ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Цель. В настоящее время способность к инновационной, творческой научно-исследовательской деятельности является залогом обеспечения благополучия цифрового общества. Вследствие глобализации и технического прогресса изменились условия функционирования и задачи науки, что должно найти отражение в способах организации научно-исследовательской деятельности студентов как высшей формы самостоятельной работы учащегося вуза. Для этого необходимо прежде всего определить педагогические основы такой подготовки, а именно – этапы постепенного приобщения к культуре научно-исследовательской деятельности, с постепенным снижением уровня зависимости учащегося от своего научного руководителя при сохранении качества в выполнении исследований.
Материалы и методы исследования. Проведен обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования, проанализирован отечественный и зарубежный опыт организации научно-исследовательской деятельности студентов.
Результаты. Выявлены и описаны этапы эффективной подготовки студентов высших учебных заведений к научно-исследовательской деятельности, которые определяют уровни (или степень) постепенного формирования самостоятельности учащегося.
На первом (начальном, вводном, подготовительном) этапе основная задача состоит в том, чтобы актуализировать личные мотивы учащегося к научно-исследовательской деятельности и определиться с методологией исследования (объект, предмет, проблема, цель, задачи, тема исследования и др.). На втором (формирующем) этапе студент приобщается к культуре научного поиска, обучается инструментарию научно-исследовательской деятельности в рамках определенной научной школы, направления, течения. На третьем (условно-самостоятельном) этапе учащийся способен провести большую часть исследования без дополнительной поддержки. Четвертый этап (независимый, рефлективно-аналитический) связан с социализацией учащегося.
Область применения результатов. Выявленные этапы формирования самостоятельности учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности могут быть использованы при организации соответствующего учебного курса для студентов высших учебных заведений. Полученные навыки могут стать основой для дальнейшего самостоятельного обучения на протяжении всей жизни.
Скачивания
Литература
Lebedev S.A., Medvedev V.I., Semenov O.P. Inzhener–filosofiya–vuz [Engineer-philosophy-university]. L.: Publishing House of Leningrad University, 1990, 312 p.
Leont’ev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. M.: Politizdat, 1977, 304 p.
Polyanin A.D., Polyanin V.D., Popov V.A. Spravochnik dlya studentov tekhnicheskikh vuzov: vysshaya matematika, fizika, teoreticheskaya mekhanika, soprotivlenie materialov [Handbook for students of technical universities: higher mathematics, physics, theoretical mechanics, strength of materials]. M.: AST, 2008, 735 p.
Troegubov A.G. Filosofiya nauki: uchebnoe posobie dlya vuzov [Philosophy of science: textbook for universities]. T.: Tul-GU, 2006, pp. 110-111.
Bandaranaike S. From Research Skill Development to Work Skill Development. Journal of university teaching and learning practice, 2018, vol. 15(4). https://doi.org/10.53761/1.15.4.7
Diacopoulos M.M., Gregory K.H., Branyon A., Butler B. M. Learning and Living Self-Study Research: Guidelines to the Self-Study Journey. Studying teacher education, 2021. https://doi.org/10.1080/17425964.2021.1992859
Ginsborg J., Harrison, S. (eds) Research skills in practice: Learning and teaching practice-based research at RNCM. Research and Research Education in Music Performance and Pedagogy. Landscapes: the Arts, Aesthetics, and Education, 2014, vol. 11, pp. 77-89. https://doi.org/10.1007/978-94-007-7435-3_6
Grant M. R., Butler B. M. Why Self-Study? An Exploration of Personal, Pro-fessional, and Programmatic Influences in the Use of Self-Study Research. Studying teacher education, 2018, vol. 14(3), pp. 320-330. https://doi.org/10.1080/17425964.2018.1541289
Liu J., Xia F., Wang L., Xu B., Kong X., Tong H., King I. Shifu2: A Net-work Representation Learning Based Model for Advisor-Advisee Relationship Mining. IEEE Transactions on Knowledge and Data Engineering, 2021, vol. 33(4), pp. 1763-1777. https://doi.org/10.1109/TKDE.2019.2946825
Lunenberg M., Zwart R., Korthagen F. Critical issues in supporting self-study. Teaching and Teacher Education, 2010, vol. 26(6), pp. 1280-1289. https://doi.org/10.1016/j.tate.2009.11.007
McCarthy G. Motivating and enabling adult learners to develop research skills. Australian Journal of Adult Learning, 2015, vol. 55(2), pp. 307-328.
McCool M., Myers J. Reviewing the literature to clarify self-study research. Educational Action Research, 2021. https://doi.org/10.1080/09650792.2021.1976660
Meerah T. S. M., Osman K., Zakaria E., Ikhsan Z. H., Krish P., Lian D. K. C., Mahmod D. Developing an Instrument to Measure Research Skills. Procedia Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 60, pp. 630-636. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.09.434
Murtonen M., Olkinuora E., Tynjala P., Lehtinen E. “Do I need research skills in working life?”: University students’ motivation and difficulties in quantitative methods courses. Higher Education, 2008, vol. 56(5), pp. 599-612. https://doi.org/10.1007/s10734-008-9113-9
Rhoads K., Dehaan J. Enhancing Student Self-Study Attitude and Activity with Motivational Techniques. Studies in self-access learning journal, 2013, vol. 4(3), pp. 175-195. https://sisaljournal.org/archives/sep13/rhoads_dehaan/
Ritter J. Those Who Can Do Self-Study, Do Self-Study: But Can They Teach It? Studying Teacher Education, 2017, vol. 13(1), pp. 20-35. https://doi.org/10.1080/17425964.2017.1286579
Singh V., Mayer P. Scientific Writing: Strategies and Tools for Students and Advisors. Biochemistry and molecular biology education, 2014, vol. 42(5), pp. 405-413. https://doi.org/10.1002/bmb.20815
Willison J. W. When academics integrate research skill development in the curriculum. Higher Education Research & Development, 2012, vol. 31(6), pp. 905-919. https://doi.org/10.1080/07294360.2012.658760
Просмотров аннотации: 400 Загрузок PDF: 274
Copyright (c) 2022 Olga N. Sergeeva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.