РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

  • Ayzek-Leyb S. Meyerson Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Ключевые слова: психологическая устойчивость, информационный риск, безопасная информационная среда, просоциальное поведение, социокультурная идентичность, толерантность

Аннотация

Введение. Статья посвящена разработке программы тренинга по формированию информационно-психологической устойчивости личности студентов вуза. Трансформационные процессы, происходящие в обществе способствовали стремительному информационно-коммуникационному развитию, которое имеет свои положительные и негативные стороны для развития личности. Сегодня уже четко прослеживается негативное влияние, которое оказывают интернет-технологии на человека, снижая его адаптационные возможности, деструктивно снижая уровень благополучия и отражаясь на психоэмоциональном состоянии. Это способствует поиску путей формирования информационно-психологической устойчивости личности.

Материалы и методы. В ходе написания статьи использовался теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников, изучение научных статей и публикаций по теме; методологическая разработка и обоснование программы тренинга.

Результаты исследования. Систематизированы подходы к пониманию понятия информационной безопасной среды и устойчивости личности к негативному информационному воздействию. Расширены представления о психологической устойчивости, а также обосновано понятие информационно-психологической устойчивости. Выделены факторы, которые детерминируют психологическую устойчивость и структурные элементы, обеспечивающие эффективность психологической устойчивости. На основе теоретического анализа и проведенного ранее исследования разработана программа тренинга формирования информационно-психологической устойчивости студентов Вуза, которая обеспечит достаточный уровень сформированности социокультурной идентичности, безопасного информационного поведения, способствует саморегуляции и самоконтролю; усвоению норм поведения в обществе.

Обсуждение и заключения. Информационно-психологическая устойчивость акцентирует внимание на личностных аспектах восприятия информации, поступающей из внешней среды, в частности Интернет-среды и позволяет человеку рационально реагировать на социальные риски. В ходе методологического анализа определено, что оптимальную информационно-психологическую устойчивость возможно сформировать посредством развития социокультурной идентичности, самотивации, просоциального поведения, критичности мышления, самоидентификации и положительного самоотношения, толерантности в отношениях к окружающим.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ayzek-Leyb S. Meyerson, Шуйский филиал Ивановского государственного университета

аспирант

Литература

Aguzumtsyan R.V., Muradyan E.B. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya, 2009, vol. 6, no. 2, pp. 40–44.

Arakelov G.G., Arshinova V.V., Zhdanova G.E. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2008, vol. 13, no. 2, pp. 52–60.

Baranov E.G. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya, 2017, no. 1, pp. 58-64.

Volchugova A.Yu., Garmysheva A.A., Nikulina T.I. Materialy X Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchnoy konferentsii «Studencheskiy nauchnyy forum» [Proceedings of the X International Student Scientific Conference “Student Scientific Forum”], 2018, no. 6, pp. 26-33.

Gadaborsheva Z.I. Vestnik universiteta, 2014, no. 8, pp. 234-236.

Darvish O. B. Kontsept, 2015, no. S19, pp. 11–15.

Kislyakov P.A., Meerson A.-L.S., Egorova P.A. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 2, p. 11.

Kislyakov P.A., Meerson A.S., Shmeleva E.A., Aleksandrovich M.O. Obrazovanie i nauka, 2021, no. 23(9), pp. 142-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-142-168

Kochetkov N.V. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo, 2020, vol. 11, no. 1, pp. 27–54. https://doi.org/10.17759/sps.2020110103

Kraynyukov S.V. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo, 2019, vol. 10, no. 4, pp. 23-41. https://doi.org/10.17759/sps.2019100403

On the strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the President of the Russian Federation of February 19, 2012 No. 1666 // Collected Legislation of the Russian Federation. 12/24/2012. No. 52. Art. 7477.

P’yankova L. A. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal, 2020, no. 11(101), part 2, pp. 103-109. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.051

Stolyarenko A.M., Serdyuk N.V., Vakhnina V.V., Boeva O.M., Grishchenko L.L. Psikhologiya i pravo, 2019, vol. 9, no. 4, pp. 75–89. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090406

Tatarko A.N., Mironova A.A., Maklasova E.V. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo, 2019, vol. 10, no. 4, pp. 77-95. https://doi.org/10.17759/sps.2019100406

Chusavitina G.N., Davletkireeva L.Z., Novikova T.B. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, no. 11-2, pp. 397-400. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36423

Belasheva I.V., Petrova N.F. Psychological stability of a personality and capability of tolerant interaction as diverse manifestations of tolerance. International Journal of Environmental & Science Education, 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3367-3384.

Chen M., Jeronen E., Wang A. Toward Environmental Sustainability, Health, and Equity: How the Psychological Characteristics of College Students Are Reflected in Understanding Sustainable Development Goals. International journal of environmental research and public health, 2021, vol. 18(15), 8217. https://doi.org/10.3390/ijerph18158217

Di Fabio A., Rosen M.A. An Exploratory Study of a New Psychological Instrument for Evaluating Sustainability: The Sustainable Development Goals Psychological Inventory. Sustainability, 2020, no. 12(18), 7617. https://doi.org/10.3390/su12187617

Määttä K., Uusiautti, Satu. Educational Psychological Perspectives on Sustainability Education. Sustainability, 2020, vol. 12, 398. https://doi.org/10.3390/su12010398

Wiebke B., Hopwood C., Back M., Denissen J. Personality trait stabil-ity and change. Personality Science, 2021, vol. 2. https://doi.org/10.5964/ps.6009

Wagner J, Orth U, Bleidorn W, Hopwood CJ, Kandler C. Toward an Integrative Model of Sources of Personality Stability and Change. Current Directions in Psychological Science, 2020, vol. 29(5), pp. 438-444. https://doi.org/10.1177/0963721420924751


Просмотров аннотации: 255
Загрузок PDF: 329
Опубликован
2022-02-28
Как цитировать
Meyerson, A.-L. (2022). РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Russian Journal of Education and Psychology, 13(1), 154-176. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-154-176
Раздел
Психологические исследования