способствует формированию самостоятельности и ответственности студентов, развитию их способности к самообразованию и непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в преподавании иностранного языка.
Скачивания
Литература
Список литературы
Дарамилова З.Г., Жандарова А.В. Технологии смешанного обучения как фактор развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов ВУЗа // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 58-64.
Елашкина Н.В. Интерпретация сущности иноязычной коммуникативной компетенции и понимание учебной компетенции зарубежными лингводидактами в методической науке // Молодежный вестник ИрГТУ. 2019. Т. 9, № 2. С. 162-165.
Карасева Е.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции средствами инновационных технологий // Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики. Сборник по материалам Всероссийской с международным участием конференции. 2019. С. 75-78.
Местанко Н.А. Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция: подходы к определению понятия // Научные исследования, открытия и развитие технологий в современной науке. Сборник материалов XX-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. 2019. С. 31-34.
Морозова А.Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых ВУЗов // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы. Материалы III Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Э.И. Забнева. 2019. С. 122-124.
Пономарева Т.А. Развитие иноязычных профессионально - коммуникативных компетенций студентов в неязыковом ВУЗе // Инструменты и механизмы современного инновационного развития. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 114-117.
Преснухина И.А. К вопросу о формировании иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 175-177.
Хлыбова М.А. Особенности смешанного обучения иностранному зыку в неязыковом ВУЗе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 311-313.
Шмульская Л.С., Зырянова О.Н., Славкина И.А. Технология смешанного обучения в ВУЗе // Kazakhstan Science Journal. 2019. Т. 2, № 7 (8). С. 55-62.
Шуша Н.В. Смешанное обучение (Blended Learning) как тренд в современном образовании, его основные модели // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. Материалы XIII Международной научной конференции, посвященной 98-летию образования Белорусского государственного университета. 2019. С. 456-460.
Aini Binti Haron N.Q., Aziz R.H.A., Ismail R.F. Enhanced blended learning within teaching and learning // Opción. 2019. Т. 35, № 20. С. 915-929. https://produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/24560
Bessert O. Teaching languages for profession: learning strategies in blended learning course // The priorities of the world science: experiments and scientific debate Proceedings of the X International scientific conference North Charleston, SC, USA 17-18 February 2016 / Part II. Social and Humanitarian Sciences. Материалы X международной научной конференции. Научно-издательский центр «Открытие». 2016. С. 88-92.
García-Martínez I., Quijano-López R., Pérez-Ferra M., Sierra-Arizmendiarrieta B. Communicative competence in student teaching degrees: a systematic review // La revista Publicaciones de la Facultad de Educación y Humanidades Del Campus de Melilla (Universidad de Granada). 2020. Т. 50, № 3. С. 37-54.
Lertnattee V., Pamonsinlapatham P. Blended learning for improving flexibility of learning structure query language (SQL) // Lecture Notes in Computer Science. 2017. Т. 10309 LNCS. С. 343-353.
Peng B. Intercultural communicative competence teaching and assessment based on modern information technology // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2021. Т. 16, № 7. С. 175-190.
References
Daramilova Z.G., Zhandarova A.V. Tekhnologii smeshannogo obucheniya kak faktor razvitiya inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov VUZa [Blended learning technologies as a factor in the development of foreign language communicative competence of university students]. Aktual’nye aspekty lingvistiki, lingvodidaktiki i mezhkul’turnoy kommunikatsii. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual aspects of linguistics, linguodidactics and intercultural communication. Materials of the All-Russian scientific-practical conference]. 2018, pp. 58-64.
Elashkina N.V. Molodezhnyy vestnik IrGTU, 2019, vol. 9, no. 2, pp. 162-165.
Karaseva E.V. Formirovanie inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii sredstvami innovatsionnykh tekhnologiy [Formation of foreign language communicative competence by means of innovative technologies]. Filologiya, lingvistika i lingvodidaktika: voprosy teorii i praktiki. Sbornik po materialam Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem konferentsii [Philology, linguistics and linguodidactics: questions of theory and practice. Collection based on the materials of the All-Russian conference with international participation]. 2019, pp. 75-78.
Mestanko N.A. Professional’naya inoyazychnaya kommunikativnaya kompetentsiya: podkhody k opredeleniyu ponyatiya [Professional foreign language communicative competence: approaches to the definition of the concept]. Nauchnye issledovaniya, otkrytiya i razvitie tekhnologiy v sovremennoy nauke. Sbornik materialov XX-oy mezhdunarodnoy ochno-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Scientific research, discoveries and development of technologies in modern science. Collection of materials of the XX-th international part-time scientific-practical conference], 2019, pp. 31-34.
Morozova A.L. Razvitie inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov neyazykovykh VUZov [Development of foreign language communicative competence of students of non-linguistic universities]. Voprosy sovremennoy nauki: problemy, tendentsii i perspektivy. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Questions of modern science: problems, trends and prospects. Materials of the III International Scientific and Practical Conference]. ed E.I. Zabneva. 2019, pp. 122-124.
Ponomareva T.A. Razvitie inoyazychnykh professional’no - kommunikativnykh kompetentsiy studentov v neyazykovom VUZe [Development of foreign language professional and communicative competencies of students in a non-linguistic university]. Instrumenty i mekhanizmy sovremennogo innovatsionnogo razvitiya. Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 chastyakh [Instruments and mechanisms of modern innovative development. Collection of articles of the international scientific-practical conference: in 2 parts]. 2017, pp. 114-117.
Presnukhina I.A. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 2019, no. 3, pp. 175-177.
Khlybova M.A. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya, 2021, vol. 10, no. 2 (35), pp. 311-313.
Shmul’skaya L.S., Zyryanova O.N., Slavkina I.A. Kazakhstan Science Journal, 2019, vol. 2, no. 7 (8), pp. 55-62.
Shusha N.V. Smeshannoe obuchenie (Blended Learning) kak trend v sovremennom obrazovanii, ego osnovnye modeli [Blended learning as a trend in modern education, its main models]. Mezhkul’turnaya kommunikatsiya i professional’no orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam. Materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 98-letiyu obrazovaniya Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta [Intercultural communication and professionally oriented teaching of foreign languages. Materials of the XIII International Scientific Conference dedicated to the 98th anniversary of the Belarusian State University]. 2019, pp. 456-460.
Aini Binti Haron N.Q., Aziz R.H.A., Ismail R.F. Enhanced blended learning within teaching and learning. Opción, 2019, vol. 35, no. 20, pp. 915-929. https://produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/24560
Bessert O. Teaching languages for profession: learning strategies in blended learning course. The priorities of the world science: experiments and scientific debate Proceedings of the X International scientific conference North Charleston, SC, USA 17-18 February 2016 / Part II. Social and Humanitarian Sciences. 2016, pp. 88-92.
García-Martínez I., Quijano-López R., Pérez-Ferra M., Sierra-Arizmendiarrieta B. Communicative competence in student teaching degrees: a systematic review. La revista Publicaciones de la Facultad de Educación y Humanidades Del Campus de Melilla (Universidad de Granada), 2020, vol. 50, no. 3, pp. 37-54.
Lertnattee V., Pamonsinlapatham P. Blended learning for improving flexibility of learning structure query language (SQL). Lecture Notes in Computer Science, 2017, vol. 10309 LNCS, pp. 343-353.
Peng B. Intercultural communicative competence teaching and assessment based on modern information technology. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2021, vol. 16, no. 7, pp. 175-190.
Просмотров аннотации: 234 Загрузок PDF: 78
Copyright (c) 2022 Alena I. Zudina
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.