ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»

  • Sergey A. Vakhrushev Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафь­ева https://orcid.org/0000-0003-4329-7679
  • Natalia E. Strogova Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафь­ева https://orcid.org/0000-0002-4249-7727
  • Oksana N. Tyutyukova Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафь­ева https://orcid.org/0000-0002-7406-6219
Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное становление, педагоги­ческое сопровождение, ценности, терминальные и инструментальные ценно­сти, аудиторная и внеаудиторная работа

Аннотация

Введение. В статье рассматривается значимая проблема становления духов­ных ценностей студентов педагогических вузов как своеобразного маркера их духовно-нравственной воспитанности.

Цель статьи заключается в исследовании способов педагогического сопровождения духовно-нравственного становления будущего учителя.

Методы. Тест М. Рокича «Ценностные ориентации», автор­ская опросная методика-эссе «Ваше мнение», выявляющая отношение сту­дентов к действенности использованных форм организации их учебно-позна­вательной деятельности.

Результаты. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования, авторами выявлены формы и приемы аудиторной (создание и защита «личного педагогического герба», проект-презентация «Мой любимый учитель», «послушай – нарисуй») и внеаудиторной работы (дневник самостоятельной работы студента, деловые и ролевые игры, «Педагогический клуб», «Педагогическая мастерская») в рамках освоения дисциплины «Педагогика» и доказано их позитивное влияние на духовно-нравственное становление будущих педагогов.

Заключение. Предложенные и апробированные способы педагогического со­провождения духовно-нравственного становления будущего учителя являются эффективным ресурсом развития его ценностно-смысловой сферы.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональном образовании бакалавров – будущих педаго­гов в процессе преподавания педагогической дисциплины.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Sergey A. Vakhrushev, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафь­ева

доцент кафедры педагогики, кандидат педа­гогических наук, доцент

Natalia E. Strogova, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафь­ева

доцент кафедры педагогики, кандидат педаго­гических наук

Oksana N. Tyutyukova, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафь­ева

доцент кафедры педагогики, кандидат педа­гогических наук, доцент

Литература

Aleksandrova E.A. Vidy pedagogicheskoy podderzhki i soprovozhdeniya individual’nogo obrazovaniya [Types of pedagogical support and support of individual education]. http://www.isiksp.ru/biblioteka/vidyi-pedagogicheskoy-podderzhki-i-soprovozhdeniya-individualnogo-obrazovaniya (accessed January 14, 2022).

Bityanova M.R., Beglova T.V. Upravlenie deyatel’nost’yu psikhologa v obrazovatel’nom uchrezhdenii [Management of the activity of a psychologist in an educational institution]. M., 2010, 175 p.

Gubanova M.I. Sistema formirovaniya gotovnosti budushchego uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu sotsial’nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [System of formation of readiness of future teacher for pedagogical support of social self-determination of high school students]. Kemerovo, 2003, 220 p.

Dal’ V.I. Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka [Interpretive dictionary of the living Great Russian language]. M.: AST, 2014. 735 p.

Darmodekhin S.V. Obshchenatsional’naya strategiya vospitaniya kak osnova razvitiya gosudarstvennoy politiki [National education strategy as a basis for public policy development]. Vospitanie shkol’nikov [Education of schoolchildren], 2017, no. 7, pp. 3-15.

Kazakova E.I. Protsess psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Process of psychological and pedagogical support]. Na putyakh k novoy shkole [On the paths to a new school], 2009, no. 1, pp. 36-46.

Kalinina Z.N., Dekina E.V. Dukhovno-nravstvennye traditsii v vospitanii studencheskoy molodezhi [Spiritual and moral traditions in the education of student youth]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2018, no. 4, pp. 32-37. https://s.expeducation.ru/pdf/2018/4/11803.pdf (accessed January 11, 2022)

Karelina I.G. Obrazovanie kak protsess: sposoby ego organizatsii v vuze [Education as a process: how to organize it at a university]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Voronezh State University], 2003, no. 2, pp. 49-55. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2003/02/Karelina.pdf (accessed January 14, 2022)

Mikhaleva L.P., Zhuravleva O.P. Pedagog v sovremennom vospitatel’nom prostranstve shkoly [Teacher in the modern educational space of the school]. Krasnoyarsk, 2018, 292 p.

Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r. http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (accessed January 10, 2022)

Test M. Rokicha «Tsennostnye orientatsii» [M. Rokich’s test «Value orientations»]. http://azps.ru/tests/tests_rokich.html (accessed December 15, 2021)

Ushinskiy K.D. O narodnosti v obshchestvennom vospitanii [On the nation in public education]. Sobr. soch., Vol. 2. M.-L., 1948, pp.15-41.

Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [Federal state educational standard of higher education – Bachelor’s degree in the field of training 44.03.01 Pedagogical education]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (accessed January 12, 2022)

Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) [Federal State educational standard of higher education – Bachelor’s degree in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (accessed January 12, 2022)

Federal’nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 No. 273-FZ]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (accessed January 12, 2022)

Arthur J., Carr D. Character in learning for life: А virtue-ethical rationale for recent research on moral and values education. Journal of Beliefs & Values, 2013, no. 34 (1), pp. 26-35. https://doi.org/10.1080/13617672.2013.759343

Chernysheva E.I., Levashova L.I., Belykh I.V. Spiritual and moral upbringing of students in the centre associations for additional education. Perspectives of Science and Education, 2014, no. 6 (12), pp. 99-104.

Sanderse W. The meaning of role modelling in moral and character education. Journal of Moral Education, 2012, no. 42 (1), pp. 28-42. https://doi.org/10.1080/03057240.2012.690727

Ottestad G., Kelentric M., Guðmundsdottir G.B. Professional Digital Competence in Teacher Education. Nordic Journal of Digital Literacy, 2014, vol. 9, no. 4, рр. 243-249. https://doi.org/10.18261/ISSN1891-943X-2014-04-02

Yachina N. The problem of spiritual and moral formation of personality. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2014, no. 197, pp. 1575-1579. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.113


Просмотров аннотации: 137
Загрузок PDF: 110
Опубликован
2022-02-28
Как цитировать
Vakhrushev, S., Strogova, N., & Tyutyukova, O. (2022). ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА». Russian Journal of Education and Psychology, 13(1), 71-88. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-71-88
Раздел
Педагогические исследования