ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РАННИМИ ДЕЗАДАПТИВНЫМИ СХЕМАМИ

Ключевые слова: жизнестойкость, дезадаптивные схемы, студенты, корреляционный анализ

Аннотация

Цель. Статья посвящена исследованию наличия связи между жизнестойкостью и дезадаптивными схемами у студентов разного возраста.

Метод. Исследование взаимосвязи жизнестойкости и дезадаптивных схем у студентов разного возраста проводилось на выборке студентов Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в возрасте от 18 до 24 лет (67 человек). В качестве диагностического материала были применены тест жизнестойкости С. Мадди; схемный опросник Янга «YSQ-S3R». Методы математической статистики: коэффициент корреляции Пирсона. Корреляционный анализ выявил наличие сильных обратных корреляций жизнестойкости с дезадаптивными схемами «уязвимость» и «недоверие» (r=-0,578 и r=-0,499 при уровне значимости p<0,01), «покорность» (r=-0,486), «неуспешность» (r=-0,443), «жесткие стандарты» (r=-0,441), «зависимость/беспомощность» (r=-0,431) и «дефективность» (r=-0,424) при p<0,01.

Результаты. Исследование показало: жизнестойкость – динамический процесс, обусловленный возрастно-психологическими особенностями индивида. Об этом свидетельствуют различия в структуре жизнестойкости в разных возрастных группах, а также возрастание уровня жизнестойкости от юности к молодости.

Область применения результатов. Материалы исследования могут быть использованы в работе психологической службы образовательной организации. Понимание содержательного наполнения процесса становления жизнестойкости способствует целенаправленности развивающей и психопрофилактической работы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Tatyana I. Kulikova, Тульский государственный педагогический ун-т им. Л.Н. Толстого

доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Литература

Akarachkova E.S., Artemenko A.R., Beliaev A.A. et al. Mozg kak mishen’ dlya stressa i arterial’noi gipertenzii [Brain as a Target of Stress and Hypertension]. Meditsinskoe obozrenie [Medical Review], 2019, no. 4(II), pp. 59-64.

Alikin I.A., Alikin M.I., Luk’yanchenko N.V. Svyaz’ zhiznestoykosti studentov s otnosheniyem k nim roditeley [Relationship between Hardiness in Students and Their Parents’ Attitude to Them]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2020, vol. 25, no. 3, pp. 75-89.

Bogdanov E.N. Sotsial’no-psikhologicheskaya adaptatsiya vzroslykh v svyazi s rannimi dezadaptivnymi skhemami [Socio-psychological Adaptation of Adults in Maladaptive Schemas]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied Legal Psychology], 2019, no. 1(46), pp. 31-39.

Ermolaeva M.V., Isaev E.I., Lubovsky D.V. Razvitiye lichnostnykh kachestv studentov v khode obucheniya v magistrature [Personality Trait Development in Psychology Students During the Graduate Year]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2020, vol. 25, no. 2, pp. 33-43.

Karapetyan L.V., Glotova G.A. Psikhologicheskiye determinanty emotsional’no-lichnostnogo blagopoluchiya trudyashchikhsya [Emotional and Personal Well-being of Workers: Psychological Determinants]. Organizacionnaja psihologija [Organizational Psychology], 2018, vol. 8, no. 4, pp. 8-23.

Klimov A.A. Zhiznestoykost’ i yeye vzaimosvyaz’ s lichnostnymi tsennostyami studentov [Viability and its relationship with the personal values of students]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya «Psikhologiya» [Bulletin of Samara Humanitarian Academy. Psychology Series], 2011, no. 2(10), pp. 14-23.

Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestoykosti [Hardiness Survey]. Moscow: Smysl Publ., 2006, 63 p.

Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Zhiznestoykost’ kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potentsiala [Resilience as a component of personal potential]. Lichnostnyy potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnostics]. Moscow: Smysl, 2011, pp. 178-210.

Loginova M.V. Zhiznestoykost’ kak vnutrenniy klyuchevoy resurs lichnosti [Vitality as an internal key resource of the person]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2009, no. 6, pp. 19-22.

