ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ
Аннотация
Цель исследования – определение фактора развития профессиональной субъектности посредством корреляции данных волевой составляющей (самоотношение и отношение к жизненным целям) и коммуникативной компетентности (формальные и неформальные позиции) курсанта, как будущего офицера войск. Предметом исследования выступила профессиональная субъектность курсантов, которая рассматривается как ключевая цель в системе подготовки будущих офицеров.
Методы и методики исследования. Методы: теоретический анализ литературных источников; психологическое тестирование. Методики: 16-Факторный личностный опросник (16PF) Р. Кеттелла, Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика).
Результаты. Выявленные взаимосвязи показали, что чем выше самоотношение, тем ниже внутренняя конфликтность и выше коммуникативная компетентность, а значит и волевые качества, позволяющие принимать решения, нести ответственность за себя и за своих подчинённых – чётче осознавать свои жизненные цели, статус и позицию командира (профессиональная субъектность).
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть учтены при разработке учебных программ в военных образовательных учреждениях высшего образования, могут использоваться для составления программ экспериментального исследования профессиональной субъектности офицеров, программ профессионального психологического отбора.
Выводы. Профессиональная субъектность офицера существует и проявляет себя как возрастающая и формирующаяся возможность. При её рассмотрении в структурно-динамическом отношении выделяются потенциально-статический и действенно-реализационные аспекты.
Скачивания
Литература
Aron I.S. Psikhologicheskaya gotovnost’ k professional’nomu samoopredeleniyu v osoboy sotsial’noy situatsii razvitiya: teoriya i praktika issledovaniya: monografiya [Psychological readiness for professional self-determination in a special social situation of development: theory and practice of research: monograph]. Yoshkar-Ola, 2015, 248 p.
Beloshitskiy A.V. Problema subekta i sub”ektnosti spetsialista v voennom obrazovanii: teoretiko-metodologicheskiy aspekt [The problem of the subject and subjectivity of a specialist in military education: theoretical and methodological aspect]. Mir psikhologii, 2006, no. 4(48), pp. 187-198.
Vygotskiy L.S. Sobr. soch. [Collected works]. M.: V. 4: Child psychology., 1984. V. 4: Child psychology, 432 p.
Gordienko N.V., Smirnova K.A. Professional’noe samoopredelenie kak psikhogeneticheskiy vybor professii na osnovanii analiza geneticheskogo dreva i otsenki vnutrennikh resursov sub”ekta [Professional self-determination as a psychogenetic choice of profession based on analysis of the genetic tree and assessment of the subject’s internal resources]. Russian Journal of Education and Psychology, 2019, vol. 10, no. 4, pp. 30-35.
D’yachkov A.A., Shabanov L.V. Poznavatel’naya sub”ektnost’: psikhologicheskiy vzglyad na epistemologicheskiy analiz deyatel’no-preobrazuyushchego sposoba bytiya [Cognitive subjectivity: a psychological view of the epistemological analysis of the activity-transformative way of being]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2020, no. 5. https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN520.pdf (accessed June 5, 2021).
Zobkov A.V. Samoregulyatsionnye osobennosti studenta sub”ekta uchebnoy deyatel’nosti [Self-regulatory features of the student of the subject of educational activity] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2010. №2. pp. 250-254.
Korzhova E.Yu., Dvoretskaya M.Ya. Psikhologicheskaya diagnostika zdorov’ya lichnosti: sub”ektnye i dukhovnye aspekty [Psychological diagnosis of personal health: subjective and spiritual aspects]. Zhurnal prikladnoy psikhologii, 2005, no. 6, pp. 11-27.
Levitskaya I.A. Sub”ektnost’ professional’nogo vybora: komponenty sotsial’no-professional’nogo samoopredeleniya [Subjectivity of professional choice: components of socio-professional self-determination]. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii, 2019, no. 1(58), pp. 93-95.
