ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Аннотация
Внедрение инклюзии в образование обусловило оптимизацию и пересмотр содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется значимости практических занятий по физической культуре, которые формируют не только физические качества и способности для обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, но и развивают коммуникативные способности и обеспечивают успешную интеграцию в учебную и профессиональную сферы жизнедеятельности. Статья посвящена актуальным вопросам внедрения инклюзивного обучения в высшие учебные заведения, в частности вопросам проведения практических занятий по физической культуре в формате совместных занятий.
Цель. Целью является определение условий успешности инклюзивного обучения студентов ВУЗа по дисциплине «Физическая культура» на основе полноправного участия всех субъектов образовательного процесса при совместном проведении занятий. Это означает, что им предоставляется возможность быть активными участниками учебного процесса, посещать совместно все занятия, как теоретические, так и практические, не ограничиваясь изучением дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий.
Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют методы анкетирования, наблюдения и педагогического эксперимента. Соответственно, в методологическом плане педагогический эксперимент построен на идее инклюзии о равноправном и одновременном обучении по всем дисциплинам. Наиболее трудная задача реализации данной концепции касается дисциплин физической культуры. Авторские опросники позволили определить уровень готовности как обучающихся, так и профессорско-преподавательский коллектив к совместным занятиям, выявлены риски и трудности проведения данных занятий.
Результаты. В статье отражены результаты внедрения инклюзивного обучения на практических занятиях по дисциплине «Физическая культура», перечислены проблемы внедрения и перспективы совместных занятий. Авторы обосновали предположение, что в современных условиях возможно внедрение совместных занятий при соблюдении определенных педагогических условий, таких как материально-техническое обеспечение, учебно-методическое сопровождение, расширение штата и т.д.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в инклюзивном образовании, в сфере физической культуры и спорта.
Скачивания
Литература
Balashov A. E., Krasnova E. A., Khristoforova L. V. Obrazovanie i nauka, 2020, vol. 22, no. 1, pp. 59–83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-59-83
Gamzin M.A., Fedoseeva O.V., Kudryavtsev M.D., Sidorov L.K., Galimova A.G., Galimov G.Ya. Aktual’nye voprosy organizatsii volonterskoy deyatel’nosti v ramkakh podgotovki k universiade 2019: lingvoperevodcheskiy, psikhologo-pedagogicheskiy, organizatsionno-upravlencheskiy i sotsial’nyy aspekty. Sb. trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual issues of organizing volunteer activities in preparation for the Universiade 2019: linguistic translation, psychological and pedagogical, organizational, managerial and social aspects. Sat. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Publisher: Siberian State Technological University. Krasnoyarsk, 2016, pp. 136-138.
Gafurova N. V., Osipova S. I., Shubkina O. Yu. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 5 (41), pp. 441-451. https://doi.org/10.32744/pse.2019.5.31
Zav’yalov L.I., Danilova E.N., Cherepanova A.A., Verigo L.I., Sabinin L.T. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2021, no. 3 (193), pp. 111-115. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p111-115
Zakharova L. V., Moskovchenko O. N., Solimene U., Tret’yakova N. V., Bannikova N. V., Lyulina N. V., Kattsin O. A. Obrazovanie i nauka, 2020, vol. 22, no. 7, pp. 148–175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-148-175
Kantor V. Z., Proekt Yu. L. Obrazovanie i nauka, 2021, vol. 23, no. 3, pp. 156–182. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-156-182
Kolokol’tsev M. M., Ermakov S. S., Tret’yakova N. V., Kraynik V. L., Romanova E. V. Obrazovanie i nauka, 2020, vol. 22, no. 5, pp. 150–168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168
Mitrokhin E. A. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal, 2020, no. 6-3 (96), pp. 70-75.
Mitrokhin E.A. Molodye uchenye Rossii: sbornik statey II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Young scientists of Russia: collection of articles of the II All-Russian scientific-practical conference]. Penza: Science and Education, 2020, pp. 157-159.
Mitrokhin E.A., Samsonova E.A., Samsonov A.Yu., Flek A.A. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem, 2018, vol. 9, no. 6, pp. 91-105.
Moskovchenko O. N., Zakharova L. V., Tret’yakova N. V., Lyulina N. V., Kattsin O. A., Savolaynen G. S. Obrazovanie i nauka, 2019, vol. 21, no. 1, pp. 124–149. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-124-149
Samsonova E.A., Samsonov A.Yu., Mitrokhin E.A. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem, 2017, vol. 8, no. 11-2, pp. 96-106.
Teplukhin E.I., Mitrokhin E.A., Yudin D.S., Samsonov A.Yu., Samsonova E.A. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 2020, no. 6 (85), pp. 126-128.
Furyaeva T.V., Furyaev E.A. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Afanas’eva, 2015, no. №4(34), pp. 78-82.
Shemanov A.Yu., Samsonova E.V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2019, vol. 24, no. 6, pp. 38-46. https://doi.org/10.17759/pse.2019240604
Просмотров аннотации: 201 Загрузок PDF: 135
Copyright (c) 2022 Evgeny A. Mitrokhin, Vadim V Kolga
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.