Nalivaiko T.V. Issledovaniye zhiznestoykosti i yeye svyaz’ so svoystvami lichnosti [The study of resilience and its relation with personality traits]. Abstract of PhD dissertation. Yaroslavl, 2006, 30 p.

Nalivaiko T.V. K voprosu osmysleniya kontseptsii zhiznestoykosti S. Maddi [On the issue of understanding the concept of resilience by S. Maddi]. Vestnik integrativnoy psikhologii [Bulletin of Integrative Psychology], 2006, no. 4, pp. 45-54.

Odintsova M.A., Semenova E.M. Preodolevayushchiye strategii povedeniya belorusov i rossiyan [Coping Strategies in Byelorussians and Russians]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical Psychology], 2011, no 3, pp. 82-89.

Permyakova M.E., Barsukov A.A., Ershova I.A. Svyaz’ zhiznestoykosti, schast’ya i koping-strategiy u studentov [The Research of Hardiness, Happiness and Coping Strategies Among Students]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury [Izvestiya Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture], 2017, vol. 23, no. 3(165), pp. 132-140.

Sobchik L.N. Psikhologiya individual’nosti. Teoriya i praktika psikhodiagnostiki [Psychology of Individuality. Theory and Practice of Psychodiagnostics]. St. Petersburg, Rech’ Publ., 2005, 324 p.

Tsekhmistrenko T.A., Obukhov D.K., Chernykh N.A. Vozrastnyye morfofunktsional’nyye izmeneniya prefrontal’noy kory bol’shogo mozga u detey i podrostkov [Age Related Morphofunctional Changes in the Prefrontal Cortex of the Brain in Children and Adolescents]. FORCIPE, 2020, no. 4, pp. 35-40.

Fominova A.N. Razvitiye zhiznestoykosti uchashchegosya v shkole [Development of Student’s Resilience at School]. Moscow, Sentyabr’ Publ, 2014, 160 p.

Frizen M.A. Zhiznestoykost’ kak vnutrenniy resurs professional’noy deyatel’nosti pedagoga [Resilience as Internal Resource in the Teaching Profession]. Organizacionnaja psihologija [Organizational Psychology], 2018, vol. 8, no. 2, 72-85.

Eidelman G.N. Osobennosti zhiznennoy pozitsii pri razlichnykh urovnyakh psikhologicheskogo blagopoluchiya u sovremennoy molodezhi [The Features of Beliefs at Different Levels of Psychological Well-being Among Today’s Youth]. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental Psychology], 2016, vol. 9, no. 2, pp. 82-94.

Ahami A., Mammad K., Azzaoui F., Boulbaroud S., Rouim F. & Rusinek S. Early Maladaptive Schemas, Working Memory and Academic Performances of Moroccan Students. Open Journal of Medical Psychology, 2017, no. 6, pp. 53-65. https://doi.org/10.4236/ojmp.2017.62004

Cicchetti D. Resilience under Conditions of Extreme Stress: A Multilevel Perspective. World Psychiatry, 2010, no. 9, pp. 145-154.

Engmann B. Could Resilience Predict the Outcome of Psychiatric Rehabilitation Patients? Open Journal of Depression, 2013, no. 2, pp. 7-10. https://doi.org/10.4236/ojd.2013.22002

Hudson K. Coping Complexity Model: Coping Stressors, Coping Influencing Factors, and Coping Responses. Psychology, 2016, no. 7, pp. 300-309. https://doi.org/10.4236/psych.2016.73033

Wang Z. Coping Style and Mental Health on High School Students. Health, 2013, no. 5, pp. 170-174. https://doi.org/10.4236/health.2013.52023

Young J.E., Klosko J.S., Weishaar M. Schema Therapy: A Practitioner’s Guide. NY, Guilford Publications, 2003, 436 р.


Просмотров аннотации: 213
Загрузок PDF: 140
Опубликован
2022-02-28
Как цитировать
Kulikova, T. (2022). ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РАННИМИ ДЕЗАДАПТИВНЫМИ СХЕМАМИ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(1), 139-153. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-139-153
Раздел
Психологические исследования