ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация
Обоснование. Происходящие в современном мире политические и социально-экономические преобразования наряду с ориентацией российского образования на гуманизацию и демократизацию, предъявляют ряд требований к качеству профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе. В частности, в современном трудовом сообществе существует ряд требований относительно готовности будущего специалиста к осуществлению межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального общества. Поэтому для системы высшего профессионального образования Российской Федерации актуальна задача подготовки специалиста обладающего способностью к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности и входящими в состав этой способности эмпатией и межэтнической толерантностью.
Цель работы заключается в описании учебной ситуации, нацеленной на формирование межэтнической толерантности у студентов на этапе адаптации к образовательной среде вуза.
Методы исследования. В процессе исследования был проведен теоретический анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, позволивший уточнить степень актуальности исследуемой проблемы. Метод наблюдения, анализ педагогического опыта позволили описать учебную ситуацию, нацеленную на формирование межэтнической толерантности.
Результаты работы. Межэтническая толерантность рассматривается как проявление способности будущего специалиста к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности. Выявлены уровни сформированности межэтнической толерантности у студентов вуза: аморфно-фрагментарный, интериоризационно-рефлексивный и деятельностно-целостный. Описана учебная ситуация «Адаптация», нацеленная на формирование межэтнической толерантности у студентов поликультурных учебных групп в период адаптации к образовательной среде вуза.
Область применения результатов. Статья будет полезна преподавателям вузов, кураторам учебных групп, специалистам по учебной, воспитательной работе со студентами, в том числе тьюторам.
Скачивания
Литература
Abramyan N.Yu. Forum. 2014. No. 2 (3). Actual problems of science / ed. Sh.N. Gatiyatulin. Volgograd, 2014, pp. 20-24.
Batil’merzaeva M.M., Kerimov M.M. Problemy prosveshcheniya, istorii i kul’tury skvoz’ prizmu etnicheskogo mnogoobraziya Rossii (k 170-letiyu chuvashskogo prosvetitelya I.Ya. Yakovleva): materialy Vseros. Nauch. konf. (Cheboksary, 14-15 maya 2018 g.) [Problems of education, history and culture through the prism of the ethnic diversity of Russia (to the 170th anniversary of the Chuvash educator I.Ya. Yakovlev): materials of the All-Russia. Scientific conf. (Cheboksary, May 14-15, 2018)] / O.N. Shirokov [et al.]. Cheboksary: ID. «Sreda», 2018, pp. 238-242.
Lobanov Yu.I., Annenkov V.V., Il’chenko O.A. Samoobrazovanie: vozmozhnosti, resursy i tekhnologii [Self-education: opportunities, resources and technologies]. M., 2008. (New information technologies in education: Analytical reviews on the main directions of development of higher education / FIRO; Issue 11).
Markova N.G. Problemy prosveshcheniya, istorii i kul’tury skvoz’ prizmu etnicheskogo mnogoobraziya Rossii (k 170 –letiyu chuvashskogo prosvetitelya I.Ya. Yakovleva): materialy Vseros. Nauch. konf. (Cheboksary, 14-15 maya 2018 g.) [Problems of education, history and culture through the prism of the ethnic diversity of Russia (to the 170th anniversary of the Chuvash educator I.Ya. Yakovlev): materials of Vseros. Scientific conf. (Cheboksary, May 14-15, 2018)] / O.N. Shirokov [et al.]. Cheboksary: ID. «Sreda», 2018, pp. 307-310.
Decree of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 N 751 Moscow “On the National Doctrine of Education in the Russian Federation”. https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
Sinenko T.N. Forum Volgogradskogo filiala ANO VO MGEU. Seriya «Gumanitarnye i ekonomicheskie nauki», 2017, no. 1 (10), pp. 12-14.
Sinenko T. N. Uchebnaya situatsiya kak sredstvo formirovaniya sposobnosti budushchego pedagoga k mezhlichnostnomu vzaimodeystviyu v professional’noy deyatel’nosti (na primere zanyatiy po inostrannomu yazyku) [Educational situation as a means of forming the ability of a future teacher to interpersonal interaction in professional activities (on the example of foreign language classes)]. Krasnoyarsk, 2019, 188 p. http://nkras.ru/arhiv/2019/sinenko.pdf
Smolova L.V. Vvedenie v psikhologiyu vzaimodeystviya s okruzhayushchey sredoy [Introduction to the psychology of interaction with the environment]. SPb.: Rech’, 2008, 384 p.
Trompenaars F., Hampden-Turner C. Natsional’no-kul’turnye razlichiya v kontekste global’nogo biznesa [National and cultural differences in the context of global business]. Mn.: OOO «Poppuri», 2004, 528 p.
Banshchikova, T., Solomonov, V., & Fomina, E. Attitudes and Tolerance in the Structure of Individual Readiness for Intercultural Interaction. Proc.-Soc. and Behavioral Sci., 2015, vol. 214, pp. 916-924.
Declaration of Principals on Tolerance. 1995. http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13175&URLDO=DOTOPIC&URL _SECTION=201.html
Jackson, J., Becoming interculturally competent: Theory to practice in international education. Int. J. of Intercultural Relat., 2015, vol. 48, pp. 91-107.
Sinenko T., Process of forming future teacher ability to the interpersonal interaction in professional activity. V mire nauchnykh otkrytiy, 2014, no. 9 (57), pp. 139-154.
Sinenko T., Formation Of Interethnic Tolerance Through Educational Situations At Foreign Language Classes. ISCKMC 2020 : International Scientific Congress «Knowledge, Man and Civilization» (Russian Federation, Chechen Republic, 22-25 October, 2020) / ed. by D. K.-S. Bataev; Complex Scientific Research Institute named after H. I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. European Publisher, 2021, pp. 1479-1486. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.05.195 (Ser. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS) ; vol. 107).
Просмотров аннотации: 172 Загрузок PDF: 146
Copyright (c) 2022 Tatiana N. Sinenko, Olga A. Zalipaeva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.