ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

  • Vyacheslav A. Averin Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет https://orcid.org/0000-0001-5916-4171
  • Elena R. Zinkevich Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет https://orcid.org/0000-0003-2630-3395
  • Andrey A. Fedyaev Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет https://orcid.org/0000-0002-4240-0358
  • Kirill V. Royalo Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет https://orcid.org/0000-0002-8961-1515
Ключевые слова: клиническое мышление, преподаватель медицинского вуза, познавательные умения, интеллектуальная деятельность

Аннотация

История российского медицинского образования свидетельствует о важности развития клинического мышления будущего врача. Сегодня проблема еще больше обострилась в связи с особенностями образовательной ситуации, обусловленной пандемией COVID-19, когда обучение будущих врачей осуществлялось в режиме online. Учитывая сложности формирования клинического мышления будущих врачей, в 2019-2022 гг. в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете проведено исследование, посвященное выявлению конкретных познавательных умений преподавателей медицинских вузов, осуществляющих подготовку таких специалистов.

Цель исследования. Изучить конкретные познавательные умения, обусловливающие специфику интеллектуальной деятельности преподавателей клинических и медико-теоретических кафедр медицинских вузов, осуществляющих подготовку будущих врачей.

Методы и методология. Исследование основано на деятельностном и когнитивном подходах, позволяющих изучать личность как субъекта профессиональной деятельности. Диагностическая процедура осуществлялась с использованием теста Р. Амтхауэра. Структура интеллекта определялась посредством факторного анализа и метода главных компонент с последующим varimax-вращением с нормализацией Кайзера. Программа Statistica 10.0 применялась для обработки полученных эмпирических результатов.

Результаты. Материалы исследования выступили источником формирования представлений об особенностях познавательных умений, лежащих в основе клинического мышления врачей – преподавателей клинических и медико-теоретических кафедр, способствующих развитию познавательных умений будущих врачей и обусловливающих успешность их интеллектуальной деятельности.

Заключение. Результаты исследования побуждают переосмыслить как организационную, так и технологическую составляющие профессиональной подготовки будущих врачей.

Область применения результатов. Полученные результаты могут использоваться в области высшего медицинского образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Vyacheslav A. Averin, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, доктор психологических наук, профессор

Elena R. Zinkevich, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, доктор педагогических наук

 

Andrey A. Fedyaev, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, доктор педагогических наук

Kirill V. Royalo, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

старший преподаватель кафедры клиническая психология

Литература

Asner T.V., Kalyagin A.N. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk), 2019, no. 3, pp. 66-68.

Berezutskiy V.I. Chelovecheskiy faktor: sotsial’nyy psikholog, 2016, no. 1 (31), pp. 24-30.

Zinkevich E.R. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2016, no. 6 (33), pp. 21-29.

Ivanchuk O.V., Ganina O.G. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 5. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28096

Kalieva Sh.S., Yukhnevich E.A., Abushakhmanova A.Kh., Dyusembaeva N.K., Kim T.V., Sagadatova T.K. Meditsina i ekologiya, 2020, no. 1 (94), pp.113-117.

Karandeeva A.M., Soboleva M.Yu., Anokhina Zh.A. et al. Integratsiya nauk, 2018, no. 6 (21), pp. 54-56.

Kozlov S.N., Danilov A.I., Zharkova L.P., Zuzova A.P. Smolenskiy meditsinskiy al’manakh, 2018, no. 3, pp. 3-7.

Kubrushko T.V., Vinokur A.V., Baroya M.A., Naumova Ya.L. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 81-letiyu Kurskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta i 50-letiyu farmatsevticheskogo fakul’teta [Proceedings of the international scientific and practical conference dedicated to the 81st anniversary of the Kursk State Medical University and the 50th anniversary of the Faculty of Pharmacy] / ed. V.A. Lazarenko, P.V. Tkachenko, P.V. Kalutsky, O.O. Kurilova. 2016, pp. 327-331.

Mayboroda A.A. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk), 2019, vol. 157, no. 2, pp. 72-79.

Makhlaev V.S., Yartsev A.I., Skvortsova O.V., Pirogova S.O. Student Research: sbornik trudov konferentsii VIII Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa (Penza, 5 noyabrya 2019 g.) [Student Research: Proceedings of the Conference of the VIII International Scientific and Practical Competition (Penza, November 5, 2019)]. Penza, 2019, pp. 155-157.

Mingairova A.G., Pavlinova E.B., Vlasenko N.Yu. et al. Meditsinskiy al’manakh, 2017, no. 2, pp. 27-30.

Psikhologicheskie testy [Psychological tests] / ed. A.A. Karelin. Vol. 1. M.: Vlados, 2002, 321 p.

Razhina N.Yu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 5, pp. 34-36.

Rozhdestvenskaya T.A., Deykalo N.S., Kozhar E.D. Materialy 71-oy nauchnoy sessii sotrudnikov universiteta. Vitebskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet «Dostizheniya fundamental’noy, klinicheskoy meditsiny i farmatsii» [Proceedings of the 71st scientific session of university staff. Vitebsk State Medical University “Achievements of Fundamental, Clinical Medicine and Pharmacy”]. 2016, pp. 316-317.

Smirnova E.A. Sbornik nauchnykh trudov «Psikhologo-pedagogicheskie problemy obrazovaniya v meditsinskom vuze» [Collection of scientific papers “Psychological and pedagogical problems of education in a medical university”]. Ed. N.G. Samoylov. Ryazan’, 2016, pp. 126-133.

Sobirov M.A., Skosyreva N.R., Babadzhanova N.R., Markushina A.P. Molodoy uchenyy, 2020, no. 49 (339), pp. 428-432.

Tunik E.E. Test intellekta Amtkhauera. Analiz i interpretatsiya dannykh [Amthauer intelligence test. Analysis and interpretation of data]. SPb.: Rech’, 2009, 96 p.

Filatova Yu.S. Metodologiya sovremennoy psikhologii, 2019, no. 9, pp. 300-307.

Tsaregorodtsev G.I., Krotkov E.A., Afanas’ev Yu.I. Terapevticheskiy arkhiv, 2005, Vol. 77, no. 1, pp. 77-80.

Carmit Satran, Revital Tsamri, Osnat Peled, Heden Zuker, Layalleh Massalha, Liora Oreb. A unique program for nursing students to enhance their mentalization capabilities in relation to clinical thinking. Journal of Professional Nursing, 2020, vol. 36, issue 5, pp. 424-431. https://doi.org/10.1016/j.profnurs.2020.03.010

Parker J Clint. The Importance of Clear and Careful Thinking in Clinical Ethics. The Journal of Medicine and Philosophy: A Forum for Bioethics and Philosophy of Medicine, 2021, vol. 46, issue 1, pp. 1-16. https://doi.org/10.1093/jmp/jhaa033


Просмотров аннотации: 206
Загрузок PDF: 160
Опубликован
2022-04-29
Как цитировать
Averin, V., Zinkevich, E., Fedyaev, A., & Royalo, K. (2022). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА. Russian Journal of Education and Psychology, 13(2), 102-125. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-2-102-125
Раздел
Психологические исследования