ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТРЕНЕРА-ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЫ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ
Аннотация
Цель. Статья посвящена теоретико-эмпирическому изучению такого сложного и одновременно важного личностного феномена, как психологическая культура педагога тренера. Данный феномен рассматривается как основа успешной тренерской работы педагога с юными спортсменами. Представлен анализ и теоретический обзор ведущих подходов к содержанию психологической культуры в рамках академической психологии, который выявил отсутствие единства в трактовке дефиниции «психологическая культура» и определении ее роли в профессиональном становлении тренера.
Методология проведения работы. Поставленная цель исследования по определению содержания психологической культуры у педагогов-тренеров и выявлению преобладающих компонентов их психологической культуры достигается за счет методологии субъектности. Результаты исследования проводились в одной из крупных спортивных школ Нижнего Новгорода. В эмпирической части исследования использован специально подобранный диагностический комплекс психологических методик, позволяющих определить структурные составляющие изучаемого феномена и выявить роль каждого из структурных компонентов. Результаты проведенной диагностики обрабатывались с использованием корреляционного анализа Спирмена, которые показали наличие значимых связей между основными характеристиками феномена психологической культуры педагога-тренера и значение структурного триединства в формировании изучаемого феномена.
Результаты. Результат представленного в статье исследования констатирует непосредственную связь между выраженностью компонентов психологической культуры педагога-тренера и успехами его тренерской работы, то есть достижениями юных спортсменов, его воспитанников, а также определяет психологическую культуру как личностный феномен, влияющий на его профессиональную успешность в тренерской работе.
Скачивания
Литература
Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: kul’turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Psychology of personality: cultural and historical understanding of human development]. M.: Smysl: Publishing Center “Academy”, 2007, 528 p.
Akhmetov S.M., Dvorkina N.I. Fizicheskaya kul’tura, sport nauka i praktika, 2012, no. 4, pp. 2-7.
Gorskaya G.B. Lichnost’ i bytie: sub”ektnyy podkhod. Lichnost’ kak sub”ekt bytiya: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya analiza: Mater. III Vseros. nauch.- prakt. konf. [Personality and being: subjective approach. Personality as a subject of being: theoretical and methodological foundations of analysis: Mater. III All-Russian. scientific-pract. conf.] / ed. Z.I. Ryabikina, V.V. Znakov. Krasnodar, 2005, pp. 67-75.
Gorskaya G.B., Bondarenko N.A., Guseynov A.Sh. Nauka Kubani, 2006, no. 2, pp. 88-90.
Derkach A.A., Semenov I.N., Stepanov S.Yu. Psikhologo-akmeologicheskie osnovy izucheniya i razvitiya refleksivnoy kul’tury gossluzhashchikh. M.: RAGS, 1998. 250 s.
Ermolaeva E.P. Sovremennaya lichnost’: psikhologicheskie issledovaniya [Modern personality: psychological research]. M.: Publishing House “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences”, 2012, pp. 181–200.
Zagaynov R.M. Krizisnye situatsii v sporte i psikhologiya ikh preodoleniya [Crisis situations in sports and the psychology of overcoming them]. M.: Soviet Sport, 2010, 228 p.
Rubinshteyn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. M.: Piter, 2003, 512 p.
Serebrovskaya N.E., Lukomets A.A. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2017, vol. 23, no. 5, pp. 44-48.
Serebrovskaya N.E., Egorova T.E., Rakova E.K., Kulikova K.A. Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noy sredy vuza. Materialy vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Psychological safety of the educational environment of the university. Materials of the All-Russian scientific conference]. Responsible for the release of G.V. Sorokoumova, 2018, pp, 36-43.
Fomenko G.Yu. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, 2017, vol. 18, no. 2, pp. 101-119.
Vallerand R.J., Blanchard C.M., Mageau G.A., Koestner R., Ratelle C., Léonard M., Gagné M. Les passions de l’ame: On obsessive and harmonious passion. Journal of Personality and Social Psychology, 2003, vol. 85, pp. 756–767.
Просмотров аннотации: 187 Загрузок PDF: 170
Copyright (c) 2022 Inna S. Kochergina, Natalia E. Serebrovskaya, Sergey I. Timin, Tamara T. Shelina
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.