РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ В УМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ

  • Anna V. Aliohina Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского, Таврическая академия
Ключевые слова: умение действовать в уме, шахматная игра, младший школьник, шахматное искусство, сравнительное исследование

Аннотация

В статье раскрыта сущность понятия «способность действовать в уме», которое является фундаментальной специфической составляющей человеческого интеллекта и заключается в обеспечении возможности действовать с вещами опосредствованно, т. е. оперировать их знаково-символическими образами, не изменяя самих вещей. Это качество необходимо для успешного осуществления любой деятельности, поскольку лежит в основе таких важнейших ее составляющих, как целеобразование и целеполагание, возможности представить заранее результат, что является мотивацией для школьника в его исследовательском труде для успешного усвоения учебного материала. Приводится история появления и различные определения данного понятия. Актуальность статьи обусловлена важностью повсеместного внедрения шахмат в начальную школу как деятельности, формирующей и развивающей «способность действовать в уме» в младшем школьном возрасте т.к. именно в этом возрасте происходит формирование двух основных психологических новообразований: произвольность психических процессов и внутренний план действий.

Цель статьи заключается в описании сравнительного исследования развития способности действовать в уме у младших школьников, обучающихся и не обучающихся шахматной игре.

Метод или методология проведения работы. Исследование проведено по средствам теста Т.А. Огневой «Архитектор и строители» на определение предрасположенности к успешности в шахматной игре младших школьников, методика А.З. Зака «Логические задачи» на определение уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий.

Результаты. Благодаря развитию способности действовать в уме, доказано, что у детей-шахматистов лучше развита данная способность и способность прогнозировать вероятные варианты решений в разных игровых ситуациях.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере диагностики дошкольников и младших школьников на предмет будущей успешности в шахматной игре и в решении математических задач, а также в целом для определения интеллектуально-волевой готовности детей к обучению в школе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Anna V. Aliohina, Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского, Таврическая академия

аспирант

Литература

Akishina V. V. Metodicheskaya razrabotka Ognevoy T.A. «Kak opredelit’ sposobnosti k obucheniyu shakhmatnoy igre rebenka 5 -7 let» [Methodical development of T.A. Ogneva “How to determine the ability to teach a chess game to a child 5-7 years old”] / ed. Akishina V.V.. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/08/kak-opredelit-sposobnosti-k-obucheniyu-shakhmatnoy

Baturinskiy V.D. Shakhmatnoe tvorchestvo Botvinnika M.M. [Chess creativity of M.M. Botvinnik]. http://padaread.com/?book=23573&pg=6

Venger L.A. Voprosy psikhologii, 1978, no. 3, pp. 163-165.

Dontsov D. A., Dontsova M. V. Vozrastnaya psikhologiya i psikhologiya razvitiya lichnosti v makroperiode detstva, v otrochestve i yunosti [Developmental psychology and psychology of personality development in the macro period of childhood, adolescence and youth]. M.: Flinta, 2018, 305 p.

Zak A.Z. Osobennosti sformirovannosti sposobnosti deystvovat’ «v ume» u detey 6-7 let [Features of the formation of the ability to act “in the mind” in children 6-7 years old]. http://www.voppsy.ru/issues/1983/831/831043.htm

Krogius N. V. Shakhmaty - shkole [Chess - school] / B. S. Gershunskiy, A. N. Kost’ev; ed. B. S. Gershunsky, N. V. Krogius, V. S. Khelemendik. M.: Pedagogika, 1991, 336 p. https://klex.ru/mdy

Leont’ev A.N. Problemy razvitiya psikhiki [Problems of the development of the psyche]. M., 2020, 526 p.

Metodicheskaya razrabotka «Kak motivirovat’ detey k igre v shakhmaty» [Methodological development “How to motivate children to play chess”] / Teslya I.G. Volgodonsk, 2019. https://infourok.ru/motiviruem-detey-k-igre-v-shahmati-3982788.html

Nimtsovich A. Moya Sistema [My system]. Moscow, 1974. http://padaread.com/?book=25522

Ponomarev Ya.A, Pasternak N.A. Psikhologicheskiy zhurnal, 1995, vol. 16, №6, pp. 43-54.

Ponomarev Ya.A. Metodologicheskoe vvedenie v psikhologiyu [Methodological introduction to psychology]. M.: Nauka, 1983, 205 p.

Popov O.A. Izmerenie v psikhologii. Shkaly izmereniya [Measurement in psychology. Measurement scales]. https://psystat.at.ua/publ/1-1-0-28

Pustovalova N.I., Lazarenko D.V. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya, 2012, no. 2(9), pp. 177-180.

Federal state educational standard of primary general education. M.: Prosveshchenie, 2010, 31 p.


Просмотров аннотации: 233
Загрузок PDF: 164
Опубликован
2022-04-29
Как цитировать
Aliohina, A. (2022). РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ В УМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(2), 62-77. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-2-62-77
Раздел
Психологические исследования