Leonova E.N. Sub”ektnost’ obrazovatel’nogo protsessa [Subjectivity of the educational process]. Vestnik sovremennykh issledovaniy, 2018, no. 7.1(22), pp. 104-107.
Manakova M.V. Sub”ektnost’ v professional’noy deyatel’nosti uchitelya kak lichnostnoe kachestvo [Subjectivity in the professional activity of a teacher as a personal quality]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, no. 59-2, pp. 440-443.
Metelitskiy V.V., Naumov P.Yu., D’yachkov A.A. Osobennosti psikhologicheskoy podgotovki budushchikh ofitserov voysk natsional’noy gvardii Rossiyskoy Federatsii dlya vypolneniya zadach v osobykh usloviyakh [Features of psychological training of future officers of the National Guard of the Russian Federation to perform tasks in special conditions]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta voysk natsional’noy gvardii, 2020, no. 3 (12), pp. 62–65. http://vestnik-spvi.ru/2020/09/016.pdf
Ogullo N.N., D’yachkov A.A. Izmenenie sub”ektivnykh kognitivnykh sposobnostey v protsesse razvitiya professional’no-vazhnykh kachestv u kursantov v period obucheniya v voennom institute [Change in subjective cognitive abilities in the development of professional-important qualities in cadets during training at a military institute]. Nauchnoe mnenie, 2021, no. 3, pp. 94-100. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2021.3.94.100
Panov V.I., Kaptsov A.V. Struktura stadiy stanovleniya sub”ektnosti obuchayushchikhsya: svyaznost’, tselostnost’, formalizatsiya [The structure of the stages of formation of subjectivity of students: connectivity, integrity, formalization]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2021, vol. 26, no. 4, pp. 91–103. https://doi.org/10.17759/pse.2021260408
Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub”ektivnoy real’nosti v ontogeneze [Psychology of human development. Development of subjective reality in ontogenesis]. Moscow, 2013, 400 p.
Smirnov D.V., Naumov P.Yu., D’yachkov A.A. Sistema razvitiya professional’noy psikhologicheskoy prigodnosti budushchikh ofitserov [System of development of professional psychological fitness of future officers]. Tambov: Izdatel’skiy dom «Derzhavinskiy», 2020, 152 p.
Syromyatnikov I.V. Professional’naya sub”ektnost’ ofitsera: sushchnost’, struktura i tipologicheskie proyavleniya [Professional subjectivity of an officer: essence, structure and typological manifestations]. Armiya i obshchestvo, 2007, no. 2, pp. 50-58.
Syromyatnikov I.V., Ozherel’eva I.G., Repin E.V. Professionalizm, sub”ektnost’ i samoopredelenie spetsialista: kontseptual’nye podkhody k opredeleniyu i razvitiyu: monografiya [Professionalism, subjectivity and self-determination of the specialist: conceptual approaches to definition and development: monography]. Moscow.: Izd-vo SGU, 2009, 209 p.
Meaningful Orientations Test. https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev (accessed August 8, 2020).
Shabanov L.V., D’yachkov A.A. Vliyanie emotsional’no-volevykh komponent na usloviya razvitiya poznavatel’noy sub”ektnosti kursantov voennykh vuzov RF [The influence of emotional-will components on the conditions for the development of cognitive subjectivity of cadets of military universities of the Russian Federation]. Nauchnoe mnenie, 2019, no. 7-8 (2021), pp. 116-122.
16-Factor Personal Questionnaire (16PF) R. Kettella. http://www.miu.by/kaf_new/mpp/060.pdf (accessed August 27, 2020).
Dyachkov A.A., Shabanov L. ., Suvorova O.V. The development of personality qualities of future officers of law enforcement agencies of the Russian Federation. SHS Web of Conferences, 2021, vol. 113, 00037. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300037
Просмотров аннотации: 139 Загрузок PDF: 128
Copyright (c) 2021 Aleksey A. Dyachkov, Lev V. Shabanov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.